Слайд 1Охрана окружающей среды
Основы экологического права
Экологический контроль
Экологический менеджмент и экологический аудит
Экологическая
экспертиза и ОВОС
Экологический мониторинг
Слайд 2Экологическое право
Отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия
общества и природы.
Источники экологического права – нормативно-правовые акты:
Конституция РФ (принята
на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г );
Законы и кодексы в области охраны ОС;
Указы и распоряжения президента по вопросам экологии и природопользования;
Правительственные и природоохранные акты;
Нормативные акты министерств и ведомств;
Нормативные решения органов самоуправления
Слайд 3Конституционные основы охраны окружающей среды
Конституция провозглашает право граждан на землю
и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную
окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.
Она определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств
Слайд 4Законы и кодексы
Составляют природоресурсную правовую основу:
Закон о земле; недрах; охране
атмосферного воздуха; об охране и использовании животного мира.
ФЗ «Об охране
окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7ФЗ;
Земельный кодекс РФ (2001 г.);
Водный кодекс РФ (1995) и т.д.
Слайд 5Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство,
причиняющее вред окружающей среды, здоровью граждан, имущественным интересам физических и
юридических лиц
Экологические проступки –
правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных
Экологические преступления –
проступки, представляющие общественную опасность и причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека
Слайд 6Виды ответственности за экологические правонарушения
Дисциплинарная
Административная
Гражданско-правовая (материальная)
Уголовная
Слайд 7Дисциплинарные наказания
- предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности, в
окладе, увольнение с работы.
Налагаются на должностные лица, производственная деятельность которых
связанна с охраной окружающей среды в случае:
нарушения экологических правил, исполнение которых входит в круг должностных обязанностей нарушителя;
Наказанию не подлежат лица, которые нарушают экологические правила во вне рабочее время
Слайд 8Административная ответственность
Устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об
охране ОПС.
Факт правонарушения: порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических
требований при захоронении вредных веществ
Способ ответственности –
1. Предупреждение;
2. Штраф (для граждан – 1-10 МРОТ, для должностных лиц –
3-20 МРОТ, для юридических лиц 20 – 500 МРОТ);
3. приостановление или прекращение строительства, реконструкции или расширения объектов строительства, осуществляемого с нарушением природоохранного законодательства (путем прекращения финансирования);
4. приостановление эксплуатации промышленных и иных предприятий, нарушающих экологическое законодательство;
5. временное запрещение эксплуатации транспортных средств, у которых содержание вредных примесей в отработанных газах превышает норму;
6. лишение лицензий, паспортов, билетов на комплексное и конкретных видов природопользование
Слайд 9Гражданско-правовая
(материальная ответственность)
Система мер имущественного характера возникает, если причиненный из-за несоблюдения
экологических норм ущерб ОПС повлек за собой нанесение вреда здоровью
и имуществу граждан или имуществу юридических лиц.
Возмещение материального ущерба, причиненного экологическим правонарушением, осуществляется виновным лицом добровольно или по решению суда.
С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен в натуральной форме путем возложения на ответчика обязанностей по восстановлению ОПС за счет собственных средств (дезактивации зараженного участка, вывоз токсичных отходов производства в безопасное место)
Слайд 10Уголовная ответственность
Возлагается при совершении должностными лицами и гражданами общественно опасных
деяний, посягающих на установленные в РФ экологический правопорядок и экологическую
безопасность общества.
К ответственности привлекаются лица, виновные в загрязнении вод и атмосферы вредными для здоровья людей веществами, умышленном уничтожении лесов путем поджога, истреблении редких и исчезающих видов животных.
От размера причиненного вреда виновное лицо облагается штрафом либо наказывается лишением свободы сроком от 2 до 20 лет
Слайд 11Экологический контроль
Проверка соблюдения предприятиями и гражданам экологических требований по охране
ОПС и обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с действующим законодательством основными
задачами экологического контроля являются :
- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по их обеспечению.
Слайд 12Этапы экологического контроля
Первый – сбор и обработка необходимых исходных данных.
