Слайд 2Чарльз Рени Макинто, Хилл-Хаус, Хеленсбург, Дунбартоншир, Шотландия, 1902-1903
Творчество Макинтоша занимает
пограничное положение между движением «Искусства и ремесла» по простоте и
подлинному мастерству и модерном, тяготеющим к новаторским формам. В этом интерьере мебель геометрических очертаний, и подвесные осветительные приборы сочетаются с элементами, указывающими на возникший позднее модернизм. Однотонные ковры украшены узором в виде крошечных квадратов.
Слайд 3Фи.итп Уэбб, Рэд-хаус, Бексли-Хит, Лондон, 1859~1860тт.
Уэбб спроектировал Рэд-хаус для своего
друга Уильяма Морриса, интерьер этой комнаты очень оригинален, включая белые
стены и большой книжный шкаф по проекту Морриса. Лестница с левой стороны ведет на чердак. Мебель и ковры относятся к более позднему периоду; батарея добавлена в наши дни.
Слайд 4Уильям Моррис, обои с цветочным орнаментом («очный цвет»), фирма «Джефри
и Ко.» дм «Моррис и Ко.», Англия, 1876 а
Орнамент для
обоев, придуманный Моррисом, насыщенного голубого и зеленого цветов, мог играть центральную роль в любой комнате, где был использован.
Слайд 5Уильям Моррис, орнамент для ткани, Музей Витории и Альберта, Лондон,
Англия, 1864 г.
Теплые цвета и природные формы лежат в основе
одного из самых очаровательных мотивов, разработанных Моррисом.
Слайд 6Филипп Уэбб, Стэнден, Ист-Гринстед, Суррей, Англия, 1891-1894 г
Гостиная в
этом прекрасном доме украшена ковром и мебелью по проектам Морриса.
Отделка стен простыми, белыми панелями характерна для лучших работ движения «Искусства и ремесла».
Слайд 7Кристофер Дрессер, орнамент в «Японском стим», 1886 г.
Дрессер перешел
от такого типично викторианского орнамента, который включен в его книгу
«Современное декоративное искусство», к значительно более интересным в художественном отношении экспериментам, благодаря которым он считается предвестником современного дизайна.
Слайд 8Японский дворик, Всемирная выставка, Лондон, 1862 г.
Знакомство викторианской публики с
японским дизайном пробудило большой интерес ко всему, что связано с
Востоком. Посетители выставки покидали ее, восхищаясь экзотикой, что согласовалось с увлечением представителей эстетического движения восточными мотивами.
Слайд 9Томас Джекш и Джеймс Макнейл Уистлер, Павлины комната, ПрищессШт, 49,
Лондон, 1876-1877 гг.
В оформлении этой столовой Уистлер использовал японские мотивы.
Эту комнату с полками, на которых выставлен японский фарфор, спроектировал Томас Джекил. Уистлер декорировал стены орнаментом в голубых и золотых тонах, основой для которого послужили перья павлина. Проекты мебели разработаны Эдвардом Уильямом Годвином, бывшим помощником Уильяма Бургеса.
Слайд 10Роберт У. Эдис, интерьер, Лондон, 1881 г.
Иллюстрация из альбома Эдиса
«Убранство и мебель городских домов» (1881) изображает интерьер с мебелью
Эдварда Уильяма Годвина, фризом Генри Стейси Маркса и обоями Уильяма Морриса. Эдис активно пропагандировал в своей книге идеи эстетического движения и движения «Искусства и ремесла».
Слайд 11М. X. Бейли Скотт, музыкальная шкатулка, Марвел-хилл, Уитли, Англия, ок.
1914 г.
Макей Хью Бейли Скотт продолжал работать в духе движения
«Искусства и ремесла» даже в XX в. Эта шкатулка оформлена орнаментом в стиле, который Моррис ввел пятьдесят лет назад.
Слайд 12Ч.Ф.Э. Войси, «Сад», Чорливуд, Хартфордшир, Англия,
1900 г.
В жилом помещении
дома, называемом «зал», Войси использует простые элементы, которые в следующем
столетии будут характерны для модернизма.
Слайд 13Артур Хейгейт Макмурдо, обложка, «Городские церкви Рена», 1883 г.
Макмурдо, ярый
приверженец идей движения «Искусства и ремесла», является автором книги, посвященной
сохранению лондонских церквей, построенных по проектам Кристофера Рена. Оригинальная обложка книги кажется не имеет отношения к ее содержанию, она выполнена в стиле ар нуво, который к тому времени еще не сформировался полностью.
Слайд 14Густав Стихли, кресло, США, 1905 г.
Это кресло в стиле движения
«Искусства и ремесла» из мастерской Л. И Л. Г. Стикли
«Онондага», где выпускались мебель, типичная для «ремесленного» направления.
Слайд 15Американская гостиная, 1904 г.
Журнал «Ремесленник», из которого взята эта иллюстрация,
пропагандировал идеалы движения «Искусства и ремесла», известного в Америке под
названием «ремесленное направление».
Слайд 16Уилл Брэдли, интерьер, 1902 г.
Цветные изображения интерьеров по проектам Брэдли
публиковались в популярном журнале «Домашний журнал для женщин».
Слайд 17Генри Хобсон Ричардсон, церковь Троицы, Бостон 1877г.
В своё время стиль
Ричардсона часто называли «романским», но это было более сложное явление,
чем следовало из названия. В этой церкви использованы формы, не имеющие ничего общего с романским, в результате возник потрясающий интерьер витражами работы Тиффани и фресками Джона Ла Фража.
Слайд 18Братья Грин, Гембл-хаус, Пасадена, Калифорния, 1908 г.
В основе творчества братьев
Грин лежат традиции ремесленного производства, доказательством чего служат деревянные элементы,
дизайн которых заимствован из японской архитектуры. Великолепная мебель, оригинальные светильники в виде фонариков и витражи совмещают в себе элементы новизны и традиционность.
Слайд 19Хендрик Петрюс Берлаге, Биржа, Амстердам, 1898-1903 гг.
Берлаге. Массивное основание
в чисто голландском стиле с великолепной каменной кладкой (иногда используются
кирпич и изразцы) сочетается с функциональностью плана.
Слайд 21Ч.Ф.Э. Войси, орнамент, Англия, 1901 г.
Творчество Войси занимает пограничное положение
между движнием «Искусства и ремесла» и стилем ар нуво, который
развивался на европейском континенте. В орнаменте использованы стилизованные природные формы, характерные для стиля ар нуво.
Слайд 22Виктор Орта, дом Орта, Брюсель, 1898-1911 гг.
В своём доме (теперь
музей Орта) Виктор Орта использовал кафельную плитку для отделки стен
и потолка, встроенные шкафы, витражи, электрические осветительные приборы и мебель в стиле ар нуво. Всё сделано по его собственным проектам. Белая плитка и насыщенная цветовая гамма – типичные черты ар нуво.
Слайд 23Виктор Орта, особняк Тасселя, Брюссель, 1892 г.
Создавая проекты лестниц, дизайнеры,
работавшие в стиле ар нуво, использовали плавно изогнутые линии не
только для ступеней и перил, но и, как в особняке Тасселя (теперь посольство Мексики), для орнаментов, украшавших стены и потолок. Тонкая колонна свидетельствует, что металл занял свое место в интерьере, осветительные приборы используют электричество, тогда еще остававшееся новинкой.
Слайд 24Анри Ван де Вельде, реклама мастерской Ван де Вельде в
журнале «Декоративное искусство», т. 1, Бельгия, 1898 г.
В этой рекламе
Ван де Вельде предлагает разнообразные материалы для отделки внутренних помещений, в том числе обои, краски, текстиль, плитку и осветительные приборы, которые можно приобрести в его магазине в Уккле недалеко от Брюсселя. То, что в дизайне рекламной страницы использованы волнистые линии, свидетельствует о приверженности Ван де Вельде стилю ар нуво.
Слайд 25Эмиль Гам, настольная лампа «Грибы», ок. 1920 г.
Эта лампа в
стиле ар нуво целиком выполнена из стекла, под «шляпками» спрятаны
электрические лампочки. Предположительно, три гриба символизируют три возраста мужчины: младенчество, юность и зрелость. Красивые формы и яркие цвета типичны для французского ар нуво.
Слайд 26Эктор Гимар, замок Беранже, Париж, 1894-1899 гг.
Вход жилого дома оформлен
Гимаром уникальной терракотовой плиткой, металлическими решетками и росписями. Плавно изогнутые
линии характерны для ар нуво. Кремовый фон и сине-зеленый орнамент очень любимы дизайнерами, работавшими в стиле ар нуво.
Слайд 27Эктор Гимар, мебель, Франция, 1900-е гг.
Эти предметы мебели, спроектированные Эктором
Гимаром, были представлены на выставке в Музее современного искусства в
Нью-Йорке. Гимар был ключевой фигурой французского ар нуво
Слайд 28Эктор Гимар, пашмн станции «Ворота Дофина»,
Париж, тс. 1900 г.
В
павильонах станций парижского метро Гимар использовал стандартные элементы, из которых
можно было собирать конструкции различного размера и формы. Везде использовались стилизованные растительные формы.
Слайд 29Антонио Гауди,
Каса Батло, Барселона, 1904-1906 гг.
На снимке, запечатлевшем столовую в
Каса Батло, мы видим стол, стулья, окна, двери, стенные панели,
люстру и оштукатуренный свод.
Все элементы выполнены в своеобразной, присущей только Гауди манере.
Слайд 30Антонио Гауди, план второго тажа, Каса Батло.
1.
Столовая
Парадная лестница
Приемная с камином
Салон
Гауди реконструировал здание, построенное на узком участке
земли. В центре расположен внутренний двор с лестницами и лифтом, многие комнаты с изогнутыми стенами имеют неправильную форму. Главный фасад находится в верхней части плана, а столовая, изображенная на снимке, - внизу (номер 1). Обратите внимание на необычную форму свода в «салоне» (номер 4) в верхней части плана, прорисованного пунктиром.
Слайд 31Август Эндель, ателье «Эльвира», Мюнхен, 1896 г.
(разрушен в 1944).
Небольшое здание
фотоателье - квинтэссенция стиля ар нуво (югендстиля) с его отказом
от историзма, волнистыми линиями и мотивами, заимствованными из мира природы.
Слайд 32Ларе Сонк, собор Св. Джона, Тампере, Финляндия, 1902-1907 гг.
Стиль ар
нуво нашел в Финляндии благодатную почву, там он был известен
под немецким названием «югендстиль». На творчество Сонка оказали влияние кирпичные церкви Германии, но изогнутые линии, орнаменты, настенная живопись, витражи, а также люстры - все указывает на стиль ар нуво, хотя ощутимы финские традиции.
Слайд 33Иосиф Ольбрих, вид комнаты на вилле Фридмана, Вена, Австрия, 1898
г.
На рисунке Ольбриха изображен проект интерьера комнаты для фрау Иоганны
Фридман на вилле Фридмана в Хинтербрюле, предместье Вены. И манера рисунка, и дизайн интерьера типичны для «Венского Сецессиона».
Слайд 34Иосиф Олъбрих, интерьер галереи «Сецессион»,
Вена, 1897 г.
В центральной галерее
здания «Сецессиона» строгие геометрические формы дверных проемов, окон и настенные
орнаменты из квадратов демонстрируют «прямолинейный» стиль Сецессиона, тогда как в настенной росписи присутствуют плавные формы, как в бельгийском и французском ар нуво.
Слайд 35Отто Вагнер, Почтовый сберегательный банк, Вена,
1904-1906 гг.
Главное помещение банка
построено с использованием металлических конструкций и стеклянного свода. Заклепки металлических
колонн играют роль украшений, на стеклянном полу, через который свет проникает в цокольный этаж, плиткой выложены черные и белые полосы.
Слайд 36ИосифГофман, «Уголгостиной», журнал «VerSacrum», 1909г
Спроектированный Гофманом интерьер из журнала «Ver
Sacrum», выпускавшегося активистами Сецессиона, демонстрирует прямоугольные, отличается активным использованием прямоугольних
мотивов, которым архитектор отдавал предпочтение.
Слайд 37Иосиф Гофман, кресло Морриса из гнутого дерева, 1900-1906 гг.
Кресло
с регулируемой спинкой относится к типу мебели, получившему название «кресло
Морриса», поскольку его формы заимствованы из проекта, созданного Уильямом Моррисом, Это кресло было сделано между 1900 и 1906 гг, из гнутого дерева.
Слайд 38Йозеф Гофман, Дворец Стаем, Брюсселе, 1905-1911 гг.
В парадной столовой Гофман
спроектировал мраморные панели, плитку на полу, ковер и мебель. Черно-белую
плитку на полу и мебель оттеняют мраморные стены и мозаики. Эскизы мозаик были разработаны Густавом Климтом и выполнены из мрамора, стекла и полудрагоценных камней Леопольдом Форстнером.
Слайд 39Коломон Мозер, кресло, Вена, Австрия, ж. 1903 г.
Для кресла, которому
дизайнер дал название «Zuckerkandl» («Леденец»), использовано несколько сортов древесины -
туя, красное дерево, дуб, сатиновое дерево, - резные элементы из латуни и краска. Изготовил кресло Каспар Храдзил, и теперь оно хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Слайд 40 Славу Тиффани принесло его умение работать с цветным стеклом. Витражи,
подобные этому, изготовлялись в виде картин в стиле ар нуво.
По мере того как за окном разгорается день, пейзаж наполняется светом. Тиффани изготавливал абажуры для ламп, бокалы и вазы, характерные для ар нуво.
Слайд 41Луис Салливан, Аудиториум, Чикаго, 1886-1890 гг.
Вместе со своим партнером Данкмаром
Адлером Луис Салливан спроектировал великолепное здание, которое объединяет в единый
комплекс офисы, гостиницу и оперный театр (которому здание обязано своим названием). Салливан занимался дизайном многих помещений, самым эффектным из которых является зрительный зал. Росписи превращают зал в настоящую драгоценность. Он не был похож на театры или концертные залы прошлого, это был невероятный успех, как в функциональном, так и декоративном смысле
Слайд 42Луис Самиван, Гаранти-билдинг, Буффало, штат Нью-Йорк, 1894-1895 гг.
Стиль Салливана, в
котором выполнены круглые дверные ручки, использованные в интерьерах двенадцатиэтажного здания
Гаранти, очень напоминает ар нуво. Хотя в архитектуре Салливан, так же как модернисты, делает акцент на функциональности, он создал индивидуальный декоративный стиль, в основу которого положены природные мотивы.