Разделы презентаций


Общие принципы диагностики лекция педиатрический факультет 2016 д.м.н., доцент презентация, доклад

Содержание

Диагностика Греческое слово diagnosticos – способный распознавать – раздел клинической медицины, изучающий содержание, методы и последовательность процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний (например, беременности, климакс, бактерионосительство).Диагностика включает в себя три

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Общие принципы диагностики лекция педиатрический факультет 2016 д.м.н., доцент Бурсиков Александр Валерьевич

Общие  принципы диагностики  лекция педиатрический факультет  2016 д.м.н., доцент Бурсиков Александр Валерьевич

Слайд 2Диагностика
Греческое слово diagnosticos – способный распознавать – раздел клинической

медицины, изучающий содержание, методы и последовательность процесса распознавания болезней или

особых физиологических состояний (например, беременности, климакс, бактерионосительство).
Диагностика включает в себя три основных раздела:
семиотика – учение о симптомах болезни, их диагностическом значении.
методы диагностического обследования больного.
методология диагноза (процесс диагностики)
Диагностика Греческое слово diagnosticos – способный распознавать – раздел клинической медицины, изучающий содержание, методы и последовательность процесса

Слайд 3Диагностика – не есть узнавание, это именно распознавание болезни –

это интеллектуальный процесс - суть его в том, чтобы на

основании признаков установить сущность патологического процесса (сущность болезни)

Патологический процесс – это сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, выраженное или еще не выраженное клинически
Распознавание болезни невозможно без распознавания признаков – знаков болезни.

Диагностика – не есть узнавание, это именно распознавание болезни – это интеллектуальный процесс - суть его в

Слайд 4Симптом – это есть проявление болезни
Симптом – статистически значимое

отклонение показателя жизнедеятельности организма от нормальных значений или возникновение качественно

нового, не свойственного здоровому организму явления.
Симптомы могут быть:
- субъективные (simpton)
- объективные (sign)

Симптом – это есть проявление болезни Симптом – статистически значимое отклонение показателя жизнедеятельности организма от нормальных значений

Слайд 5алекситимия – неспособность пациента выразить словами свои ощущения. Вербальные (словами) и

невербальные симптомы
«Нельзя быть уверенным в отсутствии симптомов и

признаков, если их специально не выяснять и не искать»
Пол Уайт
алекситимия – неспособность пациента выразить словами свои ощущения. Вербальные (словами) и невербальные симптомы «Нельзя быть уверенным в

Слайд 6По значению для диагностики симптомы могут быть:

специфические (характерные)
неспецифические
патогномоничные
Детализируя

клинические симптомы, можно выявить их специфические характеристики (характерные для данной патологии – синдрома, болезни)(например, особенности одышки при болезнях сердца и легких)
Ведущие симптомы - признаки, характерные для патологии определенной системы, явившиеся поводом для обращения за медицинской помощью (или определенной болезни).
Неспецифические – нехарактерные для какой-либо системы органов или заболевания (встречающиеся при разных заболеваниях), общие симптомы – признаки воспаления, интоксикации, астении
Специфическое сочетание симптомов (лихорадка, кашель, очаговые изменения в легких) – характерно для пневмонии

По значению для диагностики симптомы могут быть:   специфические (характерные)    неспецифические

Слайд 7Диагностическая значимость симптомов (в том числе по дополнительным методам исследования)

Диагностическая значимость симптомов (в том числе по дополнительным методам исследования)

Слайд 8Совокупность симптомов, объединяемых общим патогенезом, называется синдромом

«Синдром – это

ряд клинических, патофизиологических, биохимических, морфологических изменений, обусловленных общим патогенезом»

Е.М. Тареев
синдромы могут быть
- анатомические
- функциональные
Совокупность всех специфических и неспецифических симптомов болезни составляет ее клиническую картину
Совокупность симптомов, объединяемых общим патогенезом, называется синдромом «Синдром – это ряд клинических, патофизиологических, биохимических, морфологических изменений, обусловленных