В законе отмечается, что негативные изменения могут быть названы не
только хозяйственной деятельностью.
Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде.
Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов.
Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений.
Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха – качество природной среды.
Слайд 13Схема первичного экологического контроля за состоянием свалок.
Слайд 14Этапы экологического контроля
Цель второго этапа – осуществление мероприятий по предупреждению
и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе
наблюдений.
Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля.
Формы две – предупредительная и карательная.
Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.
Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.
Слайд 15Государственный экологический контроль
Государственный экологический контроль
Законом установлен круг полномочий должностных лиц
и органов государственного экологического контроля. К ним относиться право :
-
посещать предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;
- проверять работу очистных сооружений и установок, а так же установленных природоохранных требований и нормативов;
- устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;
- назначать государственную экологическую экспертизу;
- требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы л привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;
- принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в случае нарушения экологических требований.
Слайд 16Для решения круга задач, установленных действующим законодательством в рамках экологического
контроля, потребовалось объединение условий ряда государственных органов на разных уровнях
представительной и исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого характера.
Слайд 17Производственный экологический контроль
Производственный экологический контроль является одной из составляющих системы
экологического контроля в Российской Федерации. Осуществление производственного экологического контроля является
обязательным условием природопользования.
2.2. Ответственность за полноту, своевременность осуществления производственного экологического контроля и достоверность получаемой информации несет природопользователь. Все документы, предоставляемые в государственные органы управления в области охраны окружающей среды, подписываются руководителем организации, либо его заместителем.
Слайд 18Функции производственного экологического контроля
2.4. Производственный экологический контроль является частью системы
управления охраной окружающей среды и одним из основных видов деятельности
экологической службы ООО «».
Действие Положения распространяется на виды деятельности предприятия, которые оказывают значительное влияние на окружающую среду: обеспечение ремонта, технического обслуживания оборудования и объектов нефтяной и газовой промышленности; изготовление запасных частей и нестандартного оборудования.
2.5. Производственный экологический контроль объединяет в себе несколько функций:
2.5.1. Информационно-аналитическая функция-сбор, обработка, анализ и оценка
накопленной информации о количественном и качественном содержании веществ и показателей в установленных объектах контроля;
2.5.2. Планирование – определение и обоснование основных направлений деятельности, целей, задач по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных и энергетических ресурсов;
2.5.3. Организация – создание управляющей системы и системы обеспечения
Слайд 19Основные понятия ПЭК
2.6. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
2.6.1.
Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
2.6.2. Нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых, обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
2.6.3. Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
2.6.4. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду –
нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;
2.6.5. Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микро-организмов – ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;
2.6.6. Требования в области охраны окружающей среды – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
2.6.7. Производственный экологический контроль – это непосредственная деятельность руководителя хозяйствующего субъекта или уполномоченного им лица по управлению воздействием на окружающую среду;
2.6.8. Производственный аналитический контроль (далее ПАК) – это
Слайд 20Цели и задачи производственного экологического контроля
3. Цели и задачи производственного
экологического контроля
3.1. К основным целям Производственного экологического контроля относятся:
3.1.1. Обеспечение
экологически безопасной деятельности предприятия;
3.1.2.Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния хозяйственной деятельности предприятия;
3.1.3.Обеспечение рационального использования природных и энергетических ресурсов, воспроизводства природных ресурсов;
3.1.4. Снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет повышения надежности, безопасности и безаварийности работ технического оборудования;
3.1.5. Оперативность контроля и передачи информации руководителям предприятия и органам государственного экологического контроля, обеспечивающие возможность принятия немедленных решений по снижению или ликвидации отрицательных воздействий на окружающую природную среду;
Слайд 21Задачи ПЭК
3.2. Основными задачами производственного экологического контроля являются:
3.2.1. Контроль за
соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую среду;
3.2.2. Учет номенклатуры и
количества загрязняющих веществ, поступающих в
окружающую среду от предприятия в режиме повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях (аварии, стихийные бедствия);
3.2.3. Обеспечение своевременной разработки (пересмотра) нормативов
воздействия на окружающую среду, установленных для предприятия в проектах нормативов ПДВ, ПНООЛР;
3.2.4. Контроль за выполнением природоохранных мероприятий, предписаний и
рекомендаций специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды;
3.2.5. Контроль за соблюдением правил обращения с опасными отходами;
3.2.6. Контроль за стабильностью и эффективностью очистного оборудования и
сооружений;
3.2.7. Контроль за наличием и техническим состоянием оборудования по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий, по обеспечению безопасности персонала;
3.2.8. Своевременное предоставление информации, предусмотренной
государственной статистической отчетностью.
