Разделы презентаций


Обзорные лекции по учебной дисциплине Теория управления 07.06.2016

Содержание

Напоминание о роли университета в жизни студента и преподавателяЭто место, где развивают ум и облагораживают душу.Большинство людей скорее умрут, чем начнут думать; в сущности, они так и делают. - Бертран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Обзорные лекции по учебной дисциплине «Теория управления» 07.06.2016
Осейчук Владимир Иванович
профессор

кафедры государственного и муниципального управления Института государства и права ТюмГУ,


доктор юридических наук

Обзорные лекции  по учебной дисциплине «Теория управления» 07.06.2016Осейчук Владимир Иванович профессор кафедры государственного и муниципального управления

Слайд 2Напоминание о роли университета в жизни студента и преподавателя
Это место,

где развивают ум и облагораживают душу.
Большинство людей скорее умрут, чем

начнут думать; в сущности, они так и делают. - Бертран Рассел
Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие - Г. Форд.
Для того, чтобы думать надо читать, анализировать, прогнозировать, сравнивать, оценивать, проектировать.
Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать (Г.Лихтенберг)
Не так важна техника тела, как техника разума. Постоянно оттачивай свой разум. Ум устремляй к ясности и спокойствию.
Заботься не только о возделывании поля и устройстве бесчисленных дел, но и о совершенствовании души - Ф. Петрарка.
Высокие идеалы. Необходима преданность чему-то большему и более важному, чем ты сам, чем твои интересы. Необходимо ощущение того, что твоя жизнь что-то значит, что ты вносишь ценный вклад в жизнь всего мира.
Идеалист – это человек, который помогает другим людям процветать. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Более одаренные люди ведут общество вперед, облегчая остальным условия жизни Г. Форд.
Нам всем нужно научиться «мыслить глобально, действовать локально, а решения принимать конкретно», используя смысловые тезисы, которые раскрывают содержание проблем на трех уровнях: глобальном (мировом), локальном (российском) и конкретном (в сфере научного управления).

Напоминание о роли университета  в жизни студента и преподавателяЭто место, где развивают ум и облагораживают душу.Большинство

Слайд 3О взаимоотношениях студента и педагога
Учитель не открывает истины, он

– проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя

сам.
Хороший учитель – лишь катализатор.
Человек творящий творит сам. Это всегда важнее, чем устоявшийся стиль или система. – Брюс Ли
…обязанность порядочного человека — учить других, как сделать все то хорошее, чего сам он не сумел совершить из-за зловредности времени и фортуны. Когда окажется много людей, способных к добру, некоторые из них — те, что будут более всех любезны Небу, — смогут претворить это добро в жизнь. Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. с.68




О взаимоотношениях студента и педагога Учитель не открывает истины, он – проводник истины, которую каждый ученик должен

Слайд 4Менеджер: понятие и требования
Менеджеры – это наемные профессиональные управляющие.


Менеджеры обязаны обладать профессиональными знаниями, деловыми и морально-нравственными качествами.
Менеджеры призваны

организовать дело с участием других работников на уровне современных стандартов управления.
Для приобретения необходимых знаний, умений и навыков будущему первоклассному менеджеру нужна малость – ЖЕЛАНИЕ и ПОСТОЯННАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ.
Менеджеры должны быть устремлены в будущее, действовать ради того, чтобы это будущее было рациональнее, демократичнее и справедливее.
Менеджер: понятие и требования Менеджеры – это наемные профессиональные управляющие. Менеджеры обязаны обладать профессиональными знаниями, деловыми и

Слайд 5Роли менеджера
управляющий, обладающий полномочиями, которые позволяют ему руководить группами людей;
лидер,

ведущий за собой подчиненных на основе своего авторитета, профессионализма и

человеческих качеств;
дипломат, который в состоянии разрешать не только внутренние, но и внешние разногласия с сотрудниками, при этом не потеряв своего авторитета;
воспитатель, разбирающийся в людях и способный создать сплоченный коллектив и направить усилия своих работников в нужное русло;
инноватор, постоянно совершенствующий деятельность организации в соответствии с современными тенденциями;
просто человек с определенным уровнем развития, образования и культуры, который достоин быть примером для окружающих..



Роли менеджерауправляющий, обладающий полномочиями, которые позволяют ему руководить группами людей;лидер, ведущий за собой подчиненных на основе своего

Слайд 6Профессиональные знания менеджера
знает и понимает природу управленческого труда и

процессов управления;
хорошо изучил то, чем управляет: организацию, используемые и перспективные

технологии, подчиненных, обязанности, способы и методы достижения целей;
компетентен в области современных средств связи и информационных технологий и использует это в процессе управления;
способы стратегического мышления и управления в реальном масштабе времени.

Профессиональные знания менеджера знает и понимает природу управленческого труда и процессов управления;хорошо изучил то, чем управляет: организацию,

Слайд 7Деловые качества менеджера
организаторские способности (умение организовывать и координировать деятельность

подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить цели и распределять задания,

контролировать их выполнение, своевременно поощрять и наказывать);
доминантность (честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, к власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность, требовательность);
способность правильно оценивать обстановку, видеть проблемы, концентрироваться на главных и оперативно их решать; наличие собственной позиции; инициативность, готовность к преобразованию, деловому риску;
коммуникабельность, умение поддерживать контакты, расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 20% знаний менеджера должны составлять знания о человеке); управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
умение формировать команду, делегировать полномочия, привлекать подчиненных к управлению и пр.


Деловые качества менеджера организаторские способности (умение организовывать и координировать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить цели

Слайд 8Личные качества менеджера
высокие моральные стандарты;
физическое и психическое здоровье;
внутренняя и

внешняя культура;
справедливость, честность;
отзывчивость, оптимизм, заботливость, доброжелательность.


Личные качества менеджера высокие моральные стандарты;физическое и психическое здоровье;внутренняя и внешняя культура;справедливость, честность;отзывчивость, оптимизм, заботливость, доброжелательность.

Слайд 9Два главных условия, при которых становятся первоклассными менеджерами
преодолев страх,

а также неверие в собственные силы и силы своих коллег;
проявив

интеллект и волю.


Два главных условия, при которых  становятся первоклассными менеджерами преодолев страх, а также неверие в собственные силы

Слайд 10Сочетание интеллекта и воли в структуре личности менеджера
В совокупности

различных качеств менеджера ведущую роль играет сочетание двух качеств –

интеллекта и воли. Это сочетание может быть двух разновидностей, но нужна гармония интеллекта и воли.
Малый интеллект и малая воля, нерешительность. Эти качества не соответствуют успеху в управленческой деятельности. Такой менеджер не может достаточно долго управлять. Его дело придет в упадок. Сам характер управленческой деятельности требует присутствия и соответствия воли и интеллекта.
Менеджер может быть человеком высокоинтеллектуальным, но при этом неуверенным и недостаточно волевым. У такого менеджера постоянно будут возникать проблемы с дисциплиной персонала, личной организованностью, а следовательно, и проблемы лидерства. Безвольный менеджер, будучи даже и образованным, не может пользоваться авторитетом.
Очень часто в практике встречается менеджер, который обладает весьма сильной волей, но недостаточным интеллектом. Наиболее характерно это для авторитарного управления. Менеджер с недостаточным уровнем образования и невысоким интеллектом также не пользуется авторитетом, но, как правило. это не всегда бывает заметным. Его окружают подхалимы, создающие видимую атмосферу уважения и почитания. А в действительности у персонала царит атмосфера страха и отчуждения, недоверия и невмешательства.
Сочетание интеллекта и воли в структуре личности менеджера В совокупности различных качеств менеджера ведущую роль играет сочетание

