Слайд 1Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.
Слайд 2ПЛАН
По пути решения национальных и региональных проблем.
Начало чеченского конфликта.
Выборы 1996
г. и их последствия.
Углубление политического кризиса.
Слайд 3Как складывались межнациональные отношения в условиях перестройки? Были ли преодолены
противоречия между центром и регионами?
Разрешение конституционного кризиса в 1993 г.
создало предпосылки для нормализации положения в Российской Федерации. Однако их реализация оказалась затруднена. Левые фракции Государственной Думы блокировали законодательные инициативы Правительства. Продолжался спад в экономике, обострялись социальные проблемы. Наибольшие сложности вызвали межнациональные отношения. Возникла угроза, что Россию постигнет участь СССР.
Слайд 4
По пути решения национальных и региональных проблем.
В регионах Российской Федерации еще до распада СССР начался подъем
национальных и общественно-политических движений. Обострялись отношения между новым центром власти в Москве и субъектами Федерации, желавшими дистанцироваться от болезненных реформ центра или использовать преобразования для удовлетворения региональных интересов.
Частичный компромисс был достигнут 31 марта 1992 г. с подписанием в Москве Федеративного договора. Он значительно расширил полномочия субъектов Федерации и их органов власти, однако не решил всех проблем межнациональных и федеративных отношений. Татарстан и Чечня не подписали Федеративный договор. Эти республики, а также Башкортостан, Тува и Якутия (Республика Саха) сократили отчисления в федеральный бюджет. В некоторых автономных республиках были приняты конституции, в которых утверждались верховенство местных законов над федеральными и право выхода из Федерации. Правомерность этих конституций оказалась предметом длительной тяжбы между российскими и республиканскими властями.
Фактически неравноправным осталось положение регионов процветающих и регионов дотационных, зависящих от финансовой поддержки федеральных властей. Закреплялось неравенство в статусе автономных республик России и ее областей, республики имели большие права. Это вызывало недовольство во многих регионах.
Разрешение конституционного кризиса и принятие новой Конституции отчасти улучшило ситуацию.
В 1994 г. был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Достижение компромисса во многом было обусловлено гибкой и конструктивной позицией Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева. Затем последовала нормализация отношений федеральных властей и с большинством других субъектов Федерации.
Слайд 6Начало чеченского конфликта.
Наиболее сложная ситуация сложилась в Чечне. Еще в
1991 г. были провозглашены ее независимость и выход из состава
СССР и РСФСР, сформировались чеченские воинские части. Президентом самопровозглашенного государства стал бывший советский генерал Д.М. Дудаев.
В кризисные годы ни союзные, ни российские власти не имели возможности уделить должное внимание положению в Чечне. В результате сложилось парадоксальное положение. Независимость Чечни не была признана ни одной страной мира, ее границы с Россией оставались открытыми, но законы Российской Федерации на территории Чечни не действовали. Она превратилась в перевалочный пункт международной торговли наркотиками, оружием, нелегального ввоза и вывоза товаров из России. В отношении русских, живших в Чечне, проводилась политика террора и запугивания. Многие из них оказались беженцами (около 200 тыс. человек) или бесправными рабами чеченских богачей.
Указом Дудаева от 26 октября 1991 г. все вооружение и военная техника на территории Чечни объявлялись ее собственностью. В ответ Верховный Совет РСФСР провозгласил решения чеченских властей незаконными и ввел в республике чрезвычайное положение. Однако отправленные в столицу Чечни город Грозный силы ОМОНа были блокированы боевиками Дудаева. Не желая обострять положения, Верховный Совет отменил принятое им решение. Федеральные войска были выведены с территории Чечни, а большая часть их техники и вооружения досталась боевикам. В 1993 г. Дудаев распустил парламент Чечни, в республике утвердился диктаторский режим.
После завершения конституционного кризиса в России федеральные власти предприняли попытку решить чеченскую проблему. 30 ноября 1994 г. Б.Н. Ельцин подписал указ «О мероприятиях но восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Ожидавшая решительной поддержки центра чеченская оппозиция власти Дудаева поднялась против его режима.
Слайд 8Начало чеченского конфликта.
11 декабря 1994 г. началась первая чеченская война.
Федеральные войска вступили на территорию Чечни и к лету 1995
г. после тяжелых боев заняли основные населенные пункты республики. Чеченских боевиков оттеснили в горы. Однако чрезвычайное положение на территории Чечни так и не было введено. Несущие большие потери войска не рассматривались как ведущие боевые действия, их снабжение и довольствие осуществлялось по нормам мирного времени. Периодически федеральные власти вступали в переговоры с чеченцами, что позволяло боевикам, получившим помощь от зарубежных радикальных исламских движений, восстанавливать свои силы.
Неспособность решить чеченский конфликт мирным путем, с одной стороны, и нерешительность в проведении военных действий — с другой привели к резкой критике политики Президента России со стороны либерально-демократических кругов. Они увидели в действиях федерального центра проявление великодержавных, имперских традиций и покинули команду Президента. Они также принимали во внимание позицию правительств стран Запада, считавших, что власти ущемляют права человека в Чечне.
На самом деле Россия столкнулась в Чечне с исламским фундаментализмом — силой, враждебной всякой демократии и имеющей питательную почву в странах, весьма далеких от уважения прав человека. В июне 1995 г. группа боевиков захватила город Буденновск (Ставропольский край) и превратила его жителей в заложников. Федеральные власти вновь вступили в переговоры с лидерами Чечни. Одновременно продолжались боевые действия. В апреле 1996 г. Дудаев был убит, однако это не изменило ситуацию. В августе 1996 г. отряды боевиков, спустившиеся с гор, перешли в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный. После этого в городе Хасавюрт были подписаны соглашения, предусматривавшие вывод федеральных сил с территории Чечни и проведение в республике демократических выборов. Решение вопроса о статусе Чечни откладывалось на 5 лет.
Новые чеченские лидеры, в частности избранный в 1997 г. Президентом АЛ. Масхадов, расценили этот договор как фактическое признание независимости Чечни.
Слайд 9Больница в Буденовске, захваченная террористами
Слайд 10В августе 1996 г. отряды боевиков, спустившиеся с гор, перешли
в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный
Слайд 1130 августа 1996 г. в городе Хасавюрт были подписаны соглашения,
предусматривавшие вывод федеральных сил с территории Чечни и проведение в
республике демократических выборов. Решение вопроса о статусе Чечни откладывалось на 5 лет.
Слайд 12Выборы 1996 г. и их последствия.
Неудачи федеральных войск в Чечне,
большие жертвы среди ее мирного населения (из 80 тыс. погибших
большинство были гражданскими лицами), непоследовательность и нерешительность Правительства в проведении реформ привели к обострению внутриполитического положения в России. Другой причиной этого был продолжавшийся спад в экономике.
В 1995 г. в выборах в Государственную Думу приняли участие 43 политические партии. Однако более 5 % голосов избирателей, необходимых, чтобы пройти в Думу, получили лишь 4 из них.
Самую многочисленную фракцию составили коммунисты (22 % голосов). Либерально-демократическая партия завоевала около 11 % голосов, примерно столько же — проправительственный блок «Наш дом — Россия». Оппозиционное Президенту «Яблоко» получило 8 % голосов. Все остальные партии и движения не прошли в Думу (им удалось добиться весьма ограниченного представительства лишь благодаря выборам в одномандатных округах). Все это свидетельствовало о росте недовольства населения курсом Правительства.
Ключевые позиции в Думе заняли коммунисты. Ее Председателем (спикером) стал член КПРФ Г.Н. Селезнев. Вновь возникла ситуация полного тупика в продолжении политики реформ. Правительство было не способно провести через Думу ни один законопроект, обеспечивающий углубление рыночных реформ или хотя бы упрочение правовой базы фактически уже осуществленных преобразований.
Положение обострилось ко времени президентских выборов 1996 г. Опросы общественного мнения показывали, что Б.Н. Ельцина готовы поддержать лишь от 6 до 10 % избирателей. Казалось, Б.Н. Ельцин не сможет одержать победу. В этих условиях на арену политической жизни вышла новая сила — предприниматели. С завершением приватизации большинства предприятий началось сращивание банковского капитала с промышленным и заметную роль в экономике стали играть финансово-промышленные группы (ФПГ) — такие, как «ОНЭКСИМбанк», «Менатеп», «Российский кредит», РАО «Газпром», «Магнитогорская сталь», «Нижегородские автомобили» и др.
Слайд 14Выборы 1996 г. и их последствия.
Финансово-промышленные группы и связанные с
ними политические кланы старались обеспечить свои деловые интересы и благоприятный
для себя климат в обществе, влияя на характер подачи и освещение материалов в СМИ, политическую жизнь.