3.2.9. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды;
3.2.9.1. Экологическое обучение, воспитание, информирование персонала
предприятия по экологической обстановке на производственных территориях ООО «».
Слайд 22Объекты ПЭК
3.3. К объектам производственного экологического контроля относятся:
3.3.1. Природные ресурсы,
сырье, материалы, реагенты, препараты, используемые в производстве;
3.3.2. Источники выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух:
стационарные и передвижные;
3.3.3. Источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду в системе канализации и сети водоотведения;
3.3.4. Источники образования отходов производства (цеха, участки);
3.3.5. Объекты размещения и утилизации отходов производства и потребления;
3.3.6. Склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;
3.3.7. Объекты окружающей природной среды, расположенные в пределах
промышленных площадок, территорий, где осуществляется природопользование, санитарно-защитных зон.
Слайд 23Экологический мониторинг
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений
за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей
среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Слайд 24Системы мониторинга или его виды различаются по объектам наблюдения. Поскольку
компонентами окружающей среды являются воздух, вода, минерально-сырьевые и энергетические ресурсы,
биоресурсы, почвы и др., то выделяют соответствующие им подсистемы мониторинга. При этом важно создавать не разрозненные системы, а комплексные.
Слайд 25Системы мониторинга или его виды различаются по объектам наблюдения. Поскольку
компонентами окружающей среды являются воздух, вода, минерально-сырьевые и энергетические ресурсы,
биоресурсы, почвы и др., то выделяют соответствующие им подсистемы мониторинга. При этом важно создавать не разрозненные системы, а комплексные.
Слайд 26В общем виде процесс экологического мониторинга можно представить схемой: окружающая
среда (либо конкретный объект окружающей среды) -> измерение параметров ->
сбор и передача информации -> обработка и представление данных, прогноз. Измерение параметров, сбор и передачу информации, обработку и представление данных осуществляет система мониторинга. Система экологического мониторинга тесно связана с системой управления качеством окружающей среды (далее для краткости «система управления»). Информация о состоянии окружающей среды, полученная в системе мониторинга, используется системой управления для устранения негативной экологической ситуации или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, а также для разработки прогнозов социально-экономического развития, разработки программ в области экологического развития и охраны окружающей среды. В системе управления можно также выделить три подсистемы: принятие решения (специально уполномоченный государственный орган), управление выполнением решения (например, администрация предприятий), выполнение решения с помощью различных технических или иных средств.
Слайд 27Мониторинг является многоуровневой системой. Обычно выделяют системы детального, локального, регионального,
национального и глобального уровней.
Низшим иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга
реализуемого в пределах небольших территорий (участков) и т.д.
При объединении систем детального мониторинга в более крупную сеть (например, в пределах района и т.п.) образуется система мониторинга локального уровня. Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района.
Локальные системы могут объединяться в еще более крупные – системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них.
Слайд 28Системы регионального мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в
единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный
уровень ) системы мониторинга. Примером такой системы являлась "Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации" (ЕГСЭМ) и ее территориальные подсистемы. Однако, вслед за Министерством экологии в 2002г ЕГСЭМ была также упразднена и в настоящее время в России имеются лишь ведомственно-разрозненные сети наблюдений, не позволяющие адекватно решать стратегические задачи управления территорией с учетом экологического императива.
