Слайд 1
ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
(продвинутый курс)
Автор-составитель
д.э.н., доцент. член-корр. РАЕ,
профессор кафедры ОМиП МЭСИ
Владимир
Николаевич Круглов
Слайд 2Цели изучения дисциплины
Целью дисциплины является развитие знаний в области управления,
приобретение навыков ведения научных исследований в области менеджмента организации, умения
эффективного применения их в практике конкретных компаний.
Слайд 3Задачи изучения дисциплины
Углубление базовых профессиональных навыков в области теоретического и
практического менеджмента, что позволит добиться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно-управленческой,
планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. В процессе обучения студенты должны иметь развернутое представление об этапах развития менеджмента и современных управленческих парадигмах.
Слайд 4В результате освоения дисциплины студент должен:
1) Знать: об этапах развития
менеджмента и современных управленческих парадигмах, основных функциях менеджмента, профессиональных компетенциях
менеджеров разных уровней и способов их формирования, принципах целеполагания, видов и методов планирования и прогнозирования, основных принципах организационного дизайна, современных системах управления персоналом и мотивационных комплексах в передовых корпорациях, основных принципах групповой динамики, видах и процедурах внутриорганизационного контроля, природе лидерства, стилях и методах руководства, сущности, типов и методов формирования организационной культуры.
2) Уметь: построить дерево целей организации, сформировать видение и миссию организации в соответствии с ее положением во внешней среде, организовать систему реализации основных функций управления компанией на основе эффективных управленческих решений, использовать ресурсы организационной культуры лидерства для повышения эффективности работы организации, уметь спроектировать и осуществить комплекс изменений в программе.
3) Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: навыками определения основных функций управления организациями, формирование управленческих команд и технологий работы с ними, выстраивания внутренних и внешних коммуникаций, разработки эффективных систем мотивирования сотрудников организации.
Слайд 5Школа научного управления (1885 – 1920 гг.).
Особенностью этой школы стало
то, объектом изучения явилось производство на самом нижнем его уровне
– рабочем месте.
Слайд 6Административная (классическая) школа управления (1920 – 1950 гг.).
Авторы, разрабатывающие методы
научного управления, в основном работали в сфере производства, то есть
работали на уровне ниже административного. Поэтому возникла административная школа управления, представители которой – высшие руководители в крупных организациях.
Главная цель школы – обоснование универсальных принципов руководства организации в целом.
Слайд 7Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.). Поведенческие науки (1950
г. – по настоящее время.
Школу человеческих отношений (или новый «патернализм»)
стали называть неоклассическим направлением. Крупными авторитетами в этом направлении были Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо. М. Фоллет – первая из ученых определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц".
Слайд 8Наука управления (исследование операций) или количественный подход (1950 г. –
по настоящее время).
Суть этого метода – переход от словесных описаний
к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи и использующих эти модели для принятия управленческих решений. Возникли и сформировались количественные методы, сгруппированные затем под общим названием «исследование операций»
Слайд 9Современные подходы в менеджменте.
Эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде
всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.
Слайд 10Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов
Слайд 11
Классификация целей по ряду критериев
Слайд 12Факторы среды косвенного воздействия
Слайд 14
Сильные и слабые стороны управления по целям
Слайд 15
Сильные и слабые стороны линейной структуры
Слайд 16
Сильные и слабые стороны функциональной структуры
Слайд 17Одна из структур управления организацией
Слайд 19Факторы влияния на индивидуальное поведение
Слайд 22Структура производственного менеджмента
Слайд 23В понятие «технология принятия решений» входят следующие элементы:
что делать
(ассортимент)?
с какими затратами?
как делать (по какой технологии)?
кому делать (исполнителю)?
когда делать
(сроки)?
для кого делать (потребители)?
где делать (место)?
что это даёт (экономический, социальный, экологический и технический эффект)?
Слайд 24Этап выполнения управленческих решений требует осуществления следующих операций:
Анализ ситуации или
объекта по качественным и ресурсным показателям.
Сравнение эффективности объекта с лучшими
отраслевыми, мировыми достижениями в данной области.
Определение расхождения показателей анализируемых объектов.
Анализ литературных источников патентного фонда, отчётов о них, рекламаций и претензий покупателей.
Анализ организационно-технического уровня производства.
Слайд 25Основными принципами рациональной организации новых процессов являются:
пропорциональность,
2) непрерывность,
3)
параллельность,
4) прямоточность,
5) ритмичность,
6) концентрация однородных предметов труда в одном месте.
Слайд 26Процесс принятия решений включает в себя следующие операции:
подготовку к работе;
выявление
проблемы и формирование целей;
поиск информации, ее обработку;
выявление возможности ресурсного обеспечения;
ранжирование
целей (распределение по порядку);
формулирование задач;
оформление необходимых документов;
реализацию задания.
Слайд 27Коэффициент дисконтирования
Кд = (1+ а)t,
где:
а – процентная ставка доли единицы;
t – количество лет между
годами вложения инвестиций и годом пуска объекта в эксплуатацию;
Кд – коэффициент дисконтирования
Слайд 28Расчёт срока окупаемости инвестиций
Слайд 29Фрагмент комплекса работ по маркетингу
Слайд 30
Таблица доходов и затрат, включает следующие показатели:
1) доходы от продаж товаров;
2) издержки
производства;
3) суммарная прибыль от продаж;
4) общепроизводственные расходы;
5) чистая прибыль.
Слайд 31Объём производства в натуральном выражении
П программа = NТЭК (норма выраб.
по кажд. виду прод.) * Ф (кол. дней раб. обор.)
Технико-экономическая
норма зависит от мощности оборудования и коэффициента его использования:
NТЭК = N * Кисп, где:
N – мощность
Кисп – коэффициент использования мощности
Слайд 32Существует три коэффициента использования мощности: интенсивный, экстенсивный, интегральный.
Слайд 33Реализованная продукция
В объём реализованной продукции (Р) входит товарная продукция (Т),
стоимость остатков нереализованной продукции на складе и в пути на
начало планируемого года минус стоимость остатков нереализованной продукции на складе на конец планируемого года.
Р = Т + О1 – О2
Р = Т + (О скд. на нач. + О путь на нач.)-(О скд. на кон. + О путь на кон)
Слайд 34Показатель реализованной продукции необходим для расчёта прибыли от реализации продукции
Р
– С = Прибыль от реализации
Р – реализованная продукция
С –
себестоимость продукции
Слайд 35Отличие производственной программы от производственной мощности заключается в следующем: производственная
мощность рассчитывается на самые лучшие условия работы (идеальные), а производственная
программа учитывает реальные возможности в планируемом периоде.
Если М = П, то предприятие автомат – идеальные условия работы.
Если М – П = Резерв, имеются резервные мощности.
Слайд 36Окупаемость вложений в условиях рынка определяется отношением первоначальных инвестиций к
ежегодным доходам
Ток = первоначальные инвестиции
ежегодный доход
Например: на освоение новой линии требуется инвестиций в сумме 120 млн. руб. После внедрения линии ежегодные доходы от реализации продукции составят 35 млн. руб., тогда срок окупаемости будет 3,4 года:
Слайд 37Для учета равноценности денег сегодняшних и завтрашних принято умножать будущие
доходы на коэффициент дисконтирования:
Кд= _____1____ , где
(1+n)i
n- темп изменения ценности денег (обычно принимается на уровне среднего процента по банковским кредитам)
i- это № года с момента начала инвестиций.
Слайд 38Коэффициент прибыльности
Кприб = Σ Денеж. Доходов
Σ Денеж. инвестиции
Слайд 39Показатели экономической эффективности капитальных вложений:
срок окупаемости инвестиций
Ток = ___К____
(для нового проекта),
Ц-
Ток = ___К____ (для действующего предприятия), где С1- С2
С- себестоимость продукции,
С1- себестоимость до внедрения,
С2 – себестоимость после внедрения,
Ц – цена продукции.
Слайд 40Два метода оценки инвестиций капитальных вложений:
по абсолютной экономической эффективности
Эабс = _П_ ,
К
П- прибыль
К- капитальные затраты
Эабс = __Ц-С__
К
по сравнительной экономической эффективности (Э срав)
Эсрав.=Зпр+СЕн min
где: Зп - приведенные затраты, тыс. руб.;
Слайд 41Ен – коэффициент сравнительной экономической эффективности, величина обратная нормативному сроку
окупаемости (Ен = 0,15)
Эг = (С1+Ен К1)-(С2+Ен К2)
Эг- годовой экономический
эффект
Эг =(С1- С2) – Ен(К2-К1+ Кд);
Кд- ущерб от ликвидации заменяемого оборудования
Кд = Нз+Дз- Вз ;
Нз – неамортизированные затраты оборудования;
Дз- затраты на демонтаж оборудования;
Вз- выручка от заменяемого оборудования.
Слайд 42Нормативные показатели
- фондоотдача,
- удельные капитальные затраты,
- себестоимость продукции,
- прибыль и
рентабельность,
- срок окупаемости капитальных вложений.
Слайд 43Приход материальных ресурсов предприятия в основном учитываются по цене поставщиков,
а расход – по средним ценам, сложившимся в текущем месяце.
Средняя
цена = _Стоимость (остаток + приход)__
количество (остаток + приход)
Слайд 44Норма расхода зависит от факторов:
технического состояния оборудования;
графика загрузки оборудования;
методов обслуживания
оборудования;
сменности работы оборудования цехов.
Слайд 45Необходимое количество осветительной электроэнергии определяется по формуле
Эсв = ____ЛМЧ___ кВт,
где:
1000
Л- количество электроламп, установленных в цехе;
М- мощность каждой электролампы в ваттах;
Ч- количество часов горения электролампы, час.
Слайд 46Численность рабочих можно рассчитать по нормам времени и выработки
Чвр= ПНвр/Фк
, Ч выраб = П/ФКН выраб.
где: П
– производственная программа, т;
Нвр – норма времени на выработку 1 тонны, час;
Н выраб – норма выработки;
К – коэффициент выполнения нормы выработки или времени;
Ф – фонд рабочего времени одного рабочего, год.
Слайд 473 метода организации основного производства
Поточное производство;
Непрерывно-поточное производство;
Переменно-поточное производство.
Слайд 48Производственное задание рабочему месту.
Z=ga, где:
Z – производственное задание;
g – норма
производительности ведущего оборудования;
a – коэффициент (0,2) расхождения производительности между ведущим
и предыдущим оборудованием.
Слайд 49Ритм рабочего потока
r=T/Z, где:
r – ритм
T – время
Z –
задание рабочему месту
Слайд 50Необходимое количество оборудования
К машин = Z/N, где:
N – технико-экономическая норма
производительности
К машин = tцикла/r
Слайд 51Непрерывно-поточное производство
продолжительность ритма равна продолжительности цикла.
r= tцикла
Для него характерно
4 признака поточного производства:
расчленение;
подбор изделий со сходным по продолжительности циклом;
укрупнением
частичных процессов;
количеством одинаковых рабочих мест в потоке.
Слайд 52Снижение себестоимости продукции можно определить двумя методами
по затратам на 1
рубль товарной продукции;
по сравнимой товарной продукции:
Сс = З отч –
З пл х 100%
З отч
где: З отч – затраты отчетного периода, коп
З план – затраты планируемого периода, коп
Затраты на рубль товарной продукции:
З1 руб.=Себестоимость полная<1 рубля
Товарная продукция
Слайд 53Рентабельность продукции
Р=
прибыльП х 100%
Себестоимость продукции
Слайд 54Создание философии фирмы
Исходным моментом управления персонала является психологический портрет личности,
состоящий из следующих компонентов: темперамент, характер, способности, направленность, интеллект, эмоциональность,
волевые качества, общительность. Уровень самооценки, способность к групповому взаимодействию.
Слайд 55Оценочные компоненты при выработке стиля фирмы
деловые качества, способность, культурный ценз,
эрудиция, честность и порядочность, характер, темперамент, направленность, здоровье.
Слайд 56Презентация курса закончена
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