Слайд 1
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ
ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 2Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических
качеств, направленный на всестороннее и гармоничное развитие человека
Задачи ОФП :
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
достижение гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
развитие и улучшение физических качеств человека;
развитие и совершенствование психофизических способностей;
формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, потребности в физическом совершенствовании.
Слайд 3
В современной литературе используются термины:
«физические качества»;
«физические (двигательные) способности».
Однако они нетождественны
Слайд 4Физические качества
Физическими качествами принято
называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна
физическая активность человека, получающая свое проявление в двигательной деятельности
(Л.П.Матвеев, 1991).
Слайд 5 Основные физические качества:
мышечная сила,
быстрота,
выносливость,
гибкость,
ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание».
Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества.
Термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.
Слайд 6
Двигательные способности можно
понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека
(В. И. Лях, 1996).
Слайд 7 В основе воспитания физических качеств лежит развитие физических
способностей.
Чем более развиты способности, выражающие данное физическое
качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач;
Развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма.
Слайд 8 К двигательным способностям относят: силовые способности,
скоростные способности,
скоростно-силовые способности,
координационные способности,
общую и специфическую выносливость.
Когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
Слайд 9 В основе разного развития
способностей
лежат разные врожденные
анатомо-физиологические задатки:
анатомо-морфологические особенности мозга и нервной
системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
Слайд 10
физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода,
показатели периферического кровообращения и др.);
биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции,
обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
хромосомные (генные).
Слайд 15Основные закономерности развития физических качеств
Этапность развития
Неравномерность или гетерохронность развития
3. Обратимость
развития физических качеств
4. Перенос физических качеств
5. Взаимосвязь между эффективностью выполнения
двигательных действий и уровнем развития физических качеств
Слайд 16Величина и характер переноса зависит
от уровня подготовленности занимающихся
от рационального чередования
педагогических воздействий
от преимущественной направленности воздействия
Перенос физических качеств – это изменение
одного физического качества при направленном развитии другого.
Слайд 17Физическое качество - ВЫНОСЛИВОСТЬ
Выносливость – способность противостоять утомлению
и выполнять физическую работу в течение длительного времени без снижения
эффективности.
Различают несколько видов выносливости:
Общая выносливость
Специальная выносливость
Уровень развития выносливости определяется:
наличием энергетических ресурсов в организме человека и экономичностью их использования;
уровнем функциональных возможностей различных систем организма (ССС, нервно – мышечной, ЦНС);
личностно – психологическими особенностями.
Слайд 18По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности выносливость делится на аэробную
и анаэробную
Аэробный механизм энергообеспечения обеспечивает энергией мышцы
при выполнении упражнений небольшой интенсивности, включающих в работу большое количество мышечных групп, выполняемых непрерывно продолжительный промежуток времени.
При аэробном механизме используется кислород для окисления жиров в целях образования энергии.
Анаэробный механизм энергообеспечения разворачивается при использование взрывных упражнений с наибольшей интенсивностью, которые можно выполнять всего несколько минут.
Максимальная величина кислородного долга является показателем анаэробной производительности.
Слайд 19
Методы развития выносливости
Равномерный метод
основной метод тренировки
для
начинающих.
Выполняемая работа
совершается в аэробных
условиях при уровнях ЧСС
– 140-150 уд./мин,
длительность работы не
превышает 10-30 мин.
Повторный метод
характеризуется тем, что
работа выполняется в виде
кратковременных
повторений с небольшими
интервалами отдыха.
Переменный метод
заключается в выполнении
непрерывной работы с изменением
интенсивности от слабой до
максимальной. Развивает
аэробную и анаэробную
Производительность
Интервальный метод.
темп нагрузки должен быть таким,
чтобы ЧСС составляла 160-180
уд./мин, а продолжительность
отдельных нагрузок была не
более 1-1,5 минут.
Продолжительность паузы отдыха
– 30-90 с, к концу паузы отдыха
ЧСС должна составлять не более
120-130 уд./мин.
Слайд 20Методы измерения выносливости
Педагогические методы:
измеряют время работы при заданной
скорости;
измеряют мощность выполняемой до предела работы за определенное время
(тест К. Купера);
измеряют время работы при стандартной длине дистанции (бег 2000-3000 м).
Физиологические методы:
эргометрические (время, объем и интенсивность выполняемых заданий)
Физиологические и биохимические : определение МПК, кислородный долг, ЧСС, порог анаэробного обмена, креатинфосфат, лактат в крови и др. Измерение показателей проводят после выполнения бега на тредбане, велоэргометрии и степ-теста.
Слайд 21
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ
Силовые способности
это способность человека
преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Слайд 22Классификация видов силовых способностей
Слайд 23
Совершенствование силовых способностей у человека происходит неравномерно, наиболее
благоприятным является подростковый период с 9 до 11 и с
13 до 17 лет. Это связано с влиянием многих факторов: совершенствованием нервной регуляции, гормональными перестройками (половое созревание), за счет чего мышечная масса увеличивается в 7,5-9,5 раз естественным путем.
Слайд 25СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ
– это умение выполнять двигательные действия в
минимальный промежуток времени.
К элементарным формам проявления скоростных способностей
относят:
- латентный период простой и сложной двигательных
реакций (норма для простой двигательной реакции – 0,2-0,3 с; для сложной – от 0,5-0,9 с);
- время максимально быстрого
одиночного движения
(норма 0,1 с);
-максимальная частота (темп)
движений (норма для
движений кисти – 60-80 ударов
за 10 с).
Слайд 26
Методы развития скоростных способностей
Методы строго регламентированного упражнения :
метод
повторного упражнения (установка на максимальную скорость движения);
метод переменного (вариативного) упражнения
(варьирование скорости по заданной программе: наращивание скорости – поддержание ее – замедление скорости).
Методы частично регламентированного упражнения:
соревновательный метод применяется в виде тренировочных состязаний и позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме;
игровой метод создает возможность выполнения различных упражнений с максимальной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр.
Слайд 27Физическое качество - гибкость
Гибкость – способность
выполнять движения с
большой амплитудой
Виды гибкости:
Активная гибкость – способность достигать больших амплитуд движения за счет активности мышц.
Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил.
Слайд 28
Развитие гибкости обусловлено эластичными свойствами мышц, соединительной ткани, эффективностью нервной
регуляции мышечного напряжения, объемом мышц, подвижностью суставов.
Уровень развития гибкости
зависит от пола и возраста человека. Для развития гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения «упражнения на растягивание» .
Слайд 29ЛОВКОСТЬ - способность быстро,
целесообразно, точно, экономно решать двигательные задачи.
Ловкость включает в себя:
- способность быстро овладевать новыми движениями;
- способность точно дифференцировать широкий спектр мышечных ощущений и на этой основе правильно выстраивать структуру двигательного действия;
способность быстро перестраивать двигательную деятельность и по ходу вносить в нее
коррективы в соответствии с
требованиями внезапно меняющейся
обстановки.
Слайд 30
Физиологическими и психологическими основами ловкости являются:
быстрота и точность сложных
двигательных реакций;
совершенствование функций двигательного анализатора (точность ощущений и восприятие
параметров двигательной деятельности и собственного тела в пространстве);
психологические особенности – полноценное восприятие собственных движений и окружающей обстановки (быстрота и точность сложных двигательных реакций), объем восприятия, концентрация внимания.
Слайд 31Принципы развития двигательных (физических) способностей