Слайд 1Общение как деятельность
Подготовил: Дмитриева Светлана Юрьевна
Слайд 2 Общение – это передача информации от человека к человеку, сложный
многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение)
и между группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум 3 различных процесса:
Слайд 31. Коммуникацию (обмен информацией)
2. Интеракцию (обмен действиями)
3. Социальную перцепцию (восприятие
и понимание партнера)
Слайд 4 Вне общения невозможна человеческая деятельность.
Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемая под
углом взаимоотношений личности и общества, - изучает психология общения; использование
общения в деятельности – социология.
Слайд 6В соответствии с содержанием:
1. Материальное – обмен предметами или продуктами
деятельности
2. Когнитивное – обмен информацией, знаниями (узнаем у знакомых погоду,
цены)
3. Кондиционное – обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. («развеселить грустного друга», феномен эмоционального заражения)
Слайд 74. Мотивационное – обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами, потребностями. (мотивация
персонала)
5. Деятельностное – обмен навыками и умениями, который осуществляется в
результате совместной деятельности. (деятельность в кружке вышивания).
Слайд 8В зависимости от используемой техники общения и его целей:
1. «Контакт
масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать
особенности личности собеседника(маски вежливости, учтивости, безразличия)
2. «Светское общение» - его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено.
Слайд 93. «Формально-ролевое» – когда регламентированы и содержание, и средства общения,
и вместо зниания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4.
«Деловое общение» - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата, т.е. общение целенаправленное.
Слайд 105. Межличностное общение – раскрывает глубинные структуры личности. (интимно-личностное).
6. Манипулятивное
общение – направлено на получение выгоды от собеседника.
Слайд 11Мотивы общения
Наиболее важными мотивами общения ситаются АФФИЛИАЦИЯ и АЛЬТРУИЗМ
Аффилиация (англ.
Affiliation, «соединение») – стремление быть в обществе других людей, потребность
человека в содании теплых, эмоционально-значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с другими людьми, дружба, любовь.
Слайд 12 Альтруизм - (лат alter – другой) – понятие, которым осмысливается
активность, связанная с бескорысной заботой о благополучии других людей.
Рассматривается как
противоположность эгоизму. Синонимом является «просоциальное поведение».
Слайд 13Средства общения
Вербальные
Паравербальные (околовербальные):
Фонационные (темп, тембр, громкость речи, заполнения пауз)
Кинестетические (жесты,
позы, мимика)
Графические (особенности почерка, графич дополнения к буквам, заменители букв
и др.)
Невербальные
Слайд 14Процедура общения
Этапы:
1. Потребность в общении – побуждает человека вступить
в контакт с другими людьми (Аутизация – патология)
2. Ориентировка в
целях общения, в ситуации общения
3. Ориентировка в личности собеседника
4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (бессознательно), что именно скажет.
Слайд 155. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми
будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести
6. Установление контакта
7.
Обмен мнениями, идеями, фактами
8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Слайд 16Помехи в общении
Различные типы шумов:
Шум окруж среды
Физиологический шум
Смысловой шум
Синтаксический шум
Культурный
шум
Психологиеский шум
Слайд 17Коммуникативные барьеры
Взаимопонимания
Семантический
Стилистический
Логический
Соц-культурный
Барьер авторитета
Барьер отношений