Возросший спрос на услуги СМИ со стороны крупнейших российских компаний, способных выделять немалые средства на защиту собственных интересов, обеспечил возникновение крупных медиа-холдингов. Они, пользуясь финансовыми сложностями СМИ (от телекомпаний до газет), установили контроль над их деятельностью. Приобретение акций медиа-холдингов для многих ФПГ стало залогом благожелательного отношения к ним прессы.
Для обеспечения победы Б.Н. Ельцина на предстоящих выборах были использованы новые информационные технологии. Ее главный стержень — близость Президента к рядовым гражданам, его способность учитывать и защищать их интересы.
В этих рамках и проходила предвыборная кампания. Для ее финансирования привлекались средства, полученные от Международного валютного фонда на поддержку рыночных реформ. Они также пошли на погашение задолженностей по выплатам зарплат работникам бюджетной сферы, что стало важным предвыборным ходом. В результате внешняя задолженность страны с 1995 по 1996 г. увеличилась на 12 млрд долларов.
Для опровержения слухов о плохом состоянии его здоровья Президент посетил многие регионы страны. В выступлениях, широко освещавшихся СМИ, он акцентировал внимание на необходимости коррекции политики реформ. Динамично проведенная предвыборная кампания оказала определенное воздействие на избирателей. На них повлияли обещания Президента улучшить положение в социальной сфере, в частности повысить минимальный размер пенсий и покрыть задолженность государства по зарплатам трудящихся.
В первом туре выборов Б.Н. Ельцин занял первое место, получив 35 % голосов избирателей. Лидер КПРФ ГА. Зюганов обеспечил себе 32 % голосов, на третье место (15 %) вышел генерал А.И. Лебедь. Он выступал в роли человека твердой руки, который стоит вне межпартийного соперничества и для которого превыше всего интересы России.
Значительно увеличил рейтинг Б.Н. Ельцина такой шаг, как назначение секретарем Совета безопасности и помощником Президента по вопросам национальной безопасности А.И. Лебедя (вскоре после выборов он ушел в отставку). Это обеспечило значительное перераспределение голосов. Во втором туре, состоявшемся 3 июля 1996 г., Б.Н. Ельцину удалось получить больше голосов, чем его главному сопернику — ГА. Зюганову (голоса распределились в пропорции 53,8 и 40,3 % от числа участвовавших в выборах).
Председателем Совета Федерации в 1996 г. был избран Е.С. Строев.
Слайд 16Углубление политического кризиса
Победа Б.Н. Ельцина не решила проблему стабилизации положения
в экономике, обеспечения эффективной работы механизмов рынка. Дума осталась оппозиционной
Правительству. Обострению борьбы за власть способствовала тяжелая болезнь Б.Н. Ельцина, перенесшего операцию на сердце. Оппозиция безуспешно пыталась добиться импичмента Президента по состоянию здоровья. Сдерживающим ее фактором оставалось конституционное право Президента на досрочный роспуск Думы. Такой исход не устраивал многих ее депутатов, которые в кризисных ситуациях предпочитали идти по пути компромисса с исполнительной властью.
В мае 1999 г. Президент Б.Н. Ельцин назначил на пост премьер-министра СВ. Степашина, а в августе 1999 г. его сменил на этом посту В.В. Путин. При этом Президент подчеркнул, что видит его своим преемником.
Слайд 18Родился в 1952 г. в Ленинграде, в 1975— 1990 гг.
служил во внешней разведке (входила в систему КГБ СССР), специализировался
на Германии. Выйдя в отставку в звании полковника, с 1990 г. работал в ленинградском Совете, мэрии Санкт-Петербурга, возглавлял Комитет по внешним связям. С 1997 г. — заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, в 1998—1999 гг. —директор Федеральной службы безопасности(ФСБ), в августе 1999 — мае 2000 г. — Председатель Правительства России, одновременно с 31 декабря 1999 г. — и.о. Президента Российской Федерации, после победы на выборах — Президент России.
Путин Владимир Владимирович
Слайд 19ВЫВОДЫ
Основным итогом периода 1994—1998 гг. стало то,
что, несмотря на сохраняющуюся остроту социальных проблем и продолжающийся кризис
в экономике, удалось предотвратить развитие тенденций к дезинтеграции России на соперничающие регионы. Вопреки продолжающимся трениям между законодательной и исполнительной ветвями власти политическая жизнь страны развивалась в рамках конституционного (правового) поля. Россия продолжала следовать по пути реформ и демократического развития. регионы. Вопреки продолжающимся трениям между законодательной и исполнительной ветвями власти политическая жизнь страны развивалась в рамках конституционного (правового) поля. Россия продолжала следовать по пути реформ и демократического развития.