Разделы презентаций


Общий психологический практикум

Содержание

Лекция 3Подготовка и проведение экспериментального психологического исследованияВопросы:Сущность психологического эксперимента.Основные стадии экспериментального психологического исследования: подготовка экспериментального исследования; проведение эксперимента; анализ результатов эксперимента.Классификация методов, используемых в экспериментальном психологическом исследовании.Схема анализа методики.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Общий психологический практикум

Общий психологический практикум

Слайд 2Лекция 3

Подготовка и проведение экспериментального психологического исследования
Вопросы:
Сущность психологического эксперимента.
Основные стадии

экспериментального психологического исследования: подготовка экспериментального исследования; проведение эксперимента; анализ результатов

эксперимента.
Классификация методов, используемых в экспериментальном психологическом исследовании.
Схема анализа методики.


Лекция 3Подготовка и проведение экспериментального психологического исследованияВопросы:Сущность психологического эксперимента.Основные стадии экспериментального психологического исследования: подготовка экспериментального исследования; проведение

Слайд 3

Вопрос 1. Сущность психологического эксперимента.
Психологический эксперимент – это особый вид

психологического исследования, направленный на решение проблем психологической науки и практики,

проверку выдвигаемых научных или прикладных гипотез.
Требования, предъявляемые к психологическому эксперименту:
Четкая формулировка проблемы, целей, задач и гипотез исследования.
Установление критериев, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.
Точное определение объекта и предмета экспериментального исследования.
Выбор и разработка надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.
Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.
Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.
Формулировка практических выводов и рекомендаций.

Вопрос 1. Сущность психологического эксперимента.Психологический эксперимент – это особый вид психологического исследования, направленный на решение проблем психологической

Слайд 42 вопрос:
Основные стадии экспериментального психологического исследования:
подготовка экспериментального исследования;


проведение эксперимента;
анализ результатов эксперимента.

2 вопрос: Основные стадии экспериментального психологического исследования: подготовка экспериментального исследования; проведение эксперимента; анализ результатов эксперимента.

Слайд 5СТАДИЯ 1:
ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Процедура подготовки любого экспериментального психологического исследования

состоит из следующих основных этапов:

Первый этап: уточнение проблемы, целей и

задач исследования.
Проблема исследования - это актуальный и жизненно значимый вопрос, который требует решения и на который невозможно найти правильный ответ без проведения специального экспериментального исследования.
Целями эксперимента называются те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Разница между проблемой и целью эксперимента состоит в том, что формулировка проблемы обычно является общей, а формулировка цели – достаточно конкретной.
Задачи – это шаги достижения цели. Задачи в отличие от цели представляют собой содержание всех последовательных этапов организации и проведения экспериментального исследования. Например, задачами могут быть: 1) изучение литературы по исследуемому вопросу; 2) разработка методики формирующего эксперимента, направленного на то-то и на то-то; 3) формулировка рекомендаций практического характера по той или иной проблеме и т.п.

СТАДИЯ 1: ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯПроцедура подготовки любого экспериментального психологического исследования состоит из следующих основных этапов:Первый этап: уточнение

Слайд 6Второй этап: определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – явление

или процесс, относительно которого проводится исследование.
Предмет исследования – сторона

объекта исследования, которая в данном случае изучается.
Предмет исследования должен соответствовать теме и тому, что дальше утверждается в гипотезе и проверяется в самом эксперименте.

Второй этап: определение объекта и предмета исследования.Объект исследования – явление или процесс, относительно которого проводится исследование. Предмет

Слайд 7Третий этап: формулировка и уточнение гипотез
Гипотеза – это утверждение предположительного

характера, которое необходимо экспериментально проверить.

Требования, предъявляемые к гипотезе:
Формулировка гипотезы должна

быть максимально точной и простой.
В ней не должно содержаться неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий.
Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путем.
Гипотеза должна объяснять весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.
В некоторых экспериментах имеется не одна, а несколько гипотез, логически связанных между собой.

Третий этап: формулировка и уточнение гипотезГипотеза – это утверждение предположительного характера, которое необходимо экспериментально проверить.Требования, предъявляемые к

Слайд 8Четвертый этап: выбор экспериментальной и контрольной групп.
Пятый этап: подбор и

апробация психодиагностических методик.
Шестой этап: определение времени, места и процедуры

проведения эксперимента.
Время обычно выбирается таким образом, чтобы испытуемые были в нормальном, привычном для них физическом и психологическом состоянии, никуда не спешили, не были чем-то особенно озабочены. Обстановка и место проведения исследования также не должны вызывать у испытуемых не свойственной им в повседневной жизни напряженности, должны сводить к минимуму возможное действие посторонних факторов, способных повлиять на результаты эксперимента. Процедура проведения эксперимента – это совокупность и последовательность действий (в том числе и обеспечение нужного настроя у испытуемых), предпринимаемых исследователем для реализации принятой программы.

Четвертый этап: выбор экспериментальной и контрольной групп.Пятый этап: подбор и апробация психодиагностических методик. Шестой этап: определение времени,

Слайд 9Седьмой этап: разработка программы эксперимента.
Программа эксперимента представляет собой письменные

документы, в которых определены:
основные этапы проводимого исследования;
их последовательность;
время,

необходимое для практической реализации каждого этапа;
сроки выполнения;
ожидаемые результаты.

Седьмой этап: разработка программы эксперимента. Программа эксперимента представляет собой письменные документы, в которых определены:основные этапы проводимого исследования;

Слайд 10СТАДИЯ 2. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Проведение эксперимента начинается с пилотажного, или пробного

исследования – это первый этап. Его задача – проверка того,

насколько хорошо продуман и подготовлен эксперимент, правильно ли определена его тема, точно ли сформулированы гипотезы, хорошо ли продуманы психодиагностические методики, средства статистической обработки и способы интерпретации полученных результатов.
Следующий этап: основной эксперимент, в ходе которого собираются первичные данные, необходимые для доказательства гипотез.
Далее, третий этап, данные эксперимента систематизируют и представляют в виде таблиц, графиков, схем. Если результаты эксперимента имеют не количественный, а качественный характер, то их также систематизируют, обобщают и логически обрабатывают.

СТАДИЯ 2. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАПроведение эксперимента начинается с пилотажного, или пробного исследования – это первый этап. Его задача

Слайд 11СТАДИЯ 3: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
На стадии анализа результатов эксперимента можно

выделить следующие этапы:
Первый этап: Первичная статистическая обработка, которая заключается в

определении необходимого числа элементарных математических статистик, что предполагает, как минимум: 1) определение выборочного среднего значения; 2) вычисление дисперсии, или квадратического отклонения, когда имеется разброс данных относительного среднего.
Второй этап: Вторичная статическая обработка (сравнение средних, дисперсий, распределений данных, регрессионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.)
Третий этап: Доказательство или опровержение предложенных гипотез посредством полученных данных.
Четвертый этап: Практические рекомендации и программа их внедрения в жизнь.

СТАДИЯ 3: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАНа стадии анализа результатов эксперимента можно выделить следующие этапы:Первый этап: Первичная статистическая обработка,

Слайд 12Вопрос 3. Классификация методов, используемых в экспериментальном психологическом исследовании.
1. Организационные

методы (действуют на протяжении всего исследования): сравнительный, лонгитюдный.
2. Эмпирические методы:


наблюдение,
самонаблюдение,
психодиагностические методы, в которых используются различные психодиагностические методики.

Вопрос 3. Классификация методов, используемых в экспериментальном психологическом исследовании.1. Организационные методы (действуют на протяжении всего исследования): сравнительный,

Слайд 13Классификация психодиагностических методик
По степени формализации:
А) малоформализованные (беседа, интервью, контент-анализ и

т.д.);
Б) высокоформализованные (тесты, анкеты, опросники и т.д.).
В зависимости от степени

влияния диагноста на получаемые результаты:
А) объективные:
приборные психофизиологические методики (регистрация пульса, дыхания, биотоков мозга и т.п. в целях диагностики функционального состояния человека);
аппаратурные поведенческие методики, которые регистрируют скорость реагирования и точность действий, психомоторную координацию, свойства нервной системы и т.п.;
тесты-опросники, в которых человек выбирает варианты ответов на вопросы. В этих тестах имеются строго разработанные ключи.

Классификация психодиагностических методикПо степени формализации:А) малоформализованные (беседа, интервью, контент-анализ и т.д.);Б) высокоформализованные (тесты, анкеты, опросники и т.д.).В

Слайд 14Важнейшими показателями качества объективных психодиагностических тестов являются:
надежность – возможность получать

с помощью методики достаточно стабильные результаты, малозависящие от случайного стечения

обстоятельств;
валидность (ценность, полезность) – свидетельствует о том, пригодна ли та или иная методика для измерения того, для чего она предназначена и насколько эффективно она это делает;
стандартизованность – предполагает единую стандартную процедуру проведения методики и обработки результатов;
достоверность теста – способность теста защищать информацию от мотивационных искажений и социальной желательности ответов (это достигается через введение в тест проверочной школы лжи);
репрезентативность тестовых норм – правомерность применения тестовых норм в большой группе людей. Например, если тестовые нормы были вычислены на выборке школьников, то эти нормы нельзя автоматически переносить на студентов – надо провести рестандартизацию теста.

Важнейшими показателями качества объективных психодиагностических тестов являются:надежность – возможность получать с помощью методики достаточно стабильные результаты, малозависящие

Слайд 15Б) субъективные методы экспертной оценки:
метод наблюдения,
Беседа;
опрос;
ролевые игры, в

которых человек проявляет свои личностные качества;
проективные методики, характерная черта

которых – неопределенность, неоднозначность стимульного материала, например рисунков;
методики дополнения, например, неоконченные рассказы;
методики катарсиса, например, психодрама;
методики изучения продуктов творчества, например, тест рисования фигуры человека, рисунок семьи. и др.

Б) субъективные методы экспертной оценки:метод наблюдения, Беседа; опрос;ролевые игры, в которых человек проявляет свои личностные качества; проективные

Слайд 163. Методы обработки данных
количественный анализ – математико-статистические методы обработки

данных;
качественный анализ – обобщение данных, описание типичных или исключительных случаев

и т.п.

3. Методы обработки данных количественный анализ – математико-статистические методы обработки данных;качественный анализ – обобщение данных, описание типичных

Слайд 174 вопрос.
СХЕМА АНАЛИЗА МЕТОДИКИ
1. Цель.
2. Оснащение.
3. Порядок (ход) работы

(инструкция).
4.Тестовый материал.
5. Стимульный материал.
6. Математический аппарат (способы обработки данных).
7. Особенности

анализа результатов (оценка, нормы выполнения и т.п.).
8. Выводы и рекомендации практического характера.
9. Собственное эмоциональное отношение к методике.
 

4 вопрос. СХЕМА АНАЛИЗА МЕТОДИКИ1. Цель.2. Оснащение.3. Порядок (ход) работы (инструкция).4.Тестовый материал.5. Стимульный материал.6. Математический аппарат (способы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика