Слайд 1Общие принципы и уровни диагностического исследования педагогических явлений
Слайд 21. Сущность и содержание основных принципов диагностического исследование педагогических явлений;
2.
Уровни педагогической диагностики;
3. Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур.
Слайд 31. Сущность и содержание основных принципов диагностического исследование педагогических явлений
Учебно-воспитательный
процесс в школе имеет свои закономерности, которые выдвигают определенные требования
в виде принципов к проведению диагностического исследования. Они определяют содержание, формы и методы диагностических процедур, методику анализа полученных результатов.
Слайд 62. Принцип комплексного использования методов исследования
Слайд 73. Принцип объективности, требует:
Проверки каждого факта несколькими методами изучения ребенка;
Перепроверки,
уточнения полеченного фактического материала в ходе всей проводимой экспериментальной или
опытной работы;
Фиксации всех проявлений личности, а не только тех, которые говорят о положительных результатах эксперемента;
Сопоставления данных своего исследования с данными других исследований, установления сходства и различия в характеристике изучаемых качеств и явлений;
Получения объяктивных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка;
Постоянного самоконтроля исследователя за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые нередко весьма субъективизируют фиксацию фактов.
Слайд 84. Принцип единства изучения и воспитания школьников
В связи с тем
что педагогическая диагностика обладает образовательно-воспитательной функцией, она должна умело и
органично вписаться в структуру педагогического процесса. Поэтому разработке методики диагностического исследования важнейшей задачей учителя является умелое превращение диагностических методов в методы обучения и воспитания.
Слайд 9Основы для этого имеются:
личность наиболее объективно проявляется и деятельности
и именно в деятельности она формируется;
беседа используемся и для
изучения, и для воспитания учащихся и т.д.
Слайд 105. Принцип одновременного изучения коллектива и личности
Слайд 116. Принцип изучения явлений в изменении, развитии.
Сущность изучаемого явления, процесса,
качества можно изучить, понять, измерить лишь во взаимосвязи с другими
явлениями, качествами, процессами, в развитии и противоречиях (принцип диалектики)
Слайд 12
2. Уровни педагогической диагностики
Слайд 13Уровни познания в педагогической диагностике:
Слайд 14Первый уровень называется компонентной диагностикой потому, что на этом уровне
исследуются отдельные компоненты более сложной самостоятельной более или менее автономной
структурной части педагогического процесса. Для педагогической диагностики такими существенными структурными составляющими являются: общее физическое развитие школьника, его социальное развитие, профориентационная направленность, воспитательная возможность классного коллектива, общие составляющие учебного процесса в классе и воспитательный потенциал семьи школьника.
Слайд 15На уровне структурной диагностики производится анализ результатов компонентной диагностики и
составляется соответствующее диагностическое заключение по каждой структурной части. При диагностике
структуры статистика позволяет определить степень взаимосвязанности различных педагогических процессов (выявить коэффициент корреляции) и их статистические закономерности (частоту и вероятность проявления). Статистические мето¬ды являются как бы помощниками для объяснения сущности протекающих процессов. Естественно, что с помощью этих методов создать какую-либо педагогическую теорию, интерпретирующую сложнейшие воспитательные процессы, невозможно.
Слайд 16На уровне системной диагностики проводится анализ полученных результатов и выводов
структурной диагностики и оформляется окончательное научно обоснованное заключение, характеризующее:
•существующую в
данном классе (школе) систему образования и воспитания;
•функционирование педагогической системы во времени;
•существенные внутренние и внешние связи педагогической системы;
•перспективы педагогической системы;
•правильность выбранных средств и путей достижения педагогических целей.
Слайд 173. Организационно- педагогические требования к проведению диагностических процедур
Слайд 181. Педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребенку,
обязательного его согласия и предрасположенности.
2. Педагогическая диагностика должна быть построена на
совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно.
3. Перед проведением педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и психологически подготовлены к тому, чтобы воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений й переживаний.
Слайд 194. Во время проведения диагностических процедур необходим исключить всякое постороннее влияние
или взаимовлияние учащихся, для чего при тестировании рассаживать их за
отдельные парты.
5. Работа с тестами должна проводиться в абсолютной тишине.
6. Учитель, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического исследования, могут быть использованы только для совершенствования учебно-воспитательного процесса.