Слайд 1
Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов
Слайд 2За период дошк. обучения дети должны
научиться:
узнавать звучание игрушек и музыкальных
инструментов;
определять количество звучаний;
различать на слух долготу, слитность, темп, громкость, высоту
и ритм звучаний;
различать звучания мужского и женского голоса;
узнавать голоса животных и птиц
различать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта
Слайд 3 Умение воспринимать на слух
долготу, темп, громкость, высоту,
слитность, ритм
звучаний
позволяет развивать и
совершенствовать сенсорную
основу для восприятия
ребенком темпо – ритмической
стороны устной
речи
Слайд 4Работу по различению на слух
неречевых и речевых звучаний
целесообразно проводить на
фронтальных
занятиях по
развитию слухового восприятия и
обучению произношению, а также
на музыкальных занятиях
Слайд 5Педагог должен знать звучание каких
игрушек ощущает и не ощущает
каждый ребенок
группы:
С индивидуальными слуховыми аппаратами (на каком расстоянии)
Без аппаратов (на каком
расстоянии)
Со звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования
Слайд 6Различение на слух речевых и
неречевых сигналов проводится на
материале только тех
игрушек,
которые доступны слуху всей группы.
Это касается и расстояния, на
котором дети
ощущают звучание
игрушки
Слайд 8Выбор методики обучения узнаванию
на слух неречевых и речевых
звучаний зависит от
возраста детей
Слайд 9Слуховые представления ребенка
должны найти отражение в его
собственных речевых
представлениях
Слайд 10Артикуляционные движения тесно
связаны с крупной моторикой, на чем
основана речевая ритмика.
Поэтому
важно, чтобы ответ ребенка на
воспринятое звучание был
двигательный, сопровождаемый
устным проговариванием
Слайд 11Для ответа детей 2,5 – 3 лет более
мотивированным и более
действенным
способом является
«опредмечивание» звучания. Этот
прием заключается в том, что
каждому звучанию соответствует
определенная
игрушка
Слайд 12Педагог, воспитатель и муз.работник
учат детей определенным действием
реагировать на звучания
Слайд 13Например:
Барабан - шагать на месте, произнося папапа
Бубен - топать одной
ногой, произнося татата
Гармошка - подносить руку ко рту рупором,
произнося у___
Свисток
- вставать на носки, поднимать руки
вверх, произнося и___ или пи___
Металлофон - приседать (руки на пояс),
произнося ляляля
Шарманка - «петь» а___
Слайд 14Последовательность работы по
различению звучащих игрушек
такова:
1. Различение 2-х (потом 3-х –
4-х , а
для слабослышащих детей 5-ти – 6ти)
звучащих игрушек при
восприятии на
слухо – зрительной основе
Слайд 152. Предъявление звучания игрушки в
качестве образца
3. Различение на слух двух
(потом 3-х – 4-х и более) звучащих игрушек
Слайд 16Для результативности данной работы
надо помнить:
Время звучания каждой игрушки
должно быть примерно
равным;
Последовательность предъявления
звучаний должна постоянно меняться;
при этом звучание одной и той
же
игрушки может повторяться 2-3 раза.
Слайд 17Слабослышащих детей, а также
успешных глухих детей следует
учить опознаванию на слух
звучащих
игрушек
Слайд 18На последних двух годах занятий
слабослышащих детей учат
различать муз.инструменты: барабан,
аккордеон, пианино,
скрипка и т.д.
Слайд 20Вначале нужно научить детей
различать на слух одно звучание и
большое их
количество, соотнося их
с определенным количеством
предметов
Слайд 21Затем педагог обучает их различать
один и два удара (впоследствии
один, два
и три; один, два, три,
четыре; для слабослышащих – в
пределах семи
звучаний)
Слайд 22Различение на слух длительности, слитности, темпа, громкости, высоты и ритма
звучаний
Слайд 23При определении длительности
(громкости, слитности, темпа, высоты)
звучаний вначале педагог учит детей
различать
на слухо – зрительной
основе, затем дает им послушать
длительные и
краткие (или громкие и
тихие и т.п.) звучания в качестве
образца и затем, предлагает
различать их на слух
Слайд 24Особенность проведения данной
работы заключается в том, что на
начальном этапе обучения
педагог
наряду со звуковым образцом дает и
зрительный эквивалент
Слайд 25При знакомстве дошкольников с
характером звучаний педагог
воспроизводит голосом тот или иной
звук
и подчеркивает его особенность
соответствующим ему движением
Слайд 26При работе с маленькими детьми
эти звучания можно «опредметить».
Например громкому звучанию
соответствует
большой мишка, а
тихому – маленький
Слайд 27Обучая детей различению на слух
слитности и темпа звучаний, педагог
должен воспроизводить
их примерно
равное время
Слайд 28Особое внимание следует уделять
умению воспроизводить
соответствующие звучания по
словесной инструкции: играй (говори)
долго
(кратко, тихо, громко и т.д.)
Слайд 29Работа проводится в определенной
последовательности: вначале дети
знакомятся с долготой (долго-кратко),
слитностью (слитно
– неслитно) и
темпом (быстро - медленно), и лишь
затем с громкостью
(громко - тихо) и
высотой (высоко - низко)
Слайд 30В процессе занятий дошкольников
учат узнавать на слух и
воспроизводить сначала
резко
противопоставленные звуки, а затем
и более близкие по звучанию (громко
– нормально
– тихо – очень тихо)
Слайд 31Полезно предлагать постепенное
изменение характера звучаний
(убыстрение или замедление темпа
звучаний)
Слайд 32Слабослышащих дошкольников на
последних годах обучения следует
учить различать на слух и
воспроизводить
одновременно две
характеристики звучаний
Слайд 33Работа по различению на слух
ритмов. Дети учатся различать на
слух:
Двусложные ритмы
таТА и ТАта
Трехсложные ритмы ТАтата, таТАта, татаТА
Дву-, трехсложные ритмы таТА,
ТАта, ТАтата, таТАта, татаТА
Повторяющиеся двусложные ритмы ТАтаТАта, таТАтаТАтаТА
Слайд 34Обучение детей различению на слух
слитности, темпа, высоты и т.д.
оказывает положительное
влияние
на темпо-ритмическую сторону речи.
Дети успешнее овладеют ею если
обратить внимание на
следующее:
Слайд 35Во-первых, знакомство детей с
характером звучания проводится на
материале тех сигналов, которые
наиболее
доступны слуху детей
группы
Слайд 36Во-вторых, с первых занятий педагог
учит детей и различать на слух
звучания,
и воспроизводить их
Слайд 37В-третьих, по мере овладения
детьми умением воспроизводить
характер звучания произнесение
слогосочетаний, эта работа
проводится
и на материале слов и
фраз
Слайд 38При работе над ритмами следует
широко использовать слова и фразы:
ТАтата –
яблоко, бабушка
таТАта – бумага, собака
татаТА – карандаш, барабан
ТАтаТАта – мама
дома, папа пишет
таТАтаТА – вода бежит, петух кричит
ТАтатаТА – мальчик стоит, Петя идет
таТАТАта – арбуз вкусный, упал мальчик
Слайд 39На последнем году занятий следует
учить дошкольников выкладывать
ритмы геометрическими формами
Слайд 41При проведении данной работы
следует придерживаться
определенной последовательности:
сначала узнавать местонахождение
источника звука справа
– слева,
затем спереди – сзади и наконец –
справа, слева, спереди,
сзади
Слайд 42Крайне важно учить детей,
протезированных бинаурально
определять направление звучания
голоса
Слайд 44Детей знакомят с муз.ритмами, их
учат различать на слухо-зрительной,
а затем на
слуховой основе звучание
марша, вальса, польки (полонез и др.
мелодии доступны только
слабослышащим)
Слайд 45Различение на слух
инструментальной и
вокальной музыки, речи
Слайд 46Вначале детей знакомят с «живым»
исполнением музыки, пения и речью.
Потом дети
слушают звучание речи и
музыки – инструментальной и
вокальной – в записи.
Затем
дошкольник учатся различать их
звучание сначала при выборе из
двух, затем из трех
Слайд 47Постепенно задания усложняются:
детям предлагают записи пения в
муз.сопровождении, при этом важно,
чтобы
последнее не заглушало
звучания голоса
Слайд 48Различение на слух голосов птиц и животных
Слайд 49С целью обогащения представлений
детей о звуках окружающего мира их
нужно ознакомить
с голосами
знакомых им птиц и животных и
научить узнавать на слух
Слайд 50Вначале дети различают наиболее
противопоставленные по звучанию
голоса при ограниченном выборе,
например мычание
коровы – стук
дятла. Постепенно выбор
расширяется.