Слайд 1Программа довузовской подготовки
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Слайд 2Программа курса
Раздел 1. Человек и общество
Раздел 2. Экономика
Раздел 3. Социальные
отношения
Раздел 4. Политика
Раздел 5. Право
Слайд 3ВВЕДЕНИЕ
Панькова Наталья Михайловна
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры
истории и философии науки
и техники
Института социально-гуманитарных технологий
Томского политехнического университета
Слайд 4Специфика социально-гуманитарного знания. Его структура.
Структура философского знания
Методы и функции философии
Вопросы:
Слайд 51. Специфика
социально-гуманитарного знания
Обществознаие – комплекс наук, изучающих общество и
человека.
Естественные науки – изучают природу, которая существует независимо от человека,
объективные связи между природными явлениями,
Социально-гуманитарные – общество, а также деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления, мотивы поступков.
Слайд 6Естественные науки дают обобщенные теоретические знания, характеризуют не отдельный природный
объект, а общие свойства всей совокупности природных объектов.
Социальные науки изучают
не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т.п.
Но, как и в других науках, цель социальных наук – постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.
Слайд 7Классификация социальных наук
Слайд 8Исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и
др.)
Экономические науки (экономическая теория, бухучет, статистика и др.)
Философские науки (история
философия, логика, онтология, гносеология, этика, эстетика и др.)
Филологические науки (литературоведение, языкознание, журналистика и др.)
Юридические науки (теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и др.)
Слайд 9Педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и
методика обучения и воспитания и др.)
Психологические науки (общая психология, психология
личности, социальная и политическая психология и др.)
Социологические науки (теория, методология и история социологии, экономическая социология, демография и др.)
Политологические науки (теория политики, политическая конфликтология, политическая технология и др.)
Культурология (история и теория культуры и др.)
Слайд 10Социология
Социология – это наука, изучающая общество и общественные отношения.
Это наука
об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и
функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов.
Слайд 12Социология
Теоретический уровень – общесоциологические теории, вопросы строения и функционирования общества
Прикладные
социологические исследования – достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в
обществе, вопросы применения методов наблюдения, опроса, анализа документов, эксперимента, контент-анализа и др.
Теории среднего уровня (социология семьи, социология труда, социология конфликта) - связующее звено, получение фактических сведений о явлениях реальной действительности.
Слайд 13Политология
Обобщение политических практик, политической жизни общества.
Изучает политику и ее взаимосвязь
с другими сферами общественной жизни.
Предмет изучения – власть, государство, политические
партии, политическая культура и т.п.
Слайд 14Политология
В узком смысле, политология – одна из наук, изучающих политику
- общую теорию политики, исследующую специфические закономерности отношений социальных субъектов
по поводу власти и влияния, отношения между властвующими и подвластными.
В широком смысле – представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику – историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию и т.п.
Политология позволяет анализировать и прогнозировать политическую ситуацию.
Слайд 15Психология
Изучает закономерности, особенности развития и функционирования психики человека.
Ее ветвь –
социальная психология – изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные
фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Слайд 17Философия
Философия – форма деятельности человека, ориентированная на осмысление основных проблем
его бытия во взаимоотношениях с природой культурой и обществом.
Философия может
быть представлена как:
особый вид человеческой деятельности
учебная дисциплина
наука
Слайд 18Философия
Проблемы философии носят объективный характер – значимы и актуальны для
всех людей
Ответы на философские вопросы – носят субъективный характер –
значимость для каждого человека своя.
Методы разработки проблем схожи с научными.
Процесс познания имеет рациональные основания, стремится к получению логически обоснованного вывода
Философствование – вид умозрительной деятельности, носит предельно обобщенный, абстрактный характер.
Слайд 204 основных вопроса философии:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На
что я могу надеяться?
Что такое человек?
Иммануил Кант
(1724-1804)
Слайд 212. Структура философского знания:
Слайд 22Онтология
Греческий:
ὄντος - сущее, то, что существует
λόγος - учение,
наука
Основные понятия:
Бытие;
Материя;
Сущность;
Сущее.
Слайд 23
Парменид
(540-480 гг. до н. э.)
древнегреческий
философ
«Бытие есть,
а небытия - нет»
Слайд 24Гносеология (эпистемология)
Греческий
γνῶσις - знание
λόγος - учение, наука
Основные понятия:
Познание;
Сознание;
Субъект
и объект познания;
Истина.
Слайд 25Аксиология
Греческий
Αξια - ценность
Λόγος - учение, наука
Основные понятия:
Ценность;
Этика (добро-зло);
Эстетика (прекрасное - безобразное);
Свобода – ответственность.
Слайд 26Праксиология
Греческий
πράξις - деятельность
λογία - наука, учение
Основные понятия:
Практика;
Деятельность;
Цель;
Средства.
Слайд 27Социальная философия
Философия общества;
Философия истории;
Философия культуры;
Антропология;
Философия техники.
Слайд 28Онтология – учение о бытии
Гносеология – учение о познании
Аксиология –
учение о ценностях
Праксиология – учение о деятельности
Антропология – учение о
человеке
Социальная философия – учение об обществе
Структура философского знания:
Слайд 293. Методы философии:
Метафизический – метод, при котором объекты рассматриваются обособленно,
статично.
Диалектический – метод, при котором объекты рассматриваются в их развитии,
изменчивости, в процессе развития.
Слайд 30Функции философии
мировоззренческая функция – способствует формированию представлений об устройстве мира
и месте в нем человека, обосновывает ценности и цели человеческой
жизни.
методологическая функция – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Слайд 31познавательная функция – осуществляет процесс познания.
критическая функция – подвергать сомнению
всё накопленное знание.
социальная функция – объяснение происхождения и развития общества,
нахождение путей его совершенствования.
прогностическая функция – возможность делать выводы для будущего.
Слайд 32Тестовые задания для самопроверки
Способ объяснения мира и места в нем
человека; фактор, объединяющий все стороны и элементы сознания в сложный
духовный мир:
А) Мировоззрение;
Б) Философия;
В) Наука;
Г) Религия.
2. Форма деятельности человека, ориентированная на осмысление основных проблем его бытия, а так же на определение возможностей и границ человеческой самореализации:
А) Мировоззрение;
Б) Философия;
В) Наука;
Г) Религия.
Слайд 333. Специфическая форма деятельности человека, которая обеспечивает получение нового знания
и вырабатывает средства производства и развития познавательных процессов:
А) Мировоззрение;
Б) Философия;
В)
Наука;
Г) Религия.
4. Этот тип мировоззрения складывается стихийно на основании здравого смысла:
А) Мифологическое;
Б) Религиозное;
В) Научное;
Г) Обыденное.
Слайд 345. Мировоззрение этого типа основано на разуме, критично, требует доказательств:
А)
Мифологическое;
Б) Религиозное;
В) Научное;
Г) Обыденное.
6. Мировоззрение этого типа основано
на вере, не критично, предполагает цикличное понимание времени и соединение мира земного и божественного:
А) Мифологическое;
Б) Религиозное;
В) Научное;
Г) Обыденное.
Слайд 357. Мировоззрение этого типа основано на вере в сверхъестественное, не
критично, предполагает наличие системы догматов:
А) Мифологическое;
Б) Религиозное;
В) Научное;
Г) Обыденное.
8.
Этот тип мировоззрения предполагает максимальное проявление свободы и самостоятельности человека:
А) Мифологическое;
Б) Религиозное;
В) Научное;
Г) Обыденное.
Слайд 369. Учение о бытии в философии называется:
А) Онтология;
Б) Гносеология;
В) Аксиология;
Г) Праксиология.
10. Теория познания в философии называется:
А) Онтология;
Б)
Гносеология;
В) Аксиология;
Г) Праксиология.
Слайд 37«История философии показывает, что кажущиеся различными философские учения представляют собой
лишь одну философию на различных ступенях ее развития».
Г.Гегель
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Задание для самостоятельной работы: