Слайд 1ОБЩИННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные коммуникационные каналы
визуальный (изображения, предметы, жесты выступали в
качестве средств передачи информации),
музыкальный (звук и звуковые гармонии выступал
в качестве средства ритуальной коммуникации)
устный (средством коммуникации является слово)
Слайд 2ОБЩИННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Петроглифы периода верхнего палеолита (ок. 30 тыс. лет
до н.э.)
Слайд 3ОБЩИННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Синкретичность коммуникации
Неразрывность различных коммуникационных каналов – визуального,
музыкального и вербального и слитность формы и содержания знака
Слайд 4ОБЩИННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Сакральность слова и ритуальность коммуникации
«Священность» слова обусловлена
необходимостью устной трансляции наиболее важных знаний и социального опыта.
Слайд 5ОБЩИННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Суггестивность коммуникации
принуждение индивида к совершению определенных действий,
подавление нежелательных форм поведения и стимулировании желательных для сообщества.
Слайд 6ОБЩИННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Формализация устных средств коммуникации
рифмы, размер, образные средства,
повторы, использующиеся в устной коммуникации: их применение облегчало задачу запоминания
и хранения в памяти сообщения в исходном виде
Слайд 7ОБЩИННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
«принцип повтора»
повторяемость и воспроизводимость информации в исходном
виде в условиях архаичного общества были залогом выживания и воспроизведения
социальной системы
Слайд 8РУКОПИСНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Изобретение письменности –
первая коммуникационная революция
Пиктографическое письмо
Иероглифическое письмо
Фонетическое
письмо
Слайд 9РУКОПИСНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
пиктограмма «лошадь»
средневековый китайский иероглиф «лошадь»
современный
китайский иероглиф «лошадь»
Слайд 10РУКОПИСНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Сакрализация письменного слова, десакрализация устного слова
наиболее концептуальная
информация о социальном опыте хранится в рукописном виде, что частично
решает проблему искажения этой информации при передачи её от группы к группе
Слайд 11РУКОПИСНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Социальная дифференциация по признаку грамотности
для получения нужных
сведений, понимания сакральной информации или для обеспечения минимального уровня образования
неграмотные должны были обращаться к владеющим грамотой. Эти отношения часто принимали экономический характер
Слайд 12РУКОПИСНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
формируется институт авторства
В античных авторских текстах
заложен фундамент нашего – европейского – сегодняшнего способа познания (описания
и объяснения) действительности
Слайд 13РУКОПИСНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Книга как изолирует определенную информацию от масс,
так и создаёт принципиальную возможность для массового распространения информации
Слайд 14РУКОПИСНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
формируется институт книжного дела
этот институт включает в
себя
а) изготовителей (переписчиков) манускриптов;
б) торговых людей, содержащих книжные
лавки;
в) библиотеки разных типов
Слайд 15РУКОПИСНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Образец средневековой рукописи
(Коран, Египет, Х в. н.э.)
Слайд 16РУКОПИСНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
«принцип традиции»
истинным и «правильным» становится то, что было
зафиксировано в авторитетных письменных источниках
Слайд 17МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА»)
Изобретение печатного станка – вторая коммуникационная
революция
Слайд 18МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА»)
Первые экземпляры (200 шт.) знаменитой двухтомной
Библии Гутенберга были напечатаны в 1455 году
Слайд 19МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА»)
Основные черты
Печатный текст приобрёл черты массового
печатная
продукция в отличие от манускриптов рассчитана на широкую аудиторию, а
значит особым образом тематизирована, оформлена, структурирована для облегчения чтения
Слайд 20МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА»)
Основные черты
Книга индивидуализирует процесс познания
для того,
чтобы получить знание, содержащееся в печатной книге, достаточно её купить
или прочитать в библиотеке. Чтение книги не предполагает посредника или публичной ситуации. Индивидуализированное чтение предполагает относительную свободу и самостоятельность интерпретации
Слайд 21МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА»)
Основные черты
Сокращаются затраты на осуществление письменной
(печатной) коммуникации
Информации, публикуемой на страницах книг, становится гораздо больше, чем
в рукописную эпоху; она становится разнообразнее и доступнее широким слоям населения
Слайд 22МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА»)
Основные черты
Печать способствовала распространению и хранению
знаний в стандартизированной форме
Благодаря новой технологии появилась возможность формализовывать информацию,
что очень важно для образовательной и научной коммуникации
Слайд 23МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА»)
Основные черты
Мануфактурное производство печатных текстов регулируется
институционально
формируется система норм письменной (печатной) коммуникации, которая впоследствии распространяется и
на другие формы коммуникации
Слайд 24МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА»)
Основные черты
Закрепление в печатных текстах норм
литературного языка в дальнейшем привело к формированию национальных языков и
способствовало светскому просвещению
Слайд 25МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА»)
Основные черты
Печатные технологии способствовали росту интереса
к актуальной информации
Первые образцы периодической печати в Европе: Zeitung в
Германии (1609), Weekly News в Англии (1622), La Gasette во Франции (1631). В России первая газета появилась в 1703 году («Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах»)
Слайд 26МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА»)
«принцип востребованности» информации
Интересы, запросы и возможности
аудитории становятся одним из решающих факторов в процессе массового распространения
информации. Важно не только то, ЧТО сказано, но и КАК сказано.
Слайд 27ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Технические открытия и инженерные изобретения XIX века
– третья коммуникационная революция
Слайд 28ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
• конец XVIII – начало XIX в.: изобретение
ротационной машины (модернизированная версия печатного станка) (Ф. Кёниг);
• конец XVIII –
начало XIX в.: появление телеграфа (К. Шапп, П.Л. Шиллинг, С. Морзе и др.);
• начало XIX в:. изобретение печатной машинки (П. Турри, К. Шоулз, М.И. Алисов);
• 1839 г.: начало использования дагеротипии как исторически первого способа фотографии (Л.-Ж. Дагер);
Слайд 29ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
1858 г.: начало использования трансатлантического кабеля для
мгновенной передачи сообщений между континентами;
• 1876 г.: патент на изобретение
телефона (А. Белл);
• 1877 г.: патент на фонограф – устройство звукозаписи (Т. Эдисон);
• 1895 г.: первое публичное применение радио (А.С. Попов);
• 1895 г.: первое публичное использование кинематографа (Л.-Ж. Люмьер и О. Люмьер);
• 1911 г.: передача изображения по проводам на расстояние - телевидение (Б.Л. Розинг);
• 1928 г.: сеанс первого публичного телевизионного вещания (BBC).
Слайд 30ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Появление средств массовой информации
Формирование абстрактной массовой
аудитории, оперативное информирование широких слоёв населения, преследование коммерческой выгоды от
деятельности СМИ
Слайд 31ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Профессионализация коммуникационной системы
Коммерциализация отношений потребовала от
участников коммуникации их институциональной регуляции, то есть введения определенных правил
и норм участия в производстве массовой информации
Слайд 32ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Роль СМК в формировании наций
Средства массовой
коммуникации демонстрируют образцы единого для населения государства языка, единого дискурса,
формируют единую повестку дня, обращают внимание на общие проблемы и стимулируют единые действия
Слайд 33ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Формирование массовой культуры
Широкий спрос на развлекательный
медиапродукт приводит к формированию массового вкуса и массовой культуры
Слайд 34ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Появление новых форм искусства
Слайд 35ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
«принцип эффективности»
главным мерилом значимости, истинности и полезности
транслируемой массовой информации становится коммерческий, идеологический или культурный результат, к
которому приводит коммуникация
Слайд 36МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ (ЦИФРОВАЯ) КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
глобальное распространение мультимедийных и цифровых средств коммуникации
– четвёртая коммуникационная революция
Слайд 37МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ (ЦИФРОВАЯ) КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Мультимедийные средства коммуникации - способы кодирования и
передачи информации, основанные на комбинированном использовании различных каналов – аудиального,
визуального и вербального.
Цифровые средства коммуникации –способы кодирования, которые основаны на использовании дискретных (прерывных) сигналов, а не непрерывного спектра
Слайд 38МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ (ЦИФРОВАЯ) КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Появление феномена гипертекста
Гипертекст представляет собой
такую организацию текста, который построен не на принципе линейности (этот
принцип реализуется с помощью традиционных носителей рукописных и печатных текстов – манускриптов, книг, газетах, радио и т.п.), а на принципе возможных межтекстовых переходов
Слайд 39МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ (ЦИФРОВАЯ) КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Массовая коммуникация трансформируется в персонифицированную
массовую коммуникацию
Информация в цифровую эпоху представляется не массе, а каждому
индивиду как представителю массы.
Слайд 40МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ (ЦИФРОВАЯ) КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Доступ к информации и медиаграмотность
становятся не просто общественным благом, но обязательным условием успешной социализации
Информация
- экономический, социальный, политический, образовательный, культурный ресурс
Слайд 41МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ (ЦИФРОВАЯ) КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Дизайн начинает играть особую роль
в создании сообщения
Интерпретация медиасообщений является более облегченной, если более удобной,
привлекательной, «креативной» и «стильной» является их форма
Слайд 42МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ (ЦИФРОВАЯ) КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Основные черты
Усложнение задач коммуникации на фоне
упрощения средств их выполнения
«максимальный результат при минимальных издержках»
Слайд 43МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ (ЦИФРОВАЯ) КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
«принцип вовлечённости и интерактивности»
Адресат активно участвует
в создании и распространении массовых сообщений
Слайд 49Мифы о природе коммуникативного процесса
Слайд 50 3аконы коммуникации
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ЗНАКОВЫЙ ХАРАКТЕР
МИНИМАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ
ГЕТЕРОГЕННОСТИ