Разделы презентаций


Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения» презентация, доклад

Содержание

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАУКА:в широком смысле;в узком смысле. ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ:объективность, рациональность;использование особого научного языка;системность;специальные способы (методы) получения знаний;проверяемость (верифицируемость) результатов.ФУНКЦИИ НАУКИ:познавательная; мировоззренческая;прогностическая;социальная;производственная.ТИПОЛОГИЯ НАУК:точные, естественные, социальные, гуманитарные;фундаментальные, прикладные. НАУКА И

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кодификатор по обществознанию
Глава 1. Человек и общество. Тема 1.11
Обществознание 10

класс Профильный уровень
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа

№ 1353. Москва. Зеленоградский АО.

НАУКА,
ОСОБЕННОСТИ
НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

Кодификатор по обществознаниюГлава 1. Человек и общество. Тема 1.11Обществознание 10 класс  Профильный уровеньУльева О.В., учитель истории

Слайд 2ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАУКА:
в широком смысле;
в узком смысле. 
ЦЕЛЬ НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ.
ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ:
объективность, рациональность;
использование особого научного языка;
системность;
специальные способы (методы) получения

знаний;
проверяемость (верифицируемость) результатов.
ФУНКЦИИ НАУКИ:
познавательная;
мировоззренческая;
прогностическая;
социальная;
производственная.
ТИПОЛОГИЯ НАУК:
точные, естественные, социальные, гуманитарные;
фундаментальные, прикладные. 
НАУКА И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС.
ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАУКА:в широком смысле;в узком смысле. ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ:объективность, рациональность;использование особого научного языка;системность;специальные

Слайд 3НАУКА
определенная система знаний о природе, об обществе,
о человеке
особый вид духовного

производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление
и

совершенствование

совокупность 
социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
«НАУКА» В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) УЧЕНЫХ В ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ
И ПРИКЛАДНЫХ НАУКАХ

АКАДЕМИЯ НАУК, АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НИИ, ВУЗы

НАУКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (наряду с религией, моралью, искусством и др.)

НАУКАопределенная система знаний о природе, об обществе, о человекеособый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний,

Слайд 4Цель научного познания:
постижение истины;
открытие объективных законов действительности.
Главный двигатель науки –


общественные потребности.

Цель научного познания:постижение истины;открытие объективных законов действительности.Главный двигатель науки – общественные потребности.

Слайд 5ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Слайд 6ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ
Какие специфические признаки науки вы можете назвать?
объективность, рациональность;
использование

особого научного языка;
системность;
специальные способы (методы) получения знаний;
проверяемость (верифицируемость) результатов.

ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИКакие специфические признаки науки вы можете назвать?объективность, рациональность;использование особого научного языка;системность;специальные способы (методы) получения знаний;проверяемость

Слайд 9МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели.

МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели.

Слайд 10Приведите примеры проявлений каждой
функции науки.

Приведите примеры проявлений каждой функции науки.

Слайд 11ТИПОЛОГИЯ НАУКИ
(первый вариант)
О НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
МАТЕМАТИКА
ОБ ОБЩЕСТВЕ
ФИЗИКА
ХИМИЯ
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ЭКОЛОГИЯ и пр.
О

ЧИСЛАХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
О ЧЕЛОВЕКЕ
ФИЛОСОФИЯ
ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИКА
ПОЛИТОЛОГИЯ
СОЦИОЛОГИЯ и пр.
ПСИХОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ и пр.

ТИПОЛОГИЯ НАУКИ(первый вариант)О НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕМАТЕМАТИКАОБ ОБЩЕСТВЕФИЗИКАХИМИЯБИОЛОГИЯГЕОГРАФИЯЭКОЛОГИЯ и пр.О ЧИСЛАХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХО ЧЕЛОВЕКЕФИЛОСОФИЯИСТОРИЯЭКОНОМИКАПОЛИТОЛОГИЯСОЦИОЛОГИЯ и пр.ПСИХОЛОГИЯФИЛОЛОГИЯЯЗЫКОЗНАНИЕ

Слайд 12КАК ПРАВИЛО, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ ОПЕРЕЖАЮТ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРИКЛАДНЫЕ
ПРИКЛАДНАЯ
(ЦЕЛЬ –

РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ, НАПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ЗАДАЧ)
ТИПОЛОГИЯ НАУКИ
(второй вариант)
НАУКА
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ
(ЦЕЛЬ – ПОЛУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ)
КАК ПРАВИЛО, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ ОПЕРЕЖАЮТ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРИКЛАДНЫЕПРИКЛАДНАЯ(ЦЕЛЬ – РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ, НАПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ЗАДАЧ)ТИПОЛОГИЯ НАУКИ(второй вариант)НАУКАФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ(ЦЕЛЬ

Слайд 13ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
VI

– IV
тысячелетие
до н.э.
Присваивающее хозяйство – собиратели и охотники
Производящее хозяйство

– земледельцы и скотоводы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВАНЕОЛИТИЧЕСКАЯ(переход от присваивающего хозяйства к производящему)VI – IV тысячелетиедо н.э.Присваивающее хозяйство – собиратели

Слайд 14ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ
(переход


от ручного труда
к машинному)
VI – IV
тысячелетие
до н.э.
XVIII –

XIX вв.

Ручной труд –
мануфактура

Машинный труд –
фабрика

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВАНЕОЛИТИЧЕСКАЯ(переход от присваивающего хозяйства к производящему)ПРОМЫШЛЕННАЯ(переход от ручного труда к машинному)VI – IV

Слайд 15ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ
(переход


от ручного труда
к машинному)
НТР
(превращение науки в производитель-ную силу общества)
VI

– IV
тысячелетие
до н.э.

XVIII – XIX вв.

середина
XX в.

Леонардо да Винчи
(1452-1519).
Автопортрет.

Проекты
Леонардо да Винчи.

Почему гениальные проекты
Леонардо
остались
только
на бумаге?

Советские агитационные плакаты


Советские агитационные плакаты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВАНЕОЛИТИЧЕСКАЯ(переход от присваивающего хозяйства к производящему)ПРОМЫШЛЕННАЯ(переход от ручного труда к машинному)НТР(превращение науки в

Слайд 16ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ
(переход


от ручного труда
к машинному)
НТР
(превращение науки в производитель-ную силу общества)
VI

– IV
тысячелетие
до н.э.

XVIII – XIX вв.

середина
XX в.

конец XX в.

ИНФОРМАЦИ-ОННАЯ
(обмен информацией
с помощью компьютерных сетей)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВАНЕОЛИТИЧЕСКАЯ(переход от присваивающего хозяйства к производящему)ПРОМЫШЛЕННАЯ(переход от ручного труда к машинному)НТР(превращение науки в

Слайд 17ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ
неоднозначность общественного прогресса (современная наука и

техника способны уничтожить человечество);
ответственность ученых за методы научной деятельности;
ответственность ученых

за последствия сделанных ими открытий.

Бертран Рассел 
(1872-1970),
британский философ, 
общественный деятель и математик.

Альберт Эйнштейн 
(1879-1955),
физик-теоретик, общественный деятель-гуманист.

В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов.
Из Манифеста Рассела — Эйнштейна. 1955 год.

Андрей Дмитриевич Сахаров 
(1921-1989) 
советский физик, один из создателей первой советской водородной бомбы (1953 год).
Впоследствии - общественный деятель, диссидент и правозащитник. 

ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХнеоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника способны уничтожить человечество);ответственность ученых за методы

Слайд 18ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ
неоднозначность общественного прогресса (современная наука и

техника способны уничтожить человечество);
ответственность ученых за методы научной деятельности;
ответственность ученых

за последствия сделанных ими открытий.

Заседание Нюрнбергского процесса.
Слушание дел о медицинских экспериментах
в концлагерях.
Фото Bettmann archives с сайта cursorinfo.co.il.

Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками. 
Из Нюрнбергского кодекса. 1947 год.

Новые научные открытия и достижения еще не являются однозначными свидетельствами общественного прогресса и гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо. Каждый ученый должен понимать свою ответственность перед человечеством.

ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХнеоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника способны уничтожить человечество);ответственность ученых за методы

Слайд 19СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ НАУКИ
Ускорение роста научного знания, что связано с

переработкой огромного количества информации (ее объем удваивается каждые пять-десять лет).
Дифференциация

и интеграция научного знания
Математизация и  компьютеризация научных  знаний,  что является  основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена в научном сообществе.
Возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки.  
Возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается  в  «мать  производства».

На карикатуре представлена специфическая
тенденция развития науки в современной России. Попробуйте её сформулировать сами.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИУскорение роста научного знания, что связано с переработкой огромного количества информации (ее объем удваивается

Слайд 20субъект и объект познания совпадают;
общественные науки всегда задевают непосредственно интересы

людей;
социальное познание всегда нагружено оценкой (естествознание – «истина разума», обществознание

– «истина сердца»);
открытые законы носят вероятный характер, прогностическая функция ограничена.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК:

субъект и объект познания совпадают;общественные науки всегда задевают непосредственно интересы людей;социальное познание всегда нагружено оценкой (естествознание –

Слайд 21ПАРАДОКС ПОЗНАНИЯ
ЧЕМ БОЛЬШЕ
Я ЗНАЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ ГРАНИЦА НЕЗНАНИЯ
То, что

мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем –

бесконечно.
П.Лаплас (французский математик, механик, физик и астроном XVIII-XIX вв.).
ПАРАДОКС ПОЗНАНИЯЧЕМ БОЛЬШЕ Я ЗНАЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ ГРАНИЦА НЕЗНАНИЯТо, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы

Слайд 22УЧЕНЫЕ ШУТЯТ
Наука есть лучший способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за

счет государства.
Л.А.Арцимович, советский физик, академик.
Вице-президент Академии наук В.А.Стеклов, математик:
Науки делятся

на естественные и противоестественные.
Академик С.Ф.Платонов, историк:
Нет, милостивый государь, на общественные и антиобщественные.
Полемика 20-х гг. ХХ в.
на заседании Академии наук.

Оптимист думает, что стакан наполовину полон. Пессимист думает, что стакан наполовину пуст. Программист думает, что стакан вдвое больше, чем нужно. 
Автор неизвестен.

Пример научного юмора: шуточный парадокс
кошки с маслом

Только неграмотный человек на вопрос
«Как найти площадь Ленина?» отвечает: «Длину Ленина умножить на ширину Ленина».
А грамотный знает, что надо взять интеграл по поверхности. 

УЧЕНЫЕ ШУТЯТНаука есть лучший способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства.Л.А.Арцимович, советский физик, академик.Вице-президент Академии наук

Слайд 23ТЕРМИНОЛОГИЯ:
НАУКА  - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию

объективных знаний о действительности. 
МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной

цели.
ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему.
ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному).
АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон.
ЭТИКА -  философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.
НАУЧНАЯ ЭТИКА — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.
ТЕРМИНОЛОГИЯ:НАУКА  - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.  МЕТОД - это практический или теоретический

Слайд 24http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный

уровень.
http://ru.wikipedia.org
http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-770560/#image8974710 - ученые шутят.
http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-725910/ - ученые шутят.
http://fmo.kemsu.ru/articles.php?article_id=40 – ученые шутят.
ДИСТАНЦИОННОЕ

ОБУЧЕНИЕ:

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:

САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:

http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет).
http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ.
http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам.
http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.

http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/nauka?seconds=0&chapter_id=351 - ИнтернетУрок «Наука».

http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень.http://ru.wikipedia.orghttp://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-770560/#image8974710 - ученые шутят.http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-725910/ - ученые шутят.http://fmo.kemsu.ru/articles.php?article_id=40

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика