Слайд 1«Одаренный ребенок»-какой он?
Слайд 2 Актуальность
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной.
Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой
личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
Слайд 3Концепция человеческого потенциала (Джозеф Рензулли)
Слайд 4Одаренность
системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность
достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми
суммарное, общее личностное
свойство человека.
Слайд 5Одаренный ребенок
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности.
Слайд 6Признаки одарённости
Интеллектуальные способности выше среднего уровня;
Творческие способности;
Способность к быстрому усвоению
и отличная память;
Любопытство и любознательность;
Стремление к знаниям;
Высокая личностная ответственность;
Самостоятельность суждений;
Позитивная
Я-концепция
Слайд 7Виды одаренности
По виду деятельности
Интеллектуальная
Коммуникативная
Художественно- эстетическая
Духовно-ценностная
Практическая
По форме проявления
Явная
Скрытая
Слайд 8Виды одаренности
По широте проявлений
Общая
Специальная
По особенностям возрастного развития
Ранняя
Поздняя
По
степени сформированности
Актуальная
Потенциальная
Слайд 9Степень одаренности
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая
малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на
десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)
Слайд 10Типы характеров одаренных детей
1-й тип подвижный, веселый, коммуникабель-ный, открытый, с
хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
2-й тип
замкнутый, тихий,
размышляющий,
застенчивый пугливый.
Слайд 11
Проблемы одаренных и способных детей.
Погружение в философские проблемы
Несоответствие между физическим,
интеллектуальным и социальным развитием
Стремление к совершенству
Ощущение неуязвимости
Нереалистические цели
Сверхчувствительность
Потребность во внимании
взрослых
Нетерпимость.
Слайд 12
Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап. Первоначальное выделение детей для
дальнейшего обследования.
2 этап - представляет собой прохождение трех модулей:
Работа
с детьми – уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение комплексного психолого-педагогического обследования
Работа с педагогами – повышение профессионального мастерства с целью правильной организации работы с одаренным ребенком.
Работа с родителями – помощь родителям в воспитании одаренного ребенка
3 этап – создание условий для развития одаренного ребенка .
4 этап – мониторинг результатов сопровождения.
Слайд 13
Основные задачи работы психолога с учащимися:
развитие самостоятельности при работе со
специальной и научной литературой в процессе наблюдений и опытов;
развитие абстрактного
мышления, необходимого учащемуся;
развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
формирование чувства ответственности за порученное дело;
воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы;
привития желания в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Слайд 14Требования к личности учителя, работающего
с одарёнными детьми:
увлечённость своим делом
желание
работать нестандартно
знание психологии одарённых учащихся
любознательность
эрудированность
поисковая активность
мотивационная готовность к работе с
одарёнными учащимися
нравственность
знание всех областей человеческой жизни
нравственность
Слайд 15Рекомендации родителям
Помните, что одарённые дети
очень самолюбивы, ранимы,
с обостренной чувствительностью
и не очень удачная
шутка может
их надолго выбить из колеи.
Постарайтесь создать благоприятную атмосферу общения с ребенком.
Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
Слайд 16Рекомендации родителям
Прислушивайтесь к вопросам ребёнка, отмечайте, чем ребёнок предпочитает заниматься,
наблюдайте за его естественными интересами и изучайте их.
Выявлять такие
интересы, которые у Вас с ребёнком могут совпадать, для успешного их развития.
Необходимо организовать дополнительные занятия по развитию той или иной сферы интересов , в которой ребенок проявляет себя в большей степени.
Слайд 17Рекомендации педагогам
создавать соответствующий психологический климат на уроках (и в семье):
доброжелательное отношение к ученикам, эмоциональное отношение к познанию;
создание у ребенка
высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;
соблюдение принципа «права на ошибку»;
диалогическая форма проведения занятий, «субъект - субъектные» отношения между учителем и учениками;
Слайд 18Рекомендации педагогам
учитывать результаты индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой
«портфель» достижений). Ученики ведут дневник собственных творческих достижений;
сравнивать новые успехи
ученика с его прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом;
Помогать ребенку в развитии его внутренних ресурсов, преодолении неуверенности в себе и подготовка его к дальнейшему участию в школьных, районных, краевых конкурсах.
Слайд 19“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”