Слайд 11Взгляд на менеджера одного из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды
Тот,

кто является руководителем организации, должен прежде всего сделать свое управление

всесторонне обоснованным.
Это значит, что он должен прекрасно понимать цели деятельности своей организации, обосновывать ее политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовлетворение.
Для того, чтобы выработать такой образ мышления, который бы подталкивал подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и практически применимой концепцией.
Взгляд на менеджера  одного из виднейших предпринимателей Японии С. ХондыТот, кто является руководителем организации, должен прежде

Слайд 12Сложность и ответственность службы в системе государственного и муниципального управления


Служба специалиста в сфере государственного управления - самая сложная область

человеческой деятельности и одновременно самая ответственная.
Специалист в области государственного управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, знать социальные, правовые, философские, психологические, экономические аспекты управления, владеть техникой управления и связи, от современного телефона, Интернета, электронной почты и до компьютера, а также знать объект управления, применяемые технологии управления и организацию труда.
Низкое качество работы государственных служащих или серьезные ошибки в государственном управлении может нанести непоправимый ущерб государству и даже привести к его банкротству.




Сложность и ответственность службы  в системе государственного и муниципального управления Служба специалиста в сфере государственного управления

Слайд 13Понятие “управление”, как правило, используется в следующих значениях
управление как наука

– система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов

и форм управления;
управление как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Различие между наукой и искусством Клаузевиц видел так: цель науки – знание, цель искусства – умение;
управление как функция - деятельность, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции;
управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.
управление как система
управление как процесс
управление как механизм



Понятие “управление”, как правило, используется в следующих значенияхуправление как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций,

Слайд 14Рабочее понятие управления
Управление представляет собой процесс сознательного воздействия специальных

субъектов (генеральный директор, мэр, губернатор, президент страны, парламент, правительство и

др.) на отношения между людьми в целях реализации и согласования их потребностей и интересов, обеспечения функционирования и развития социально-экономических систем.
Один мудрец иронично заметил: «Бог отдал физикам все простые задачи, а все сложные оставил управленцам».


Рабочее понятие управления Управление представляет собой процесс сознательного воздействия специальных субъектов (генеральный директор, мэр, губернатор, президент страны,

Слайд 15Понятие государственного и муниципального управления
Государственное и муниципальное управление – это

процесс сознательного воздействия органов государственной власти и местного самоуправления на

общественные отношения, связанный с организацией и координацией деятельности людей, обеспечением реализации идеалов, прав, потребностей, интересов и ценностей народа, достижением общественно значимых целей, прогресса в развитии общества и государства.
Понятие  государственного и муниципального управленияГосударственное и муниципальное управление – это процесс сознательного воздействия органов государственной власти

Слайд 16Основные функции управления
Анализ и оценка
Прогнозирование
Целеполагание
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль и надзор
Регулирование
Координация
Др.

Реализация данных и

других функций требует высокого уровня интеллекта.

Основные функции управленияАнализ и оценкаПрогнозированиеЦелеполаганиеПланированиеОрганизация МотивацияКонтроль и надзорРегулированиеКоординацияДр.Реализация данных и других функций требует высокого уровня интеллекта.

Слайд 17Удручающая демографическая тенденция в России в постсоветский период
1970 г. - 130

млн. человек
1991 г. – 148 млн. человек
2000 г. – 146

млн. человек
2010 г. – 143 млн. человек,
2011 г. – 143 млн. человек.
2015 г. – 146 млн. человек
Следовательно, в России за 20 лет, предшествующим либеральным преобразованиям, численность страны выросла на 18 млн. человек, а за 25 лет либеральных преобразований – она сократилась на 2 млн. человек (даже с учетом воссоединения с Крымом).
За 18 лет (1992-2010 гг.) разница между числом родившихся и числом умерших составила более 13,1 млн. человек, что сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне.- Бобков В. Удручающие социальные результаты двадцатилетней капиталистической трансформации России // Российский экономический журнал. 2012. № 2. С. 24.

Удручающая демографическая тенденция в России в постсоветский период1970 г. - 130 млн. человек1991 г. – 148 млн.

Слайд 18Динамика роста численности населения США
1990 г  - 248 709 873

человек;
2000 г.  - 281 421 906 человек;
2010 г. -

308 745 538 человек;
2012 г. - 314 895 000 человек.
Динамика роста численности населения США 1990 г  - 248 709 873 человек; 2000 г.  - 281 421 906 человек;

Слайд 19 Что происходит с качеством народа и почему?
Крайнюю обеспокоенность вызывает состояние

здоровья населения, которое характеризуется устойчивой негативной динамикой – это сказывается

как на социальном самочувствии населения, так и на качестве трудовых ресурсов.
Здоровье каждого следующего поколения хуже здоровья предыдущего, особенно в детском и подростковом возрасте, что является фактором, угрожающим безопасности страны.
Продолжает увеличиваться заболеваемость практически по всем классам болезней. Значительно выросла заболеваемость патологиями, приводящими к смерти.
Беспокойство вызывает состояние здоровья детей и, особенно, подростков. В настоящее время рождаются больными или заболевают более трети новорожденных (в 2010 г. - 35,5%, в 1990 г. - 14,8%). С 1991 г. первичная заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась в 2 раза, а детей подросткового возраста (15-17 лет) – в 2,5 раза.
При этом, по данным научных исследований, реальный уровень заболеваемости в 1,5-2 раза выше, чем по данным официальной статистики.
По оценкам специалистов, проблемы в репродуктивной сфере имеют 70% девушек и 50% юношей, каждый пятый подросток в будущем не сможет иметь детей. – Доклад РАН под редакцией академиков А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике. М. 2013
Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, есть худшее - Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 2000. с. 271..

Что происходит  с качеством народа и почему?Крайнюю обеспокоенность вызывает состояние здоровья населения, которое характеризуется устойчивой

Слайд 20Стоит прислушаться к оценке со стороны
«Это не просто обширный демографический

кризис, это далеко идущий всепроникающий кризис человеческих ресурсов. Несмотря на

все признаки надвигающейся катастрофы, политическая элита России еще не осознала масштаба происходящих изменений.
В ближайшие двадцать лет проблема быстрого сокращения трудоспособного населения скажется на всех сферах жизни российского общества. Из-за резкого демографического кризиса России придется пересмотреть свое место на мировой арене, а возможно, даже свое политическое устройство и географические границы.
Руководство в Кремле в какой-то степени пытается бороться с частью этих проблем, но похоже, амбициозные лидеры России еще даже не начали осознавать масштаб того, что происходит» - Николас Эберштадт «Демографический кризис России в мирное время».

Стоит прислушаться к оценке со стороны«Это не просто обширный демографический кризис, это далеко идущий всепроникающий кризис человеческих

Слайд 21Целевые установки Правительства Российской Федерации в социально-экономической сфере на 2009-2012

гг. и жизнь
Необходимо качественное преобразование социально-экономической системы страны.
За

четыре года экономика России должна стать инновационной, инвестиционно привлекательной, социально ориентированной и эффективной. В этом состоит ответ России на глобальные вызовы.
Это обеспечит и возможность наращивать ВВП не менее чем на 6 - 7 процентов в год, что необходимо для решения долгосрочных задач социального развития, модернизации национальной экономики и обеспечения безопасности.- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Фактически: 2009- минус 7,9%; 2010- плюс 4%; 2011- плюс 4,1%; 2012- плюс 3,4%; 2013 – плюс 1,5 %; 2014 – плюс 0,6%; 2015 – минус 3,8%
По оценке академика А. Аганбегяна, при темпах в 3-3,5% у России нет перспективы повысить свою долю в мировом хозяйстве. Развивающиеся страны скоро вплотную подойдут к России по уровню экономического и социального развития, если столь низкие темпы нашей страны продолжатся.
Темп роста мирового ВВП составил 3% в 2013 году, 3,2 % в 2014 году и 2,4% в 2015 году. 


Целевые установки Правительства Российской Федерации в социально-экономической сфере на 2009-2012 гг. и жизнь Необходимо качественное преобразование социально-экономической

Слайд 22Предложения Института экономики Российской академии наук
В начале XXI века учеными

Института экономики Российской академии наук была предложена «альтернатива той политике,

которая ныне осуществляется в стране». В частности, ученые предлагали:
1) постепенно перестроить структуру экономики с преимущественного производства сырья, энергии, промежуточных продуктов на преимущественное производство конечных продуктов;
2) увеличить в объеме конечного продукта доли потребительских товаров и услуг для населения;
3) усилить на определенный период контроль за рыночным уровнем процентных ставок – депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми;
4) перейти к увеличению денежных доходов населения как необходимому условию экономического роста и вообще нормального функционирования экономики.
При этом ученые обращали внимание на то, что «федеральная исполнительная власть не принимает во внимание угрозы связанные с ожидаемым кризисом основного и человеческого капитала», ею «не принимаются решительные меры по преодолению сырьевой и энергетической ориентации российской экономики».
Кроме того, ученые Российской академии наук предупреждали, что «надежда на высокие доходы от экспорта и приток иностранных инвестиций всегда сопряжены с риском изменения конъюнктуры мирового рынка», а «при слабом, неустойчивом рубле, все время зависящим от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно» - Стратегический ответ на России на вызовы нового века Под общ. ред. академика Л. Н. Абалкина. М..2004 с. 16, 166, 174-175, 471, 485.


Предложения Института экономики  Российской академии наукВ начале XXI века учеными Института экономики Российской академии наук была

Слайд 23Нам всем должно быть стыдно
Под бодрые разговоры о возрождении России,

страна еще в большей степени подсела на сырьевую иглу, превращена

в территорию для сбыта иностранной продукции.
Так, если в 2000 году в структуре отечественного экспорта минеральные продукты составляли 53,8%, то в 2013 году – 71,5%.
Е. М. Примаков, выступая на заседании Торгово-промышленной палаты, приводил следующие данные: «Доля закупаемого за рубежом оборудования и технологий в металлургии – 75 процентов, ТЭКе и лесопромышленной комплексе, – 70 процентов. Сельское хозяйство полностью зависит от импортных поставок семян, пестицидов, средств ветеринарии, оборудования для птицефабрик и животноводческих комплексов и прочего. Легкая промышленность зависит не только от оборудования, но и сырья. Более 70 процентов лекарств, 40 процентов продовольствия, большая часть промышленных потребительских товаров закупается за рубежом».
Глядя эти удручающие цифры, нам всем должно быть стыдно перед предками и потомками: власти - за убогие результаты внутренней политики; народу - за то, что терпит такую власть.
Нам всем должно быть стыдноПод бодрые разговоры о возрождении России, страна еще в большей степени подсела на

Слайд 24Опыт государственного планирования в странах-лидерах
Система государственного планирования и регулирования

в развитых странах ориентирована на достижение долгосрочных национальных целей.
Например, Китай

имеет планы на 60 лет, 40-летние программы США под названием «Ресурсы для будущего», 20 летние программы в Скандинавских странах, 5-7 летние планы во Франции и Японии.

Опыт государственного планирования  в странах-лидерах Система государственного планирования и регулирования в развитых странах ориентирована на достижение

Слайд 25Как надо управлять Россией?
В стране, которой хорошо управляют, стыдятся бедности,—

говорил Конфуций две с половиной тысячи лет назад,
Высшему эшелону

государственной власти еще предстоит научиться управлять Россией хорошо.




Как надо управлять Россией?В стране, которой хорошо управляют, стыдятся бедности,— говорил Конфуций две с половиной тысячи лет

Слайд 26Основное требование к современному управлению
«Управление — это искусство, подобно медицине

или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу.
Но всякое искусство

использует лежащее в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата»- Кунц и О'Доннел О системном и ситуационном анализе управленческих функций.
Основное требование  к современному управлению«Управление — это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или

Слайд 27Значение управления в жизни общества и человечества
Управление является ключевым ресурсом

общества.
По мнению одного из классиков теории современного управления американского

специалиста Питера Друккера, исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.
Многочисленные исследования показывают, что политический, финансово-экономический и социальный кризис в современной России объясняется дилетантскими методами управления и расстройством самой системы государственного управления.
Значение управления в жизни общества и человечестваУправление является ключевым ресурсом общества. По мнению одного из классиков теории

Слайд 28Управление как система
Управление представляет собой сложную систему.
Система (гр.systema

– составленное из частей; соединение) – это некоторая целостность, состоящая

из взаимозависимых и взаимодействующих элементов, каждый из которых служит единству целого.
Управление как система Управление представляет собой сложную систему. Система (гр.systema – составленное из частей; соединение) – это

Слайд 29 Основные элементы системы государственного управления
Субъекты государственного управления (народ,

органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие,

правящая политическая партия, оппозиция и др.).
Объекты государственного и муниципального управления (общественные отношения, отрасли экономики, регионы, муниципальные образования и др.).
Государственная политика (в первую очередь социально-экономическая) и ее базисные элементы: стратегия, цели, задачи, принципы, приоритеты, механизмы реализации.
Нормативно-правовые основы государственного и муниципального управления.
Ресурсы государственного и муниципального управления (кадровые, финансовые, информационные и др.).
Теория и идеология государственного и муниципального управления.
Принципы, методы, функции и технологии государственного и муниципального управления.
Показатели эффективности государственного и муниципального управления.



Основные элементы  системы государственного управления Субъекты государственного управления (народ, органы государственной власти и местного

Слайд 30Комплекс методов исследования систем управления
формально-юридический метод;
диалектико-материалистический метод;
статистический метод;
социологический метод;
сравнительный

метод;
исторический метод;
др.
Целью исследования системы управления является поиск наиболее эффективных вариантов

построения системы управления.
Комплекс методов исследования систем управленияформально-юридический метод;диалектико-материалистический метод;статистический метод;социологический метод; сравнительный метод;исторический метод;др.	Целью исследования системы управления является поиск

Слайд 31 Основные черты российской модели государственного управления
Сочетает элементы различных моделей (советской,

американской, феодальной, рыночной, авторитарной и др.). Это хорошо показал А.

Зиновьев в «Русской трагедии».
Централизованная (согласно п.3 ст. 80 Конституции России Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства). Аналогичное положение наблюдается в частном секторе.
Эффективная в военное время.
Низкая эффективность в мирное время.
Имеет переходный характер.

Основные черты российской модели государственного управленияСочетает элементы различных моделей (советской, американской, феодальной, рыночной, авторитарной и др.).

Слайд 32Понятие концепции государственного управления
Это совокупность теоретических положений в которых

выражен взгляд на то, как государственные органы управляют и должны

управлять общественными делами.
Эти концепции формируются под влиянием интересов различных социальных групп, в том числе, государственной бюрократии и олигархических групп.
Между концепциями государственного управления идет острая научная, идеологическая и политическая борьба.



Понятие концепции государственного управления Это совокупность теоретических положений в которых выражен взгляд на то, как государственные органы

Слайд 33Основные концепции государственного управления
рациональной (идеальной) бюрократии
нового государственного менеджмента (New public

management)
государства всеобщего благосостояния
минимального государства
общественного выбора
корпоративного управления
эффективного государственного управления
государства как социо-кибернетической системы
государства

политических сетей
виртуального государства
демократического государственного управления

Основные концепции государственного управлениярациональной (идеальной) бюрократиинового государственного менеджмента (New public management)государства всеобщего благосостоянияминимального государстваобщественного выборакорпоративного управленияэффективного государственного управлениягосударства

Слайд 34Основные положения концепции демократического государственного управления
Народ имеет право и обязан

бороться за ценности демократии (власть народа, посредством народа и в

интересах народа), обязан их защищать и в отдельных случаях быть готовым за них умирать.
Институты государственного управления формируются и контролируются народом.
Государственная политика, в первую очередь социально-экономическая, осуществляется в интересах большинства народа.
Народ вправе в рамках закона переустраивать элементы формы государственного устройства (форма правления, политический режим, административно-территориальное устройство) , привлекать к ответственности высший эшелон государственной власти, если государственная политика противоречит интересам народа.
В условиях современной России данная концепция предполагает систему мер и мероприятий по преодолению социального, экономического и технологического отставания России от ряда стран-лидеров.





Основные положения концепции демократического государственного управленияНарод имеет право и обязан бороться за ценности демократии (власть народа, посредством

Слайд 35Принципы управления, сформулированные А. Файолем
1. Разделение труда.
2. Полномочия и ответственность.


3. Дисциплина.
4. Единоначалие.
5. Единство действий.
6. Подчиненность личных интересов общим.
7. Вознаграждение.
8.

Централизация.
9. Скалярная цепь.
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Стабильность персонала.
13. Инициатива.
14. Корпоративный дух.
Принципы управления,  сформулированные А. Файолем1. Разделение труда.2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина.4. Единоначалие.5. Единство действий.6. Подчиненность

Слайд 36Г. Эмерсон «Двенадцать принципов производительности»
1. Четкое определение идеалов и целей.
2.

Здравый смысл. Анализируя основные статьи баланса внешней торговли США начала

XX в. и обнаруживая превышение вывоза природных ресурсов над ввозом, Эмерсон приходит к выводу, что с точки зрения долговременных национальных интересов такая торговля лишена здравого смысла. О здравом смысле в этом понимании не мешало бы подумать и нынешним российским руководителям, покровительствующим вывозу за рубеж российского сырья.
3. Компетентная консультация. Суть этого принципа состоит в умении руководителя воспринимать компетентное мнение специалистов и учитывать его при окончательном выборе решения.
4.Дисциплина.
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
7. Диспетчирование.
8. Нормы и расписания. Для получения желаемого результата целесообразно соблюдать определенный темп и ритм работы.
9. Нормализация условий для деятельности работника.
10. Нормирование операций, что предполагает деление всей работы на стандартные операции и их выполнение по определенному плану в четко обозначенное время и в заданной последовательности.
11. Написание стандартных инструкций.
12. Вознаграждение за производительность.


Г. Эмерсон «Двенадцать принципов производительности»1. Четкое определение идеалов и целей.2. Здравый смысл. Анализируя основные статьи баланса внешней

Слайд 37Новые принципы управления
1. Лояльность к работающим;
2. Ответственность как обязательное условие

успешного менеджмента;
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по

горизонтали;
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих;
5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;
9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п.;
10. Этика бизнеса;
11. Честность и доверие к людям;
12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль, ресурсы, персонал;
13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть;
14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование
Новые принципы управления1. Лояльность к работающим;2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх,

Слайд 38Основные принципы демократической модели государственного управления
1. Принцип профессионализма и компетентности

государственных служащих.
2. Принцип решающего (слабейшего) звена. Уровень профессионализма высшего

эшелона государственной власти крайне низок.
3. Принцип демократизма.
4. Принцип законности.
5. Принцип приоритета общественных целей над личными.
6. Принцип разделения властей.
7. Принцип ориентации государственного управления на всесторонне развитие человеческой личности.
8. Принцип постоянного повышения квалификации государственных служащих.
9.Принцип ответственности государственных служащих за результаты работы.
10. Принцип развития, оптимизации, рационализации и гуманизации государственного управления.
Вообще принцип – это научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают.


Основные принципы  демократической модели государственного управления1. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. 2. Принцип решающего (слабейшего)

Слайд 393 базовых принципа правильного поведения в жизни
Нет нерешаемых проблем.
Если

взялся за стоящее дело, то делай или умри.
Возникшие у тебя

проблемы, говорят о том, что ты что-то не додумал или не доделал, т. е. возьми всю ответственность на себя.



3 базовых принципа  правильного поведения в жизни Нет нерешаемых проблем.Если взялся за стоящее дело, то делай

Слайд 40Классификация групп методов
государственного и муниципального управления
открытое насилие и

применение карательно-силовых средств
финансово-экономические методы
организационно-распорядительные методы
принудительная мобилизация населения


социально-политическое маневрирование

социально-психологические методы

административно-правовые методы

Классификация групп методов государственного и муниципального управления открытое насилие и применение карательно-силовых средств финансово-экономические методы организационно-распорядительные методы

Слайд 41 Основные финансово-экономические инструменты государственного управления
Бюджетное финансирование
Государственное регулирование тарифов, цен,

прибыли
Политика занятости и заработной платы (вознаграждение на уровне международных стандартов

и сокращение разрывов в оплате труда)
Налоговая политика (создание стимулов для экономического развития и перераспределение налогов между социальными группами, отраслями экономики и регионами)
Кредитная политика (средняя ставка банковского кредита – около 25 %. Ставка ЦБ – 11%. Для сравнения: Канада – 0,75%, США – 0,5%, Великобритания – 0,5%, Еврозона – 0,05%, Япония – 0,1%, Россия – 11%. Развивать производство и обустраивать жизнь по-человечески в России можно будет лишь тогда, когда появится законодательное ограничение процентной ставки банка России, например, не выше чем в 1,5-2 раза средней ставки центральных банков 7 ведущих стран мира. Предложение Ли Якокки
Таможенная политика (поддержка отечественного производителя, зеленый свет передовым технологиям)


Основные финансово-экономические инструменты государственного управления Бюджетное финансированиеГосударственное регулирование тарифов, цен, прибылиПолитика занятости и заработной платы (вознаграждение

Слайд 42Международные стандарты минимального размера оплаты труда

Международные стандарты  минимального размера оплаты труда

Слайд 43Рекомендации экспертов ООН относительно минимальной зарплаты и российские реалии
Согласно рекомендациям

экспертов ООН, для развития человеческой личности минимальная оплата труда не

должна быть менее 3-х долларов в час (уровень Греции, Португалии).
Для сравнения: минимальная почасовая оплата труда в России составляет менее 0,5 доллара, в США – 7,25 доллара, в Германии – 8,50 евро, во Франции - 9,61 евро.
Если учитывать рекомендации экспертов ООН, то минимальная зарплата в месяц у россиян должна составлять не менее 528 долларов или 39 600 рублей (по курсу 75 рублей за доллар).
Выполнение этих рекомендаций экспертов ООН, предъявляет высокие требования к организации труда, возможно при наличии эффективной и независимой финансово-валютной системы.
Дешевый труд очень дорого обходится обществу. Он малопроизводителен, воспроизводит неразвитого работника, невосприимчивого к возможности зарабатывать больше путем роста производительности труда, убивает инициативу и тем самым препятствует НТП, консервирует низкий уровень организации и условий труда. Такое положение ведет к чрезмерному снижению здоровья и работоспособности человека.

Рекомендации экспертов ООН относительно минимальной зарплаты и российские реалииСогласно рекомендациям экспертов ООН, для развития человеческой личности минимальная

Слайд 44Поучительный опыт Генри Форда для решения экономических и социальных проблем современной

России
В 1914 году Генри Форд установил минимальную зарплату в своей

кампании в размере $5 в день, что составляло в месяц $130. Для сравнения: самая востребованная машина компании Г. Форда стоила $290. Этим ходом Г. Форд одновременно решил 3 проблемы.
В августе 1913 г. Форд предложил новую технологическую концепцию: сборщики остаются на своих рабочих местах, а автомобиль медленно передвигается по конвейеру. Время, требующееся на сборку автомобиля, существенно сократилось, труд рабочих стал более производительным (хотя и более однообразным!), что позволило Форду в 1918 г. продавать свою машину всего за 290 долларов при стоимости аналогичного автомобиля конкурентов 2100 долларов.
Форд реализовал принцип единства целей администрации и рабочих: прибыль — премия, что позволило значительно интенсифицировать труд и платить рабочим не 2, а 5 долларов в день. Основные этапы развития фирмы Форда, образ его мышления и логика принятия управленческих решений отображены в одной из наиболее популярных его книг "Моя жизнь, мои достижения", выдержавшей около 100 изданий во многих странах мира.
Поучительный опыт Генри Форда для решения экономических и социальных проблем современной РоссииВ 1914 году Генри Форд установил

Слайд 45О соотношение минимальной зарплаты и прожиточного минимума
Согласно международным стандартам, минимальная

заработная плата должна быть выше прожиточного минимума в 2,5 раза,

а пенсия – в 1,5 раза. При этом в прожиточный минимум должны входить не только расходы на питание, одежду, предметы длительного пользования, но и платежи по обязательному страхованию, полной оплате жилья и коммунальных услуг.
С 1 января 2016 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 6204 руб. МРОТ повысили на 4% (при официальной годовой инфляции в 12.9%) и его соотношение с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения оценивается в 53,6 %.
В РСФСР минимальная зарплата в 70 советских рублей в 1990 г. составляла 102% от «российского прожиточного минимума трудоспособного» в 68,6 рубля.
Средняя начисленная пенсия по стране в январе-октябре 2015 г составила 11 965 рублей - 40 миллионов российских пенсионеров
Средняя зарплата в 2015 году составила 31 200 тысячи рублей. В 2016 году, в лучшем случае, средняя зарплата составит 33 000 рублей По данным фонда «Общественное мнение» считают себя бедными 61% россиян.
Среди 27 европейских стран, в которых было проведено соответствующее исследование, Россия по размеру МРОТ находится на 23 месте.
О соотношение минимальной зарплаты и прожиточного минимумаСогласно международным стандартам, минимальная заработная плата должна быть выше прожиточного минимума

Слайд 46Средняя заработная  плата в странах мира на начало 2015 года

в долл. США
Норвегия – 4 600
США – 4 400
Германия

– 4 100
Япония – 4 100
Греция – 1 500
Эстония – 1 200
Турция - 890
Казахстан – 660
Китай - 620
Азербайджан - 530
Россия - 490
Грузия – 470
Беларусь - 450
Украина – 220
Средняя заработная  плата  в странах мира на начало 2015 года в долл. США Норвегия – 4

Слайд 47 Во сколько раз зарплата лидеров ведущих стран выше средней зарплаты

в 2015 г.?
премьер-министра Великобритании - в 5,3 раза;
президента Франции

– в 5, 7;
премьер-министра Канады – в 7,1;
президента США – в 7,2;
канцлера ФРГ – в 7,5;
президента Индии – в 8,3;
президента России – в 17,5.




Во сколько раз зарплата лидеров ведущих стран  выше средней зарплаты в 2015 г.?премьер-министра Великобритании -

Слайд 48Основные технологии управления
Технология управления
по результатам
Технология управления
по целям
Технология управления


по отклонениям
Технология управления
по ситуации
Др.

Основные технологии управленияТехнология управления по результатамТехнология управления по целямТехнология управления по отклонениямТехнология управления по ситуацииДр.

Слайд 50Методология ситуационного подхода в управлении
Управленец должен быть знаком со средствами

профессионального управления, которые доказали свою эффективность на практике.
Управленец должен

уметь правильно интерпретировать управленческую ситуацию.
Управленец должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации.
Управленец должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей управляемой системы самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Методология ситуационного подхода  в управленииУправленец должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность

Слайд 51Показатели эффективности деятельности органов государственной власти
Что такое эффективность? Это результативность

(достижение целей), плюс высокий КПД (без лишних усилий и самым

коротким путем), плюс гармония во всех главных сферах жизни.
Эффективность деятельности органов государственного управления нельзя выразить одним показателем. Всегда требуется система показателей.
Систему показателей следует анализировать в разрезе как общества в целом, так и его основных социальных групп. Эти показатели необходимо изучать в динамике, в сравнении с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами, международными стандартами, достижениями стран-лидеров.
Показатели эффективности деятельности органов государственной властиЧто такое эффективность? Это результативность (достижение целей), плюс высокий КПД (без лишних

Слайд 52Подход ООН к оценке эффективности государственного управления
ООН оценивает развитие государств

(косвенно и эффективность государственного управления) с помощью индекса человеческого развития.

 
Индекс человеческого развития был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) в 1990 году и используется ООН как альтернативный показатель общественного прогресса, в противоположность чисто экономическим оценкам.
Исходная идея исследования заключалась в следующем: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве государств.
Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям:
1)Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
2) Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.
3) Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).
Подход ООН к оценке эффективности государственного управленияООН оценивает развитие государств (косвенно и эффективность государственного управления) с помощью

Слайд 53Динамика индекса человеческого развития в России
Согласно данным ООН, по итогам

2014 года среди 188 стран Россия по индексу человеческого развития

занимала 50 место, разделив его с Беларусью.
Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 70,1 лет; средняя продолжительность получения образования — 14,7 лет; валовой национальный доход на душу населения — $ 22 352 в год (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США в ценах 2011 года).
Для сведения: СССР занимал 26 место в мире, в 1992 году Россия оказалась на 34 месте, по итогам 2013 г. – на 57.
Динамика индекса  человеческого развития в РоссииСогласно данным ООН, по итогам 2014 года среди 188 стран Россия

Слайд 54Некоторые показатели низкой эффективности действующей системы государственного управления
Страна по

ключевым показателям экономического развития отброшена к началу XX века. Так,

в 1910 г. по объему ВВП Россия находилась на пятом месте в мире, а величина ВВП на душу населения составляла 28% от аналогичного показателя США. И сейчас мы имеем те же 28% от уровня США. При этом в 2015 году по объему ВВП Россия скатилась на 15-е место в мире, заняла 76-е место в мире по ВВП на душу населения и 180-е (!) место среди 188 стран мира по темпам экономического роста.
По некоторым оценкам, «наша страна вступила в период повышенной неопределенности, вошла в «долгосрочный негативный тренд»: инфляция достигла двухзначных величин,, рубль подешевел более чем в два раза, объем золотовалютных резервов сократился почти на 30%. Нависла угроза региональных дефолтов, Касается эта печальная статистика 78 из 85 регионов страны. Доходы ниже величины прожиточного минимума сегодня по данным Росстата, получает 22,9 млн. человек – 15,9 общей численности населения. Заработная плата 51,6% населения не превышает 15 тыс. рублей в месяц, т.е. настолько низка, что не в состоянии обеспечить самых минимальных затрат на воспроизводство рабочей силы».
Не менее 20 млн. населения России трудоспособного возраста не работает или выведено из легальной сферы труда. Подавляющее большинство из них не платит даже минимальные страховые взносы, не состоит на налоговом учете, не зарабатывает себе даже на минимальную пенсию. И это в условиях, когда система здравоохранения, образования, бытового и социального обслуживания в значительной степени основана на платности услуг, а Пенсионный фонд с огромным напряжением, решает свои задачи».- Охотский Е. К социальной стабильности: концептуальный плюрализм и практические результаты // Государственная служба. 2015. № 5. С. 7, 9.
Некоторые показатели низкой эффективности действующей системы государственного управления Страна по ключевым показателям экономического развития отброшена к началу

Слайд 55Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
Численность населения.
Объем инвестиций в основной

капитал (за исключением бюджетных средств).
Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями.
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Уровень безработицы в среднем за год.
Реальные располагаемые денежные доходы населения.
Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда.
Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.
Смертность населения (без показателей смертности от внешних причин).
Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов. (Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199).
Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской ФедерацииОжидаемая продолжительность жизни при рождении.Численность населения.Объем

Слайд 56Важно правильно оценивать сделанное за последние 16 лет
Надо набраться мужества

и признать, что страна и большинство ее регионов по ключевым

показателям социально-экономического развития продолжают деградировать.
Да, приход к руководству страной В. В. Путина несколько замедлил темпы деградации. Но при этом важно правильно оценивать сделанное. Если его сравнивать с 1998 годом дефолта (нижняя точка падения), то очевидны весьма значительные достижения. Но и при них многие достижения советского периода превзойти не удалось.
Важно правильно оценивать  сделанное за последние 16 летНадо набраться мужества и признать, что страна и большинство

Слайд 57Десятка самых больших экономик мира (трлн. долл.)
США – 16,79
КНР –

9,18
Япония – 4,9
Германия – 3,6
Франция – 2,7
Великобритания – 2,6
Бразилия –

2,2
Россия – 2,11
Италия – 2,07
Индия – 1,87
Данные Международного валютного фонда за 2013год – Бероева Н. Санкции разрушают всю мировую экономику // Комсомольская правда. 2014. 9 сентября.
Десятка самых больших экономик мира (трлн. долл.)США – 16,79КНР – 9,18Япония – 4,9Германия – 3,6Франция – 2,7Великобритания

Слайд 58Некоторые достижения Тюменской области
Область занимает первое место по росту промышленного

производства в России. За последние пять лет индекс промышленного производства

вырос почти в два раза, среднегодовой темп роста составляет 13%.
В 2013 году в области построено жилья около 1 кв. метра жилья на человека, что в 2 раза выше общероссийского показателя.
Город Тюмень по результатам исследования рекрутингового портала Superjob.ru в 2013 году занял первое место в рейтинге самых счастливых городов России.
В 2010 году Тюменская область находилась на втором место в России после Москвы по индексу развития человеческого потенциала.
В 2013 году Тюменская область занимала второе место среди субъектов Российской Федерации по результатам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Некоторые достижения Тюменской областиОбласть занимает первое место по росту промышленного производства в России. За последние пять лет

Слайд 59Проблемы социально-экономического развития Тюменской области в постсоветский период
Численность населения за

1991-2012 гг. сократилась с 1401,4 до 1385,0 тыс. человек. Правда,

численность населения области по состоянию на 1 июня 2014 года составила 1418 тыс.
Станков деревообрабатывающих в 1990 году в области производилось 3634 штуки, а в 2006 г. – только 146 штук.
В 1990 году выпускалось 246 штук кузнечно-прессовых машин. В статистическом ежегоднике о развитии Тюменской области за 2012 год данных о выпуске кузнечно-прессовых машин нет.
Готовых тканей выпускалось в 1990 году 14 245 тыс. кв. м, а в 2011 году только 118,0 тыс. кв. м. Производство валяной обуви сократилось с 326 тыс. пар в 1990 году, до 5,1 тыс. пар в 2009 году.
Посевные площади сократились примерно на одну треть - с 1623,2 тыс. га в 1990 году до 1106,2 тыс. га в 2012 году
Количество тракторов на 1000 га пашни в сельскохозяйственных организациях сократилось с 12,6 штук в 1991 году до 4,1 штук в 2013, а зерноуборочных комбайнов соответственно с 6,6 штук до 2,2 штук. В целом энергетические мощности в сельскохозяйственных организациях области сократились 5,9 млн. л. с. в 1991 г. до 1,5 млн. л. с. в 2013 г.
Поголовье крупного рогатого скота во всех хозяйствах области сократилось более чем в 3 раза с 820,1 тыс. голов в 1991 г., до 253,9 тыс. голов в 2013 г.
Степень износа основных фондов на конец 2011 года составляла 43,4%, в том числе производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 46,8%, строительство – 53,8%, транспорт и связь – 54,9%, образование – 48%, здравоохранение и предоставление социальных услуг – 56,1% (до 25% - это допустимая норма, в диапазоне с 25 до 50 % - критическое состояние, а свыше 50-ти % - ситуация технологической катастрофы).

Проблемы социально-экономического развития Тюменской области в постсоветский периодЧисленность населения за 1991-2012 гг. сократилась с 1401,4 до 1385,0

Слайд 60Видение Президентом России В. Путиным главных проблем государственного управления
Всем очевидны

и главные проблемы государственного управления, ничего нового здесь не скажу, –

это низкая эффективность государственной власти и коррупция.
Без качественного современного государственного управления, без высокой персональной ответственности тех, кто этим занимается, мы не решим задач, стоящих перед обществом и страной (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012г.).

Видение Президентом России В. Путиным главных проблем государственного управленияВсем очевидны и главные проблемы государственного управления, ничего нового

Слайд 61 Исторический метод в теории управления
Любая наука базируется на использовании

исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок,

встречающихся на ранних этапах развития науки.
Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам: 1) всегда интересно и нужно; 2) позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний; 3) дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их; 4) позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие теории управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.





Исторический метод в теории управленияЛюбая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать

Слайд 62Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли во второй половине

XX- начале XXI вв.
Работа академика Л. В. Канторовича «Математические методы

организации и планирования производства», которая впоследствии принесла ему мировую известность и Нобелевскую премии, заложила основы линейного программирования; труд ленинградского экономиста В. В. Новожилова «Методы соизмерения народнохозяйственной эффективности плановых и проектных вариантов» стал органической частью теории оптимального планирования.
Особая роль в развитии теории управления, становлении и пропаганде АСУ, биологической кибернетики принадлежит таким известным ученым, как академики А. И. Берг, В. М. Глушков, Н. М. Амосов.
На рубеже 60-70-х гг. XX века в СССР возрождается идея комплексного подхода к анализу проблем управления. Большой вклад в обоснование этой идеи внесли Г. В. Атаманчук, В. Г. Афанасьев, Д. М. Гвишиани, А. М. Омаров, Г. Х. Попов и др.
В конце XX – начале XXI вв. теоретические аспекты реформирования государственного управления разрабатывались такими специалистами как Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич, С. Шаталин, Н. Шмелев и др.




Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли во второй половине XX- начале XXI вв.Работа академика Л. В.

Слайд 63Поучительный и вдохновляющий пример в отечественной истории
В 1921 г.

отечественное промышленное производство составляло 1/7 часть от уровня 1913 г.

Западные специалисты доказывали, что большевикам по основным показателям удастся выйти на уровень 1913 г. только через двадцать лет – и то с помощью иностранных кредитов (такой же срок восстановлению уровня 1940 г предсказывался в 1945 г).
Но производство уже к 1926 г. достигло уровня 1913 г. С 1926 г. по 1938 г. промышленное производство в СССР выросло на 908,8%. Так, за первую пятилетку было сдано в эксплуатацию 1500 новых фабрик и заводов, а во второй - 4500.
Для сравнения: рост промышленного производства с 1913 по 1938 г. составлял во Франции – 93,2%, Англии – 113%, США – 120%, Германии – 131, 6%.
В результате индустриализации СССР к 1940 г. по объему промышленного производства вышел на 1 место в Европе. Его доля в мировом промышленном производстве достигла 10 процентов.
За 70 лет существования страны социализма ее промышленность развивалась в 6 раз быстрее среднемировой. Даже в «период застоя» (1981—1985 гг.) рост валового национального продукта был порядка 20%, в то время как в США — 14%, в Западной Европе — 8%.
В 1985 г. национальный доход СССР в перерасчете на душу населения составлял 46, 2% от США, и, после 1913 г. он рос в 4 раза быстрее американского, несмотря на две разрушительные войны. Доля промышленной продукции в мировом объеме составляла уже 14,5%.




Поучительный и вдохновляющий пример в отечественной истории В 1921 г. отечественное промышленное производство составляло 1/7 часть от

Слайд 64 Предстоит учиться у Китая
Тридцать лет рыночных реформ в Китае опровергают

распространяемое некоторыми либеральными политиками мнение о неизбежности социальных издержек в

ходе преобразований.
За первые 20 лет ВВП Китая увеличился в 4 раза.
По темпам роста доходов на душу населения Китай уже опережает все промышленно развитые страны. Как известно, США роста дохода на душу населения в 4,5 раза достигли за 60 лет (1870-1930), Япония увеличила этот показатель за 25 лет (1950-1975), а Китаю для того, чтобы увеличить среднедушевой доход в 8 раз, потребовалось 20 лет. - Конев В. Китай погнался за Америкой // Известия . 2003. 27 февраля.




Предстоит учиться у КитаяТридцать лет рыночных реформ в Китае опровергают распространяемое некоторыми либеральными политиками мнение о

Слайд 65Острая необходимость форсированной модернизации
Ситуация «как мне представляется, диктует нам острую

необходимость форсированной модернизации очень многих сфер нашей жизни. Не хотел

бы драматизировать, но боюсь, что вскоре форсированная модернизация потребует активной - и коллективной! - мобилизации сил и духа самых широких российских масс.
А это возможно лишь в том случае, если нормы законов, качество законоисполнения и вся государственная политика окажутся в согласии с представлениями широких масс о благом и справедливом.
И, добавлю, если на названные цели всерьез и по большому счету будут работать не только все ветви российской власти, но и решающая часть отечественного - на глазах вызревающего - гражданского общества» - В. Д. Зорькин Суд скорый, правый и равный для всех // Российская газета. 26 сентября 2014 г.

Острая необходимость форсированной модернизацииСитуация «как мне представляется, диктует нам острую необходимость форсированной модернизации очень многих сфер нашей

Слайд 66Видение Президентом России обозримой перспективы
Сейчас наша задача – создать богатую и

благополучную Россию.
При этом хочу, чтобы все мы отчётливо понимали:

ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными, и не только для нас, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть, даже и потрясений - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012г.

Видение Президентом России обозримой перспективыСейчас наша задача – создать богатую и благополучную Россию. При этом хочу, чтобы все

Слайд 67Что делать для переустройства и обустройства России?
1. Утверждение Государственной Думой

Российской Федерации долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, ориентированной на

развитие человеческого потенциала страны. При этом ежегодно на специальном заседании парламента страны необходимо обсуждать ход реализации данной стратеги и проводить тайное голосование о доверии к правительству, ответственному за ее реализацию.
2. Принятие федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании».
3. Созыв Конституционного Собрания, избранного по одномандатным округам, для разработки проекта новой Конституции России, устанавливающей реальное разделение властей и юридические гарантии прав и свобод человека, гражданина и народа, закрепляющей положение о том, что преступления против личности и собственности сроков давности не имеют.
4. Принятие на референдуме квалифицированным большинством новой Конституции России.
5. Полномасштабная правовая реформа, поскольку действующее федеральное законодательство выражает, прежде всего, интересы олигархических, коррумпированных и криминальных групп, фактически дестабилизирует общественные отношения.
Что делать  для переустройства и обустройства России?1. Утверждение Государственной Думой Российской Федерации долгосрочной стратегии социально-экономического развития

Слайд 68Продолжение
6. Национализация природной ренты, посредством установления следующей пропорции ее распределения:

10% получают добывающие предприятия, а 90% идет в федеральный и

региональные бюджеты.
7. Признание в судебном порядке по искам Генеральной прокуратуры Российской Федерации недействительными сделок по приватизации крупнейших государственных предприятий, совершенных с нарушениям закона.
8. Возврат капиталов, вывезенных из страны незаконно.
9. Конфискация имущества, нажитого преступным путем.
10. Пересмотр налоговой системы посредством переноса налогового бремя с производства на доходы физических лиц. При этом под доходами следует понимать любые доходы, а не только зарплату. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Освобождение от подоходного дохода граждан, имеющих доход на члена семьи ниже трех минимальных зарплат. 
11. Принятие конституционной нормы, устанавливающей, что труд является не только правом, но и обязанностью всех трудоспособных граждан, а органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать условия для реализации этого права и обязанности.
12. Законодательное закрепление участия лиц наемного труда в собственности и управлении предприятиями.
Продолжение6. Национализация природной ренты, посредством установления следующей пропорции ее распределения: 10% получают добывающие предприятия, а 90% идет

Слайд 69Продолжение
13. Удаление из органов государственной власти и местного самоуправления тех,

кто по своим профессиональным знаниям, деловым и морально-нравственным качествам не

способен обеспечивать реализация курса на строительство демократического правового социального государства.
14. Сокращение в 2 раза чиновничьего аппарата и урезание его льгот.
15. Отбор на государственную и муниципальную службу лучших россиян, обладающих профессиональными знаниями, аналитическими способностями, деловыми и морально-нравственными качествами независимыми центрами оценки преимущественно на основе открытых конкурсов, сложных экзаменов и психологических тестов.
16. Государственное регулирование основных ценовых пропорций и индикативное планирование социально-экономического развития страны, в том числе промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, здравоохранения и культуры. Воссоздание аналогов Госплана и Госкомцен, формирование сильных отраслевых министерств, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.
17. Бесплатное посещение детьми дошкольных учреждений.
18. Бесплатное образование и здравоохранение.
19. Предоставление первого рабочего места выпускникам дневных отделений учебных заведений.
Продолжение13. Удаление из органов государственной власти и местного самоуправления тех, кто по своим профессиональным знаниям, деловым и

Слайд 70Продолжение
20. Государственные гарантии предоставления доступных кредитов (не более 3% в

год) молодой семье для приобретения или строительства комфортного жилья.
21. Оплата

труда и пенсионное обеспечение в соответствии с международными стандартами социальной политики.
22. Ликвидация безработицы, бездомности и беспризорности.
23. Принятие комплекса мер, направленных на существенное ограничение пьянства, наркомании, проституции и преступности.
24. Сокращение на один час рабочего дня для создания дополнительных условий, связанных с развитием человеческой личности и участием в управлении
25. Создание органами представительной власти Наблюдательных Советов в федеральных и региональных средствах массовой информации.
26. Установление запрета на финансирование избирательных кампаний со стороны юридических и физических лиц.
27. Установление государственной монополии на производство и торговлю винно-водочной и табачной продукцией, а также внешнюю торговлю природными ресурсами.
28. Создание системы гарантий для создания сильной и уважаемой оппозиции, способной влиять на корректировку курса правящей партии, легитимным путем приходить к рулю государственного управления.
Продолжение20. Государственные гарантии предоставления доступных кредитов (не более 3% в год) молодой семье для приобретения или строительства

Слайд 71Продолжение
29. Формирование правительства парламентского большинства, создание независимой от исполнительной власти

судебной системы. В перспективе – создание в России эффективной системы

«сдержек и противовесов», в которой Президент России возглавляет лишь исполнительную власть.
30. Принятие системных мер по противодействию коррупции, в том числе освобождения сотрудничающих со следствием взяткодателей от ответственности: это разомкнет круговую поруку между организаторами коррупции – чиновниками и их жертвами; у семей не сотрудничающих со следствием членов организованных преступных групп надлежит по американскому примеру конфисковать все, включая добросовестно приобретенное, имущество (кроме разумного социального минимума).
31. Перевод под юрисдикцию России предприятий, находящиеся на ее территории; в первую очередь, предприятий с государственным участием и предприятий, приобретенных в результате залоговых аукционов. Запрет отечественным предприятиям пользоваться офшорными схемами. 
32. Налоговая, кредитная и таможенная поддержка отечественного производителя, ориентированного на внутренний рынок.
33. Привязка доходов руководителей государственных органов и предприятий к средней зарплате на управляемой территории или предприятии в пропорции не выше 7:1.
Продолжение29. Формирование правительства парламентского большинства, создание независимой от исполнительной власти судебной системы. В перспективе – создание в

Слайд 72Завершение
34. Принятие системы мер по ограничению вывоза финансового капитала из

России.
35. Освобождение россиян от «банковского рабства». Установление процентных ставок по

кредитам в размере до 7% в год.
36. Законодательное запрещение вторичной перепродажи товаров и услуг с более, чем 10%-ным увеличением их стоимости.
Осейчук В. И. О банкротстве либеральной модели государства и стратегии строительства нового государства // Государство и право. 2014. № 11.
Завершение34. Принятие системы мер по ограничению вывоза финансового капитала из России.35. Освобождение россиян от «банковского рабства». Установление

Слайд 73О выделении к верху лучших людей
«мы знаем и понимаем, в

чем будет состоять основная задача русского национального спасения и строительства

после революции: она будет состоять в выделении к верху лучших людей, - людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно-творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения.
Если отбор этих новых русских людей удастся и совершится быстро, то Россия восстановится и возродится в течение нескольких лет; если же нет, - то Россия перейдет из революционных бедствий в долгий период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной зависимости»
…судьбы государств определяются качеством ведущего слоя: успехи государства суть его успехи; политические неудачи и беды народа свидетельствуют о его неудовлетворительности или прямо о его несостоятельности, - может быть, о его безволии, безыдейности, близорукости, а может быть, о его порочности и продажности. Такова судьба всех народов: они расплачиваются унижениями и страданиями за недостатки своего ведущего слоя» (Ильин И. А. О воспитании национальной элиты. М., 2001. с. 16)

О выделении к верху лучших людей«мы знаем и понимаем, в чем будет состоять основная задача русского национального

Слайд 74 Основания для оптимизма
Имеется общественный запрос на новую политику и новых

людей, способных мыслить и действовать стратегически.
На выборах Государственной Думы (2016

г.) и выборах Президента России (2018) мы увидим новых людей, способных предлагать и реализовывать новую государственную политику в основных сферах общественной жизни.
В российском народе сработает инстинкт самосохранения.


Основания для оптимизмаИмеется общественный запрос на новую политику и новых людей, способных мыслить и действовать стратегически.На

Слайд 75Основные публикации автора за последние три года
Несвоевременные мысли о конституционной

реформе в России // Закон и право. 2014. № 8.
О

механизме формирования высокопрофессионального высшего эшелона государственной власти (в порядке научной дискуссии) // Право и политика 2014. № 8.
О банкротстве либеральной модели государства и стратегии строительства нового государства // Государство и право. 2014. № 11.
Основы конституционной идеологии строительства демократического правового социального государства в России // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12.
К вопросу о формировании новой модели государственного управления в России // Право и политика. 2015. № 12 .
О лучших представителях народа, чистых и честных выборах // Конституционное и муниципальное право, 2016, №3.


Основные публикации автора за последние три года Несвоевременные мысли о конституционной реформе в России // Закон и

Слайд 76Финиш


Спасибо за внимание!

ФинишСпасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика