Слайд 1Программа довузовской подготовки
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Слайд 2Программа курса
Раздел 1. Человек и общество
Раздел 2. Экономика
Раздел 3. Социальные
отношения
Раздел 4. Политика
Раздел 5. Право
Слайд 3Раздел 1. Человек и общество
Панькова Наталья Михайловна
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры
истории и философии науки и техники
Института социально-гуманитарных технологий
Томского политехнического
университета
Лекция 3. Происхождение человека
Слайд 4Концепции происхождения человека
Теории происхождение Вселенной
Вопросы:
Слайд 51. Концепции происхождения человека
Для понимания сущности человека важное значение имеет
вопрос о его происхождении.
Существует несколько теорий происхождения человека:
Теория творения (религиозная
концепция)
Эволюционная теория (научная концепция)
Космическая теория возникновения человека (паранаучная концепция)
Слайд 6Теория творения (религиозная концепция)
Креационизм - основные формы органического мира (жизнь),
человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как
созданные Творцом или Богом.
История сотворения мира изложена в Ветхом Завете. Это один из центральных догматов веры иудаизма и христианства.
Главным повествованием о сотворении является первая книга Библии - Бытие.
Слайд 7Философия эллинизма:
Платон: Бог-Демиург (творец) сотворил первичную материю из Ничего,
а затем сотворил мир из Первоматерии.
Связующим звеном между Богом
и миром является Логос -слово Божье, наделенное самостоятельным существованием. Логос содержит в себе мир вечных идей -первообразов, оказываясь синонимом Премудрости Божьей.
Филон Александрийский основал свою теорию сотворения мира на учении Платона, из которого устранил элементы, несовместимые с Библией (утверждение о сотворении мира из вечной, пред-существующей материи).
Слайд 8Сотворение мира
«На первый день Бог создал свет и отделил его
от тьмы; на второй день - создал твердь и воду, на
третий - сушу и растения, на четвёртый - небесные светила, на пятый - птиц, рыб и пресмыкающихся, наконец, на шестой - животных и человека».
Хаос сменился космическим порядком
«И увидел Бог, что это хорошо».
Человек сотворен по образу и подобию Бога. Сотворил Еву из ребра Адама
Затем Бог создал райский сад и два дерева в нём: Древо жизни и Древо познания добра и зла. Создал первую данную человеку заповедь - не вкушать плодов от древа познания добра и зла.
Слайд 10Эволюционная теория (научная концепция)
Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела
к появлению человека разумного
процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека,
первоначального развития его трудовой деятельности, речи (около 2 млн. лет назад)
Австралопитек – Человек умелый (Homo habilis) – Человек прямоходящий (Homo erectus) – Питекантроп – Неандерталец – Кроманьонец - Человек разумный (Homo sapiens) - Неоантроп
Чарльз Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора», в 1871 г.
Homo habilis
Слайд 11Эволюционизм
система идей и концепций, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли,
которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции Вселенной.
Впервые
появилось в Античности
фундаментальная концепция биологии.
Естественный отбор и неопределенная изменчивость.
Креационизм – ложная теория
Чарльз Дарвин (1809 - 1882)
Слайд 12Эволюционизм
Основные механизмы эволюции:
Изменчивость
Наследственность
Естественный отбор
Трудовая теория происхождения человека – Фридрих Энгельс.
Труд – главный фактор эволюционного превращения предка человека в социальное
и культуросозидающее существо.
Развитие по спирали – периодическая смена влияния биологических и социальных факторов.
Приспособление человека к меняющимся климатическим условиям и развитие простейших трудовых навыков.
Фридрих Энгельс
(1820-1895)
Слайд 13Глобальный эволюционизм
Учение о Ноосфере
Представители: П. Тейяр де Шарден (1881 –
1955), В.И. Вернадский (1863 - 1945)
Эволюция не закончилась на
человеке как индивидууме, она продолжается.
От клеток – через человека - сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы».
Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли.
Следующий шаг - присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе - сфера Духа.
В.И. Вернадский
(1863 – 1945)
Слайд 14Альтернативные концепции
Космическая теория возникновения человека
Инопланетное вмешательство - существование разумных существ
на других планетах - философы и ученые эпохи Возрождения Николай
Кузанский, Джамбатиста Бенедетти, Джордано Бруно.
Если возникновение жизни, а затем и разумной жизни - естественный процесс, то подобное могло произойти и в любом другом месте, где есть подходящие условия.
Слайд 15Происхождение Вселенной
Космогония ( «мир», «Вселенная» + «рождение») - наука, изучающая происхождение и развитие
космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик,
туманностей, Солнечной системы, включая Солнце, планет со спутниками, астероидов, комет, метеоритов.
Изучение космогонических процессов является одной из главных задач астрофизики.
Космогония решает вопрос о происхождении Вселенной.
Космоло́гия (космос + логос) - раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом.
Основу этой дисциплины составляют математика, физика и астрономия.
Слайд 162. Теории происхождение Вселенной
Древняя Греция, как и многие другие древние
цивилизации, создала своё представление о Вселенной.
Но уникальность древней Греции
состояла в том, что она имела не одну модель: различные философские школы выдвинули крайне различные модели мира.
Вопрос соотношения Единого и Многого
Поиски первоначала (архэ) – от моносубстанции к бесконечному множеству первоначал
Слайд 17Геоцентризм
С древнейших времён Земля считалась центром мироздания.
При этом предполагалось наличие
центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала
какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны, киты).
Слайд 18Милетская школа VII-VI вв. до н.э.
Архэ – это моносубстанция:
Фалес
– вода (земной диск плавает в воде)
Анаксимандр – апейрон
(бесконечное, беспредельное начало). У находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры.
Анаксимен – воздух (Земля – плоский цилиндр, который висит в воздухе)
Слайд 19Ионийская школа (VI-Vвв. до н.э.)
Гераклит Эфесский: В основе мира –
движение
Огонь – иллюстрация движения
Миром правит Логос – мировой разум
В текстах
первым употребил слово «Космос» - порядок, вечно живой огонь.
«Все течет, все изменяется»
«В одну и ту же реку нельзя войти дважды»
В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество – «Жизнь одних есть смерть других» - основа диалектики
Слайд 20Пифагорейская школа (VI-V вв. до. н.э.)
Пифагор: «Все есть число»
Система математических
доказательств
Единое – всеобщий закон, выражаемый при помощи числа
Пироцентрическая модель Вселенной,
в которой звёзды, Солнце, Луна и шесть планет обращаются вокруг Центрального Огня (Гестии). Земля имеет форму шара!
Геоцентрическая система мира - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.
Слайд 21Эмпедокл (v век до н.э.)
Плюрализм - признавал множественность первоначал.
В
основе мира 4 начала: огонь, вода, земля и воздух.
Силы –
Любовь (соединение) и Вражда (разъединение)
Ученик Парменида
Труды Эмпедокла написаны в форме стихотворных поэм.
Слайд 22Атомистическая школа (VI-Vвв.до н.э.)
Левкипп и Демокрит
Единое и Многое существуют в
один момент времени!
Единое – структура этого мира: Все состоит из
атомов, которые движутся в пустоте.
Способ соединения атомов – единый (механическое соединение)
Многое – бесконечное количество атомов. Бесконечную делимость материи невозможна. Бесконечно не только число атомов во Вселенной, но и бесконечно количество их форм.
Слайд 23Атомы вещества – мельчайшие частицы, из которых состоит материя
Вещество,
пространство и время нельзя делить бесконечно!
Все атомы вещества – разные:
Атомы
пространства - амеры
Атомы времени - хрононы
Душа состоит из атомов особого рода!
Атомы неизменны, неделимы и однородны.
Слайд 24Элейская школа (VI-Vвв. до н.э.)
Парменид и Зенон
Проблема бытия и
движения
В основе всего 2 начала – огонь и земля
Нельзя помыслить множественность!
Движение невозможно!
Способы доказательства истины – диалектика (как метод выявления противоречий в суждениях противника).
Апории Зенона (дихотомия, Ахиллес и черепаха, летящая стрела и стадион)
Слайд 25Школы классического периода:
Рафаэль. Афинская школа (1511)
Слайд 26Сократ (469-399 гг. до н.э.)
Субъективный идеализм
Антропологический поворот – «Познай
самого себя!»
«Не Физика, а Этика (изучение человека) должна быть на
первом месте!»
Метод философии – диалектика (искусство спора):
Дисквалификация себя и собеседника: «Я знаю, что ничего не знаю»
Ирония
Майевтика
Слайд 27Платон (428/427-348/347гг. до н.э.)
Ученик Сократа
Объективный идеализм
Строение мира.
Учение о человеке.
Учение о
познании.
Учение об идеальном государстве.
Слайд 28Строение мира
Из идей и материи Демиург (Бог-творец) создает мировую душу
и распространяет ее по пространству
Человек принадлежит двум мирам одновременно (душа
+ тело)
Гуперуранция – Мир «по ту сторону неба», в котором ранее находилась душа человека
Познание – процесс припоминания того, что душе было известно
Мир идей
Мир вещей
Слайд 29Учение о человеке
Душа человека состоит из 3 элементов:
Разумная (преобладает у
философов)
Волевая (у воинов)
Чувственная (у ремесленников и крестьян)
Каждому типу
соответствуют свои добродетели
Слайд 30Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.)
Ученик
Платона
С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского
Философия:
Физика –
о природе;
Метафизика – все остальное.
Учение о строении мира
Учение о методах познания
Учение о душе
Учение о государстве
Слайд 31Учение о строении мира.
Мир – иерархия сущностей от материи к
форме:
Чистая форма – Перводвигатель
Форма – активное начало, источник движения
Материя –
пассивное начало
ФОРМА
МАТЕРИЯ
Слайд 32Строение Вселенной
Шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной
Видимое суточное движение
небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси
Земля является тяжёлым телом,
а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной
Слайд 33Выводы:
Человек одновременно принадлежит двум мирам – природному и социальному и
представляет собой феномен, включающий
уровень природного (биологический),
уровень родового (общечеловеческого),
социального (общественного)
уровень духовного и
уровень космического.
Их неразрывное единство и обуславливает сущность человека, отличную от сущности всех других форм жизни на Земле.
Слайд 34Задание для самостоятельной работы:
Реальность состоит не только из того, что
нам известно, но также из того, о чем мы не
знаем и о чем не узнаем в течение еще некоторого времени.
Р. Докинз
Слайд 35Кли́нтон Ри́чард До́кинз (р. 1941)
английский этолог, эволюционный биолог, учёный и популяризатор науки.
Работал профессором Оксфордского
университета
Докинз стал известен в 1976 году, когда вышла в свет его
книга «Эгоистичный ген», в которой обосновывается геноцентричный взгляд на эволюцию.
В 11 главе этой книги также был введен в лексикон термин «мем», обозначающий единицу культурной информации (аналогичную гену в генетике), копирующуюся и передающуюся от одного носителя к другому и подверженную мутации, естественному отбору и искусственной селекции.