Слайд 1Обучение комментарию к сформулированной проблеме исходного текста в формате ЕГЭ
Слайд 2Комментарий -
– это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы
текста,
– это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на
конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора,
– это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом;
– преобразование «текста в себе» в «текст для себя».
Слайд 3Чем отличается комментарий от пересказа?
Ответ Цыбулько И.П.[1]:
Если "автор показал, как
Селиван привёз шкатулку" - это иллюстрация.
А если "однажды Селиван привёз
шкатулку" - это пересказ
[1]https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=slw075FzHRs «Актуальные вопросы содержания КИМ ЕГЭ 2019 года по русскому языку» (Вебинар И.П.Цыбулько)
Слайд 4Совет от А.Г.Нарушевича:
проверьте себя, правильно ли написан комментарий: «комментарий плох,
если вы в комментарии начнёте подчеркивать материал, взятый из текста,
и увидите, что весь абзац подчёркнут, значит, своих мыслей нет, значит, нет пояснения к примерам, значит, именно здесь и будут потеряны баллы».
[1] https://www.youtube.com/watch?v=LkHwroDtHRk А.Г.Нарушевич. Русский язык-2019.Готовимся к сочинению в новом формате
Слайд 5Какова композиция комментария?
Комментарий состоит из 5 элементов
1. Пример-иллюстрация (исходный текст)
2.
Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации)
3. Смысловая связь
между примерами-иллюстрациями
4. Второй пример-иллюстрация (исходный текст)
5. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации)
Место смысловой связки по отношению к примерам?
Слайд 6Критерии оценивания комментария
Слайд 7Пример - иллюстрация
это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая
сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.
Слайд 8Пояснение -
вывод из суждения и иллюстрации
Слайд 9Смысловая связь -
это логические отношения между теми двумя
примерами-иллюстрациями,
которые использует ученик в комментарии
Слайд 12 1) Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который
из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей,
на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
2) Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
3) — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
4) — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
5) Далеко Ротшильду до этого мужика! (И.С. Тургенев)
Слайд 13Перескажите текст
Сколько эпизодов можно выделить?
Ротшильд
Крестьянин
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Слайд 16Проблема текста?
1) Когда при мне превозносят богача Ротшильда,
который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание
детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
2) Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
3) — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
4) — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
5) Далеко Ротшильду до этого мужика! (И.С. Тургенев)
Два богача
Слайд 18“Далеко Ротшильду до этого мужика”. Богач, по словам Тургенева, –
это тот, кто отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь.
Определите авторскую
позицию
Слайд 19Определите смысловую связь в тексте между эпизодами
Сравнение
или
Противопоставление
Слайд 20Клише для сочинения ЕГЭ 2019
Клише в сочинении - типовые фразы
и словесные конструкции, которые могут существенно упростить написание сочинения на
ЕГЭ
Слайд 21Проблема текста
– Какими должны быть отношения отцов и детей? Этой
проблеме посвящен текст (ФИО автора)
– Что такое настоящая дружба? Над
этой проблемой размышляет автор.
– В чем заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.
– Автор поднимает проблему взаимоотношения поколений.
– В центре внимания автора проблема дружбы.
– (ФИО автора) помогает нам задуматься над проблемой проявления доброты.
Слайд 22Комментарий
Примеры-иллюстрации
– Автор обращается к собственному опыту и вспоминает….
– Писатель не
случайно приводит слова (кого): «Цитата»
– Автор разделяет мнение (кого)…
– Публицист
спорит (с кем)….
– Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
– Особого внимания заслуживает мнение автора о…
– В центре внимания автора случай…
– Писатель изображает (кого/что)…
– Герой говорит: «Цитата»
– Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
– Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
– Симпатии автора на стороне героя, который…
Слайд 23Комментарий
Пояснение к примерам
– Писатель хочет сказать, что…
– Этот пример показывает,
что…
– Смысл этого высказывания в том, что…
– Эти слова убедительно
доказывают, что…
– Я думаю, этим примером автор хотел показать…
– Приведенные слова содержат глубокий смысл…
– Автор не случайно обращает наше внимание на…
– Поступок героя показывает, что…
– Слова (мысли) героя позволяют понять…
– Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
– Эти события автор описывает, чтобы…
Слайд 24Смысловая связь между двумя примерами-иллюстрациями
Прежде чем писать смысловую связь в
сочинении, ее надо определить в тексте при чтении.
Слайд 26Смысловая связь между двумя примерами-иллюстрациями
Фрагменты противопоставлены
Второй фрагмент продолжает смысл первого
Второй
фрагмент иллюстрирует
Во втором фрагменте дан ответ на вопрос
Во втором фрагменте
автор формулирует вывод
Слайд 27Смысловая связь
– Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
- Далее
он (автор) объясняет, почему в таких ситуациях…
– Сравнивая эти примеры
(точки зрения, героев), мы можем увидеть…
– Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее.
– Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
– Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.
Слайд 28Позиция автора
– Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»
–
Автор считает, что….
Слайд 29 Собственное отношение к позиции автора
– Я согласен с автором
и тоже считаю, что…
– Невозможно не согласиться с автором, потому
что…
– Я полностью разделяю мнение автора, поскольку считаю, что…
Слайд 30Практическая работа
По группам написать
1) 1-ый комментарий
2) 2-ой комментарий
3) Вступление, проблему,
авторскую позицию
4) Согласие с автором, собственную позицию и её обоснование
5)
Заключение