Слайд 9Методы обследования пациента: общеклинические: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, дополнительные:

лабораторные, инструментальные, специальные
Расспрос: метод исследования больного включающий выявление ведущих жалоб

больного и их детализацию, а также сбор сведений о больном и развитии заболевания.
Жалобы - это те сведения, которые пациент сам сообщает о проявлениях своего нездоровья.
Анамнез – воспоминание – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики (БМЭ)
Методы обследования пациента:  общеклинические: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация,  дополнительные: лабораторные, инструментальные, специальныеРасспрос: метод исследования

Слайд 10Анамнез
«Чтобы узнать болезнь подробно, нужно врачу допросить больного: когда

болезнь посетила в первый раз, в каких частях тела показала

первые ему утеснения, вдруг ли напала, как сильный неприятель, или приходила как тать в ночи; где она показала свое насилие: в крови ли, в чувствительных жилах, в орудиях пищеварения или в оболочках, одевающих тело снаружи»
Матвей Яковлевич Мудров
Анамнез «Чтобы узнать болезнь подробно, нужно врачу допросить больного: когда болезнь посетила в первый раз, в каких

Слайд 11Общий осмотр
Общий осмотр – метод выявления признаков заболевания (симптомов), основанный

на речевой коммуникации, визуальном осмотре, и элементах пальпации
Сознание
Положение
Визуальные признаки патологического

процесса (визуальные симптомы)
Пришел-увидел-определил
Общий осмотрОбщий осмотр – метод выявления признаков заболевания (симптомов), основанный на речевой коммуникации, визуальном осмотре, и элементах

Слайд 12Методология диагноза
Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья, о

наличии заболевания, травмы, причине смерти, выраженное в терминах предусмотренных принятыми

классификациями и номенклатурой болезни. (БМЭ)
«Наблюдая больного, необходимо помнить, что диагноз есть более или менее вероятная гипотеза… Эта гипотеза будет тем ближе к факту, чем больше будет данных на основании которых она построена и чем научнее будет их критическая оценка» С.П. Боткин
Методология диагноза Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья, о наличии заболевания, травмы, причине смерти, выраженное в

Слайд 13Виды врачебного диагноза

Предварительный диагноз: он оформляется непосредственно при обращении пациента

за медицинской помощью. Он основан на данных распроса и физикальных

методов исследования.
Клинический диагноз устанавливается в течение 3 дней с использованием дополнительных методов исследования. На его основании определяется дальнейшая диагностическая и лечебная тактика
Окончательный диагноз формулируется после окончания обследования больного.
Диагноз больного – заключение о природе, сущности и основных проявлениях и течении болезни у конкретного человека
Виды врачебного диагнозаПредварительный диагноз: он оформляется непосредственно при обращении пациента за медицинской помощью. Он основан на данных

Слайд 14Этапы диагностического процесса
Первый этап: выявления симптомов патологического процесса (кашель, рвота,

повышение температуры) диагноз симптома
Второй этап – это анализ выявленных симптомов

и распознавание синдрома, то есть выявление общего патогенеза симптомов (почечная недостаточность) диагноз синдрома
Третий этап – распознавание болезни на основе анализа симптомов и синдромов и сравнения их совокупности с характерными для определенной нозологической формы – диагноз болезни (хронический гломерулонефрит)(болезни надо знать!)
Четвертый этап – распознавание особенностей течения болезни у конкретного пациента – диагноз больного (особенности заболевания, полиморбидность)
Этапы диагностического процесса Первый этап: выявления симптомов патологического процесса (кашель, рвота, повышение температуры) диагноз симптомаВторой этап –

Слайд 15Основные понятия в диагностике
Симптом – это проявление болезни. Когда появляются

симптомы, выявляемые клиническими или дополнительными методами – это и есть

начало болезни.
Синдром – совокупность симптомов, объединенных общим патогенезом.
Болезнь – это жизнь, нарушенная повреждением структуры и функции организма при наличии своеобразных форм компенсаторно-приспособительных механизмов.
Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма, изменяющее его нормальное функционирование.
Нозологическая единица - это конкретная болезнь с типичным для нее сочетанием симптомов и лежащих в их основе функционально-морфологических изменениями, а также определенной этиологией и патогенезом. Нозологическая единица – обозначение болезни согласно существующей номенклатуре и классификации болезней.
Больной (пациент) – человек, страдающий конкретным заболеванием (заболеваниями).
Патологический процесс – это сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, выраженное или еще не выраженное клинически
Основные понятия в диагностикеСимптом – это проявление болезни. Когда появляются симптомы, выявляемые клиническими или дополнительными методами –

Слайд 16Виды заболеваний
Основное заболевание - состояние, по поводу которого проводилось лечение

или обследование, диагностированное в конце эпизода обращения за медицинской помощью.

При наличии у больного более одного заболевания выбирают то, на долю которого пришлась большая часть использованных ресурсов
Сопутствующие заболевания – не явились основанием для обращения за медицинской помощью
Виды заболеванийОсновное заболевание - состояние, по поводу которого проводилось лечение или обследование, диагностированное в конце эпизода обращения

Слайд 17Алгоритм диагностической деятельности врача
Определить цель обращения к врачу (госпитализации): улучшить

качество жизни, улучшить прогноз, решить социальные вопросы)
Собрать информацию о больном


а) Провести расспрос, выявить жалобы, в том числе ведущие, их детализировать
б) Собрать анамнез заболевания
в) Собрать анамнез жизни
г) Обследовать больного по системам, обратив особое внимание на пораженные системы
д) изучить медицинские документы
Провести анализ выявленных симптомов. Поставить предварительный (3 курс - синдромальный) диагноз, основанный на данных анамнеза и физикальных методов исследования
Определить набор дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования, позволяющих подтвердить (уточнить) предварительный диагноз
Составить план обследования с учетом предварительного диагноза
Определить прогноз, возможность развития неотложных состояний и возможную помощь при них (доврачебную – 3 курс)
Определить цели и принципы лечения
Выбрать конкретные медицинские технологии
Алгоритм диагностической деятельности врача Определить цель обращения к врачу (госпитализации): улучшить качество жизни, улучшить прогноз, решить социальные

Слайд 18Качество жизни
КЖ - влияние заболевания, его лечения на ощущения больного,

возможность жить полноценной жизнью, способность человека функ­циони­ровать в обществе соответственно

своему положению и получать удовлетво­ре­ние от жизни. Измерение КЖ основано на оцен­ке пациентом уровня своего благополучия в физическом, психическом, социаль­ном и экономическом отношениях.
КЖ включает в себя 3 основных компонента:
Симптомы – они являются основным проявлением заболевания, они уменьшаются или исчезают в результате лечения
функциональные способности – это способность осуществлять повсе­днев­ную деятельность, социальную, интеллектуальную и эмоциональную функции, экономическую обеспеченность;
восприятия – суждения человека о ценностях указанных выше компонентов, восприятие общего состояния здоровья, уровня благопо­лучия и удовлетворенности жизнью.



Качество жизниКЖ - влияние заболевания, его лечения на ощущения больного, возможность жить полноценной жизнью, способность человека функ­циони­ровать

Слайд 19Оценка общего состояния – оценка степени тяжести состояния пациента

Общее состояние – это оценка врачом совокупности субъективных и объективных

симптомов, отражающих степень тяжести состояния пациента (больного) - состояние жизненно важных систем организма и определяющих ближайший (на несколько дней) прогноз и лечебно-диагностическую тактику.
Оценка общего состояния пациента
начинается с изучения жалоб, данных анамнеза и общего осмотра,
но окончательная оценка проводится после проведения полного физикального обследования пациента, а иногда лишь после получения результатов дополнительных методов исследования, например ЭКГ, рентгенограммы лёгких, анализов крови (двухстор. пневмония, анемия)
Алгоритм оценки – методом исключения - от крайне тяжелого к удовлетворительному
Оценка общего состояния – оценка степени тяжести состояния пациента Общее состояние – это оценка врачом совокупности субъективных

Слайд 20Состояние крайне тяжелое
Врачебное ЗАКЛЮЧЕНИЕ: имеются настолько выраженные нарушения жизненно важных

функций организма, что без экстренных и интенсивных лечебных мероприятий больной

может погибнуть в течение ближайших часов или даже минут.
Данные жалоб и анамнеза: могут отсутствовать, т.к. затруднён или невозможен контакт с больным (вследствие нарушение сознания)
Данные общего осмотра: нарушение сознания по типу сопора или комы, пассивное положение больного (или двигательное возбуждение «в пределах постели»), выраженное тахи- или брадипноэ (ЧД более 30 или менее 12 в 1 минуту), «чугунный» цианоз, мраморность кожных покровов, клокочущее дыхание, судороги, дыхание Чейн-Стокса или Куссмауля, яркая очаговая неврологическая симптоматика.
Данные физикального обследования: нитевидный пульс или отсутствие пульса на периферических артериях, артериальная гипотония, диффузные влажные хрипы над всей поверхностью легких, «немое» легкое.
Состояние крайне тяжелое, показана госпитализация в ПИТ




Состояние крайне тяжелоеВрачебное ЗАКЛЮЧЕНИЕ: имеются настолько выраженные нарушения жизненно важных функций организма, что без экстренных и интенсивных

Слайд 21Общее состояние тяжелое
Врачебное заключение: имеет место тяжелое (значительное) нарушения функций

жизненно важных систем организма, которые представляют непосредственная угрозу для жизни

больного.
Жалобы и анамнез: сильные боли (пациент стонет, просит о помощи), удушье, признаки легочного или желудочно-кишечного кровотечения.
Данные общего осмотра: заторможен, отвечает с небольшой задержкой) (оглушение). Возможны сложности в общении с врачом (пациент говорит короткими фразами из-за наличия выраженной одышки, слабости. Положение вынужденное (ортопноэ, на животе с приведенными ногами, лежа на боку и т.д.),
кахексия, выраженные отёки или анасарка, высокая гипертермия или напротив, гипотермия, акроцианоз или диффузный цианоз.
Данные физикального обследования: признаки (симптомы), свидетельствующая о выраженном нарушении функции жизненно важных органов : тахикардия более 120 в мин либо брадикардия менее 45 в мин, нарушения ритма сердца, тахипноэ 30 в мин, яркая локальная лёгочная симптоматика, выраженные бронхообструктивные проявления, явления острого живота.
Состояние тяжелое. Показана госпитализация . Возможно в ПИТ

Общее состояние тяжелоеВрачебное заключение: имеет место тяжелое (значительное) нарушения функций жизненно важных систем организма, которые представляют непосредственная

Слайд 22Состояние средней степени тяжести
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Имеет место нарушение функций организма,

но на время обследования непосредственной опасности для жизни больного нет,

но имеется вероятность того, что при дальнейшем прогрессировании заболевания она появиться. Возможен риск развития осложнений в течение ближайших 24 – 48 часов (но, если лечение будет успешным, осложнений не будет!)
Жалобы и анамнез: имеется субъективная симптоматика заболевания (одышка, боли, церебральные проявления). На время осмотра жалобы могут отсутствовать, а иметься лишь в анамнезе.
Данные общего осмотра: сознание ясное, положение активное. Возможны некоторые сложности в общении с врачом, вследствие наличия субъективной симптоматики (например, боли, одышки). Пациенты, как правило, могут передвигаться без посторонней помощи и обслуживать себя.
Объективное обследование: признаки патологии внутренних органов (гипертермии, тахи- или брадикардии, кардио- и/или гепатомегалии, отёков, физикальные признаки поражения сердца, лёгких, органов пищеварения). Однако при физикальном обследовании выраженная патология может и отсутствовать.

Состояние средней степени тяжести ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Имеет место нарушение функций организма, но на время обследования непосредственной опасности для

Слайд 23Состояние средней степени тяжести
У этой категории пациентов существенное значение

для уточнения тяжести общего состояния приобретает оценка результатов дополнительного обследования,

выявляющих специфические для данного патологического процесса изменения – ярко выраженные лабораторные или инструментальные симптомы (ЭКГ, НВ, биохимические показатели…).
Состояние должно оцениваться как средней степени тяжести
Часто, показана госпитализация.
Состояние средней степени тяжести У этой категории пациентов существенное значение для уточнения тяжести общего состояния приобретает оценка

Слайд 24Общее состояние удовлетворительное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Функции жизненно важных органов нарушены незначительно:

на время обследования непосредственной опасности для жизни больного нет. Нет

риска развития угрожающих жизни осложнений в ближайшее время.
Жалобы и анамнез: возможно наличие субъективных признаков поражения различных органов и систем как на время осмотра, так и по анамнезу заболевания.
Общий осмотр: сознание ясное. Положение активное, передвигается самостоятельно, обслуживает себя без посторонней помощи.
Данные физикального обследования: функции жизненно важных органов сохранены или нарушены незначительно, хотя имеют место объективные симптомы со стороны различных органов и систем (гепатомегалия, сухие хрипы).
Состояние пациента оценивается как удовлетворительное
Показано лечение в амбулаторных условиях или плановая госпитализация возможна для обследования, коррекции лечения.


Общее состояние удовлетворительное ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Функции жизненно важных органов нарушены незначительно: на время обследования непосредственной опасности для жизни

Слайд 25Неотложные состояния – состояния, опасные для жизни и требующие оказания

срочной медицинской помощи Уровни неотложных состояний

Неотложные состояния – состояния, опасные для жизни и требующие оказания срочной медицинской помощи  Уровни неотложных состояний

Слайд 26Конкретный синдром – конкретное неотложное состояние
Для каждого клинического синдрома

характерно развитие определенного неотложного состояния (угрожающего жизни)
их (неотложные состояния) нужно

знать, уметь прогнозировать и своевременно диагностировать (т.е. знать их семиотику)
Конкретный синдром – конкретное неотложное состояние Для каждого клинического синдрома характерно развитие определенного неотложного состояния (угрожающего жизни)их

Слайд 27Оценка степени тяжести внебольничной пневмонии по шкале CURB 65
ПАРАМЕТРЫ -

ОПИСАНИЕ ОЦЕНКИ
C Нарушение сознания, дезориентация в

месте, времени, собственной личности (menfal confusion)
U Азот крови (креатинин > 176 мкмоль/л) (Bload urea)
R Частота дыхательных движений (respiratory rate)
B Низкое артериальное давление (ДАД <60 мм рт.ст., САД 90 <мм рт.ст.) (low blade pressure)
65 Возраст > 65 лет
Летальность – 0-1 балла – 1-2%, 2 балла - 9%, 3-5 баллов- 20-35%
Оценка степени тяжести внебольничной пневмонии по шкале CURB 65ПАРАМЕТРЫ - ОПИСАНИЕ ОЦЕНКИ  C  Нарушение сознания,

Слайд 28Конец лекции 2016

Конец лекции 2016

Слайд 29Неотложные состояния – состояния, опасные для жизни и требующие оказания

срочной медицинской помощи Уровни неотложных состояний

Неотложные состояния – состояния, опасные для жизни и требующие оказания срочной медицинской помощи  Уровни неотложных состояний

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика