Слайд 1ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Старкова Д.А. 2017
Слайд 4План лекции
1. Роль и место лексики при обучении иностранным языкам
2.
Сущность содержания обучения лексике иностранного языка
3. Трудности в обучении лексике
иностранного языка
4. Отбор активной и пассивной лексики
5. Основные этапы работы над лексическим материалом
6. Упражнения для формирования лексических навыков
7. Контроль уровня сформированности лексических навыков
Слайд 51. Роль и место лексики при обучении ИЯ
При чтении, аудировании,
говорении и письме
На каждом занятии
Навык
Лексический навык
Формирование лексических навыков предполагает учет
сведений формально-структурного характера + знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил
Слайд 61. Роль и место лексики при обучении ИЯ
Формальная и функциональная
стороны лексики
Учащиеся должны:
усвоить значение и формы лексических единиц (ЛЕ)
уметь использовать
изученные ЛЕ в различных ситуациях устного и письменного общения
научиться понимать ЛЕ на слух и при чтении
Слайд 7Продуктивные лексические навыки
- правильно выбирать слова/словосочетания в соответствии с коммуникативным
намерением
- правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях
- владеть лексико-смысловыми
и лексико-тематическими ассоциациями
- сочетать новые слова с ранее усвоенными
- выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными
- выбирать нужное слово из синонимических рядов и антонимических оппозиций
- выполнять эквивалентные замены
- владеть механизмом распространения и сокращения предложений
- приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др.
Слайд 8Рецептивные лексические навыки
- соотносить звуковой/ зрительный образ слова с семантикой
-
узнавать и понимать изученные слова/ словосочетания в речевом потоке/ графическом
тексте
- раскрывать значение слов с помощью контекста
- понимать значение слов с опорой на звуковые/графические признаки
- дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова
- владеть механизмом рецептивного комбинирования
- широко пользоваться прогнозированием и ориентирами восприятия для создания установки на выполнение определенной деятельности с новым (или ранее усвоенным) лексическим материалом и др.
Слайд 9Социокультурные знания
знание безэквивалентной лесики и умение понимать ее в текстах
знание лексики, обозначающей предметы и объекты повседневного быта стран изучаемого
языка
знание речевых и этикетных формул и умение строить речевое поведение в соответствии с нормами общения, принятыми в стране изучаемого языка
Слайд 10Лингвистические знания
- знание правил словообразования лексических единиц и их сочетаемости
-
знание строевых и служебных слов как средств связи и предложениях
и текстах
- знание этимологии отдельных слов
- знание понятий, значение которых выражается по-разному в различных языках
Слайд 112. Сущность содержания обучения лексике ИЯ
Соловова Е.Н., Рогова Г.В. выделяют
три компонента содержания обучения:
Лингвистический
Методологический
Психологический
Слайд 122. Content of teaching vocabulary
LINGUISTIC
The set of lexical units
(words, collocations, idioms, speech patterns) appropriate for a certain level
of language acquisition and age!
Слайд 132. Content of teaching vocabulary
MATHODOLOGICAL
Recommendations, clarifications and instructions on
how to work with the material under study, dictionaries and
reference books, to make one’s own vocabulary book, to use sites and apps, to fulfill exercises successfully, to develop independence in learning new vocabulary
Слайд 142. Content of teaching vocabulary
P
S
Y
C
H
O
L
O
G
I
C
A
L
Слайд 152. Content of teaching vocabulary
PSYCHOLOGICAL
The system of lexico-semantic relations:
Syntagmatic
relations (horisontal)
Paradigmatic relations (vertical)
Слайд 163. Трудности в обучении лексике ИЯ
Слово - значение, форма, употребление
Сон – sleep, dream
Gun – орудие, ружье, пистолет
record – 7
значений
air – heir
bare – bear – bear
right – rite – write
Слайд 173. Трудности в обучении лексике ИЯ
ЛЕ - и отдельное слово,
и словоформу, и лексические сращения
ЛЕ имеет две стороны: чувственную и
смысловую
Б. В. Беляев писал, что усвоение слова предполагает образование в коре полушарий головного мозга довольно сложного комплекса временных нервных связей между зрительным, слуховым и двигательным участками коры
Слайд 183. Трудности в обучении лексике ИЯ
В.Л. Скалкин и Н.В. Варежкина
«учебная лексемно-семантическая единица
1) направлена на обучение
2) ориентирована на носителей
другого (конкретного) языка
3) является селективной единицей
Слайд 19Лексемно-семантическая единица
План выражения
План содержания
Слайд 214. Отбор активной и пассивной лексики
служебную функцию помогают выделить принципы
словообразовательной ценности и строевой способности
смысловая функция выявляется благодаря принципам семантической
и тематической ценности, распространённости, стилистической неограниченности и многозначности, сочетаемости и исключения синонимов
Слайд 224. Отбор активной и пассивной лексики
Активный лексический навык
Новая система
понятий
Возрастные особенности
Речевые ситуации
Особенности межкультурного плана
(диалекты, сленг, политкорректность)
Слайд 235. Основные этапы работы над лексическим материалом
Компоненты процесса овладения иноязычной
лексикой:
Предъявление
Объяснение
Упражнения
для тренировки
Упражнения для применения
Контроль
Слайд 24Этапы формирования лексических навыков
Presentation
Practice
Production
Слайд 25Лексические правила
функция ЛЕ
значение ЛЕ
формальные признаки
Слайд 26Этап ознакомления
Коммуникативный фон:
Коммуникативная направленность
Мотив усвоения
В основе - ассоциативные процессы
(парадигматические
и
синтагматические связи)
Слайд 27Импринтинг
(от англ. imprinting – запечатление)
происходит в очень краткий
период времени, без какого-либо подкрепления, сохраняется на протяжении всей жизни
и данное запечатление необратимо
до 8 лет
Cпособы семантизации: переводные и беспереводные
Слайд 29Presentation
Matching
Task. Match the words with the pictures
1. cut into
2. cut up
3. cut out 4. cut off
5.
cut down
Слайд 30Presentation stage
Semantization without translation
To impanel/ empanel means to enroll
someone on to a jury.
Sharp = fashionable
Tranquil means not tense
Слайд 31Presentation stage
Semantization without translation
After the first day on the
job, the bank’s new manager realized he would be busier
than he had been led to believe. Not only was he assisting the bank tellers with their work, but his new boss had decided to inundate him with other tasks like creating security systems, managing the bank’s deposits and refunds, securing loans, and maintaining the daily operations. The new manager was exhausted as he locked the bank up for the night.
Слайд 32Presentation stage
Semantization without translation
The word “inundate” from the passage
is closest in meaning to
overload
provide
assault
underwhelm
Слайд 33Imprinting
the interaction between instinct and learning
authority of
the experienced people
numerous repetitions
flashcards, visuals, games
exams
real
life testing
Слайд 34Task. Fill in the gaps with an appropriate preposition.
Aunt
Molly is cutting the cake … slices.
Father cut … a
tree in the garden.
Bobby is cutting … the sleeves from his T-shirt.
Linda is cutting … the pictures from a magazine.
Kathy cuts … the vegetables to make a salad.
Listing
Make 5 possible uses of an object.
scissors
knife
Practice
Gap-filling
Слайд 35Production
Problem-solving
Task. You’ve torn your new jeans, but you like them
very much and don’t want to put them away.
How can
you solve the problem?
cut out the trouser-legs and make the shorts;
cut out the torn holes in them;
your variant.
Слайд 366. Упражнения
для формирования
лексических навыков
качества лексического навыка (гибкость, прочность,
автоматизированность)
языковые (лексические) упражнения
запомнить формальные признаки слова позволяют такие приемы как
кроссворды, чайнворды, составление слов из букв и слогов, др.
цель игровых приемов - упрочение связи между образом слова и его значением
Слайд 37Игровые приемы
Принцип поиска
Hide-and-seek
Students look at the picture (e.g. of a
room). One of the students thinks of the place in
the picture where he/she pretends to be hiding. Other students ask him/her questions to guess where he/she is.
Слайд 38S1: Are you behind the door?
S2: No. I am not.
S3:
Are you under the bed? Etc
Слайд 39Игровые приемы
Guessing games
Variation 1.
Teacher asks questions about a picture which
students cannot see.
e.g.
S1: Is it big or small?
T: It isn’t
very big.
S2: Is it yellow? Etc.
Variation 2.
Teacher or one of students gives a definition and other students are to guess the word. They can be allowed to ask yes/no questions.
e.g.
S1: This is the word, which we use when we ask for something and want to be polite.
S2: This word denotes a piece of furniture which is used for keeping clothes in it.
Слайд 40Игровые приемы
Принцип снежного кома
Teacher gives a model sentence, which students
have to repeat adding to it one word or a
word combination. Student who can remember and repeat all the words is the winner.
e.g.
T: I went on holiday and took with me my shorts.
S1: I went on holiday and took with me my shorts and my hat.
S2: I went on holiday and took with me my shorts, my hat and my suitcase.
Etc.
Слайд 41Игровые приемы
Принцип дополнения
An interrupting game
Teacher (or a volunteer student) starts
to talk on a topic. Anyone in the classroom can
interrupt him/her using phrases like: “Excuse me for interrupting…”, “May I ask a question…”, etc. The speaker must respond and then get back to the topic. The class members’ aim is to sidetrack the speaker whilst his/her aim is to finish the narrative despite of all the interruptions
Слайд 426. Упражнения
для формирования
лексических навыков
Особое значение имеют языковые упражнения,
направленные на
упрочение ассоциативных связей
конкретизацию содержания и объема понятия
формирование и
совершенствование действия по сочетанию нового слова с другими
70% времени и усилий
Слайд 437. Контроль уровня сформированности
лексических навыков
Владение лексикой проявляется в процессе РД
В целях промежуточного контроля лексическая сторона речи может быть условно
отграничена от других аспектов и от ВРД
Неисправление ошибок закрепляет их
Слайд 446. Assessing the level
of lexical skills development
TEST
Matching
Multiple-choice
Transformation
Gap-filling
Labelling
Etc.
Слайд 45Проблема контроля
лексических навыков
недостаточной разработанностью критериев
оценочная шкала не
предусматривает вариативности
малое количество учебного времени
неспособность учителя обработать большое количество
поступающей к нему информации
отсроченность контроля во времени
Слайд 46Требования к процедуре контроля и оценивания
Объективность
Регулярность
Охват максимального количества учащихся за
единицу времени
Наличие небольшого, но репрезентативного лексического материала, предназначенного для контроля
Слайд 47Тестирование
Тест: подберите к существительным соответствующие им определения:
1. store
a. how good
or bad something is
2. quality b. the buying and selling of goods, services, currencies or
securities
3. business c. commercial activities in general, such as trading,
buying and selling, manufacturing, arranging deals
4. trade d. food, etc that is grown on a farm and sold
5. produce e. a place where goods are sold to the public
6. company f. a room or building that belongs to a company with
rooms where people can work at desks
7. office g. a business organization that makes or sells goods or
services
8. customer h. a person who works for another person or organization
in return for wages
9. employee i. a person who buys something from a shop
10. work j. what a person does to earn money
Слайд 48Система подсчета баллов
Key
Marking scale:
100%-90% = отлично
89%-75% = хорошо
74%-60% = удовлетворительно
60% = неудовлетворительно
! оценивание учителем осуществляется только на этапе применения
или контроля!
Слайд 49Технические средства контроля
Преодолевается
несистематичность, отсроченность во времени и выборочность контроля
проблема необъективности
эффект
уровня
эффект неуверенности
проблема нехватки времени
проблема обратной связи
проблема осуществления индивидуального подхода
Слайд 50Компьютерное тестирование
2 направления:
- контроль процесса усвоения
контроль результатов усвоения
Структура навыка:
-
Действия
Операции
текущий контроль навыка есть пооперационный контроль
учитывать 2 группы
навыков: продуктивные и рецептивные
Слайд 54Links
https://www.psychologytoday.com/blog/sideways-view/201504/the-psychology-imprinting
http://www.cram.com/flashcards/biology-u4l8-learned-behavior-457069
https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007%2F978-3-540-29678-2_3784
http://www.cc.kyoto-su.ac.jp/information/tesl-ej/ej14/r14.html