Слайд 1ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Ирбитский
гуманитарный колледж»
Крысантева Лариса Витальевна
Курс: 2
Группа: 21 «Д»
Форма обучения: заочная
Руководитель: Ларионова
Г.М.
Слайд 2Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
- всесторонняя обоснованность решений;
- правомерность;
- непротиворечивость;
- своевременность;
- обеспеченность ресурсами;
- ясность и
лаконичность.
Слайд 3Классификация управленческих решений
По степени влияния на будущее организации: стратегические -
определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели; тактические
(конкретные методы достижения целей).
По масштабам: глобальные - охватывают всю организацию в целом; локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.
По продолжительности периода реализации: долгосрочные (более 5 лет); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); краткосрочные (менее 1 года).
По направленности воздействия: внешние, внутренние.
Слайд 4По обязательности выполнения: директивные - принимаются высшим руководством и являются
обязательными для исполнения; рекомендательные - принимаются совещательными органами и не
являются обязательными для исполнения; ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.
По функциональному назначению: регулирующие - определяют метод выполнения действий; координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; контролирующие - направлены на оценку результатов.
По широте охвата: общие - на всю компанию; специальные - на отдельные вопросы.
Слайд 5Условия обеспечения реализации управленческих решений
Условия для успешной реализации управленческого
решения создаются еще на стадиях его подготовки и принятия. В
решении должно быть предусмотрено: кто, где, когда и каким образом выполняет ту или иную задачу. Это создает необходимые организационные предпосылки для реализации решения.
Реализация решения требует разработки организационного плана, для достижения цели решения. Весь объем работ расчленяется по объектам, задачам и интервалу времени. Для выполнения каждой группы работ привлекаются исполнители соответствующей квалификации и в нужном количестве. Особое внимание уделяется подбору руководителей работ.
После разработки организационного плана работа доводится до исполнителей. Им разъясняют смысл и значение принятого решения, его возможные результаты. Для выполнения решения требуется обучение новым методам работы.
Слайд 6Контроль за качеством выполнения решения
Контроль — одна из основных
функций управления, представляющая собой обеспечение достижения целей организации, реализации принятых
управленческих решений. При помощи контроля руководство определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.
Слайд 7Менеджмент как процесс принятия
организационно-управленческих решений
Принятие решений - важный
вид деятельности менеджеров, единовременный акт выбора одного из возможных вариантов
действий по достижению целей организации.
Необходимость принятия решений - организации под влиянием внешней среды вынуждены адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования с помощью обратных связей – информации о состоянии объекта управления, представленной в виде отклонений параметров объекта управления от целей, называемых проблемой.
Проблема (греч. задача) – в процессах управления есть противоречие целей и ситуации, разрешение которого определяет изменение ситуации в направлении принятой цели. Под ситуацией понимают состояние объекта управления относительно выбранной цели.
Цель субъекта – есть желаемое состояние объекта управления. Содержание цели зависит от реальных возможностей субъекта управления и приемлемых ресурсов для ее достижения.
Слайд 8Деловые решения
Управленческие решения - важнейший элемент процесса управления организацией,
своеобразный центр, вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать
как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. От решений руководителей, зависят реальные возможности достижения целей организацией, ее эффективное функционирование.
Управленческие решения принимаются руководителями.
Управленческие решения – это выбор из множества наиболее предпочтительного варианта действий (альтернативы). Под решением понимается: элемент множества возможных альтернатив; нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления; устные или письменные распоряжения о необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса; регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели.
Слайд 9Алгоритм принятия управленческих решений
Управленческие решения осуществляются посредством динамического
и внутренне взаимосвязанного процесса, состоящего из функций принятия решений
Слайд 10По характеру различаются следующие виды управленческих решений:
• перспективные (стратегические), определяющие
главные направления развития организации;
• текущие (тактические), которые предусматривают достижение
более частных целей;
• оперативные (регулировочные), направленные на восстановление изменение) пропорций, устранение отклонений в функционировании организации и отдельных ее частей и т. п.
Слайд 11По степени охвата функций управления
различаются решения:
• общие, охватывающие всю
управляемую систему;
• локальные — отдельных подразделений организации (цехов, участков,
производств, отделов, служб);
• тематические, относящиеся к конкретным функциям управления.
Слайд 12Управленческое решение
это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для
достижения цели организации или воздержание от него. Оно является неотъемлемой
частью деятельности менеджера. Данное понятие рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы.
Объектом управленческого решения, как правило, являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.
Слайд 13I.
ОФОРМЛЕНИЕ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Слайд 15Виды организационно-распорядительных документов
Слайд 17Основания для подготовки
распорядительного документа
необходимость исполнения законодательных, нормативно-правовых актов
и иных решений вышестоящих органов управления;
необходимость осуществления собственной организационно-исполнительской деятельности,
связанной с выполнением функций и задач учреждения.
Слайд 18Этапы подготовки распорядительных документов
В условиях единоличного принятия решений:
1. Выявление проблемы
и выбор варианта ее разрешения в виде издания приказа, распоряжения
или указания.
2. Сбор и анализ информации по возникшей проблеме.
3. Подготовка проекта распорядительного документа.
4. Согласование текста документа с заинтересованными лицами.
5. Оформление документа в соответствии с действующими нормами и правилами.
6. Подписание документа
7. Доведение распорядительного документа до исполнителей.
Слайд 19Этапы подготовки распорядительных документов
В условиях коллегиального принятия решений:
1. Выявление проблемы,
выбор варианта ее разрешения путем коллегиального обсуждения.
2. Подготовка материалов к заседанию
коллегиального органам.
3. Обсуждение проблемы на заседании коллегиального органа.
4. Принятие решения с оформлением протокола заседания.
5. Издание распорядительного документа.
6. Доведение распорядительного документа до исполнителей.
Слайд 20Приказ
- это правовой акт руководителя организации или его заместителей, содержащий
обязательные поручения для подчиненных структурных подразделений, должностных лиц и рядовых
работников.
Слайд 21Реквизиты приказа по основной деятельности
наименование организации, издавшей документ;
наименование вида документа
(ПРИКАЗ);
место составления;
дата документа;
регистрационный номер;
заголовок к тексту;
текст;
подпись;
визы согласования.
Слайд 22Остальные виды распорядительных документов имеют такие же реквизиты.
Текст печатается
с красной строки, 14 шрифтом Times New Roman, с однострочным
или полуторным интервалом.
Особенности составления документов прописываются согласно разработанной организацией инструкции по делопроизводству, но обязательно согласно ГОСТу Р 6.30-2003
Слайд 23Назначение приказов
Приказы подразделяются на три группы:
приказы до организационным вопросам;
приказы по
основной деятельности;
приказы по личному составу.
Слайд 24Назначение приказов по организационным вопросам
создание, ликвидация или реорганизация предприятия;
образование коллегиальных
или совещательных органов;
утверждение организационной структуры управления, штатного расписания и их
корректировка;
координация работы всех звеньев системы управления организации;
утверждение и введение в действие организационно-методических документов (положений, уставов, инструкций и др.).
Слайд 25Назначение приказов по основной деятельности
обеспечение и регулирование порядка финансирования;
обеспечение материалами,
оборудованием для эффективной работы организации;
формирование и осуществление научно-технической политики;
обеспечение выпуска
качественной продукции;
подведение итогов работы организации, оформление результатов проверок, ревизий.
Слайд 26Назначение приказов по личному составу
обеспечение отбора и приема на работу
персонала;
создание условий обучения и продвижения персонала;
оформление перевода на другую работу;
оформление
командирования работников;
решение ряда социальных вопросов (гарантии беременным женщинам, дополнительные отпуска, охрана труда и др.).
оформление поощрений работников и наложения взысканий;
оформление увольнения работников;
Слайд 27Оформление приказов
Приказы по основной деятельности оформляются на бланке приказа
или
на общем бланке организации с указанием вида документа – ПРИКАЗ.
Слайд 28Оформление приказов
Необходимо учитывать также следующее
Каждый пункт (подпункт) приказа должен содержать
только одно конкретное задание с реальным сроком исполнения.
Число исполнителей
по каждому пункту не ограничивается, однако при этом один из исполнителей назначается ответственным за исполнение поручения.
Слайд 29Распоряжение
— правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации и его заместителями.
Распоряжение представляет собой способ доведения до исполнителей оперативных вопросов, имеет
ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц.
Слайд 30Оформление распоряжения
Распоряжения готовятся и оформляются на бланке распоряжения или на
общем бланке организации с указанием вида документа— РАСПОРЯЖЕНИЕ.
В РАСПОРЯЖЕНИЯХ
в распорядительной части используют слово «ПРЕДЛАГАЮ» или «ОБЯЗЫВАЮ».
Слайд 32Указание
— распорядительный документ, издаваемый органами государственного управления, министерствами, ведомствами, по
вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других документов.
Право издания указаний внутри организаций предоставляется руководителям и их заместителям.
Слайд 33Оформление указаний
УКАЗАНИЯ оформляются аналогично приказам, но в распорядительной части ключевыми
словами могут быть «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ».
Слайд 34Решение
– правовой акт коллегиального или совещательного органа управления. Решения могут
издаваться министерствами, ведомствами, учеными советами, общественными организациями по важным вопросам,
входящим в компетенцию этих органов.
Слайд 35Обязательными реквизитами РЕШЕНИЯ являются:
Наименование организации
Название вида документа
Дата и регистрационный номер
Место
составления или издания
Заголовок к тексту
Подпись
Визы согласования
Слайд 36Оформление
решений
В распорядительной части документа ключевое слово - РЕШИЛ
(РЕШИЛА,
РЕШИЛО, РЕШИЛИ)
Слайд 37Постановление
является правовым актом, принимаемым высшими и некоторыми центральными органами коллегиального
управления (комитетами, комиссиями), главами администраций субъектов РФ и т.д., общественными
организациями в целях разрешения важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами и организациями.
Слайд 38Оформление постановлений
В ПОСТАНОВЛЕНИЯХ в формуляр добавляется герб РФ или субъекта.
Распорядительная часть отделяется от констатирующей словом «ПОСТАНОВЛЯЕТ» или «ПОСТАНОВИЛИ» Постановления
обязательно визируются юрисконсультом. Подписывается руководителем органа, издавшего документ.
Слайд 39II.
Подготовка проектов управленческих решений
Слайд 40Управленческое решение -
это завершающий этап подготовки управленческого воздействия управляющей
системы на управляемую .
Решение-
это выбор альтернативы, акт направленный
на разрешение проблемной ситуации
Слайд 41Процесс разработки управленческих решений
Слайд 45Заключение
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа
и расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но
содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Слайд 464 основных стадии подготовки документов
Распорядительные документы – документы, посредством которых
решаются административные и организационные вопросы, т.е. важнейшие вопросы организации.