Слайд 29В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем
мониторинга в единую межгосударственную сеть - «Глобальную систему мониторинга окружающей
среды» (ГСМОС). Это высший глобальный уровень организации системы экологического мониторинга. Ее назначение - осуществление мониторинга за изменениями в окружающей среде на Земле и ее ресурсами в целом, в глобальном масштабе. Глобальный мониторинг - это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Пока создание такой системы в полном объеме, действующей под эгидой ООН, является задачей будущего, так как многие государства не имеют пока собственных национальных систем.
Слайд 30Глобальная система мониторинга окружающей среды и ресурсов призвана решать общечеловеческие
экологические проблемы в рамках всей Земли, такие как глобальное потепление
климата, проблема сохранения озонового слоя, прогноз землетрясений, сохранение лесов, глобальное опустынивание и эрозия почв, наводнения, запасы пищевых и энергетических ресурсов и др. Примером такой системы является глобальная наблюдательная сеть сейсмомониторинга Земли, действующая в рамках Международной программы контроля за очагами землетрясений
Слайд 31Программа мониторинга окружающей среды
Научно обоснованный мониторинг окружающей среды осуществляется в
соответствии с Программой. Программа должна включать в себя общие цели
организации, конкретные стратегии его проведения и механизмы реализации.
Ключевым элементом любой Программы мониторинга окружающей среды является:
перечень объектов, находящихся под контролем, их территориальная привязка (хорологическая организация мониторинга);
перечень показателей контроля и допустимых областей их изменения (параметрическая организация мониторинга);
временные масштабы (хронологическая организация мониторинга) – периодичность отбора проб, частота и время представления данных (хронологическая организация мониторинга).
Кроме того, в приложении в Программе мониторинга должны присутствовать схемы, карты, таблицы с указанием места, даты и метода отбора проб и представления данных.
Слайд 32Системы наземного дистанционного наблюдения
В настоящее время в программах мониторинга помимо
традиционного "ручного" пробоотбора сделан упор на сбор данных с использованием
электронных измерительных устройств дистанционного наблюдения в режиме реального времени.
Использование электронных измерительных устройств дистанционного наблюдения проводят используя подключения к базовой станции либо через телеметрической сети, либо через наземные линии, сотовые телефонные сети или другие телеметрические системы.
Преимуществом дистанционного наблюдения является то, что в одной базовой станции для хранения и анализа могут использоваться многие каналы данных. Это резко повышает оперативность мониторинга при достижении пороговых уровней контролируемых показателей, например, на отдельных участках контроля. Такой подход позволяет по данным мониторинга предпринять немедленные действия, если пороговый уровень превышен.
Использование систем дистанционного наблюдения требует установки специального оборудования (датчиков мониторинга), которые обычно маскируются для снижения вандализма и воровства, когда мониторинг проводится в легко доступных местах.
Слайд 33Системы дистанционного зондирования
В программах мониторинга широко задействовано дистанционное зондирование окружающей
среды с использованием самолетов или спутников, снабженных многоканальными датчиками.
Различают два
вида дистанционного зондирования.
Пассивное обнаружение земного излучения, испускаемого или отраженного от объекта или в окрестностях наблюдения. Наиболее распространенным источником излучения является отраженный солнечный свет, интенсивность которого измеряется пассивными датчиками. Датчики дистанционного зондирования окружающей среды настроены на конкретные длины волн - от далекого инфракрасного, до далекого ультрафиолета, включая и частоты видимого света. Громадные объемы данных, которые собираются при дистанционном зондировании окружающей среды требуют мощной вычислительной поддержки. Это позволяет проводить анализ слабоотличающихся различий в радиационных характеристиках среды в данных дистанционного зондирования, успешно исключать шумы и «ложные цветовые изображения». При нескольких спектральных каналах удается усилить контрасты, которые незаметны для человеческого глаза. В частности, при задачах мониторинга биоресурсов можно различать тонкие отличия изменения концентрации в растениях хлорофилла, обнаружив области с различием питательных режимов.
При активном дистанционном зондировании со спутника или самолета излучается поток энергии и используется пассивный датчик для обнаружения и измерения излучения, отраженного или рассеянного объектом изучения. Для получения информации о топографических характеристиках исследуемой области часто используется ЛИДАР, что особенно эффективно, когда территория велика и ручная съемка будет дорогостояща.
Дистанционное зондирование позволяет собирать данные об опасных или труднодоступных районах. Применение дистанционного зондирования включают мониторинг лесов, последствия действия изменения климата на ледники Арктики и Антарктики, исследованиях прибрежных и океанских глубин.
Данные с орбитальных платформ, полученные из различных частей электромагнитного спектра в сочетании с наземными данными, представляет информацию для контроля тенденций проявления долгосрочных и краткосрочных явлений, природных и антропогенных. Другие области применения включают управление природными ресурсами , планирование использования земли, а также различные области наук о Земле.
Слайд 34Интерпретация и представление данных
Интерпретации данных экологических мониторинга, даже полученных от
хорошо продуманной программы, является часто неоднозначной. Часто имеются результаты анализа
или «предвзятых результатов» мониторинга, или достаточно спорное использование статистики, чтобы продемонстрировать правильность той или иной точки зрения. Это хорошо видно, например, в трактовке глобального потепления, где сторонники утверждают, что СО 2 уровни увеличились на 25% за последние сто лет в то время как противники утверждают, что уровень CO 2 только поднялся на один процент.
В новых научно-обоснованных программах мониторинга окружающей среды разработан ряд показателей качества, чтобы интегрировать значительные объемы обрабатываемых данных, классифицировать их и интерпретировать смысл интегральных оценок. Так, например, в Великобритании используется система GQA. Эти общие оценки качества классифицируют реки на шесть групп по химическим критериям и биологическим критериям.
Для принятия решений пользоваться оценкой в системе GQA более удобно, чем множеством частных показателей.
[править] Литература
Слайд 37Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза – установление соответствия, намечаемой хозяйственной и иной
деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы
в целях предупреждения неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий реализации объектов экологической экспертизы.
Слайд 38Экологическую экспертизу можно назвать видом экологического контроля. Однако, объектом контроля
является уже осуществляемая деятельность, способная отрицательно повлиять на окружающую среду.
А объектом экспертизы – деятельность намечаемая.
Слайд 39Экологическая экспертиза выполняет превентивную функцию (позволяет предотвращать причинение вреда окружающей
среде). Экологическая экспертиза проводится на стадии принятия решения, способного отрицательно
повлиять на окружающую среду.
Слайд 40Принципы экологической экспертизы:
- презумпция экологической опасности любой намечаемой деятельности. В
то же время существует перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе.
- принцип
комплексности оценки воздействия на окружающую среду;
- принцип обязательности проведения экологической экспертизы. Условием реализации намечаемой деятельности и её финансирования является наличие положительного заключения экологической экспертизы на федеральном и на региональном уровне.
Слайд 41ОВОС
ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) намечаемой хозяйственной или иной
деятельности на окружающую среду – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного
управленческого решения о реализации намечаемой деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценка экологических последствий учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Слайд 42ОВОС и экологическая экспертиза – это, по сути, тождественные экспертизы.
Если экологическая экспертиза проводится на стадии принятия решения, способного отрицательно
повлиять на окружающую среду, то ОВОС на стадии подготовки такого решения. ОВОС предшествует экспертизе.
Слайд 43Субъекты ОВОС:
- заказчик работ по ОВОС – лицо, отвечающее за
подготовку документации по ОВОС, предоставляющее документацию на экологическую экспертизу, заинтересованное
в осуществлении данной деятельности;- исполнить – лицо, которое проводит работы по ОВОС.
Слайд 44Материалы по ОВОС – это комплект документации, подготовленной при проведении
ОВОС и являющийся частью документации, предоставляемой на экспертизу: перечень видов
негативного воздействия намечаемого на окружающую среду и определение его масштабов; определение пределов допустимого воздействия. Если намечаемое воздействие выходит за пределы допустимого, предусматриваются меры по снижению намечаемого воздействия до допустимых уровней. Можно уменьшить объемы производства, а можно объемы выбросов (путем проектировки очистных сооружений).
Слайд 45При проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной
исходной информации, средств и методов измерения расчетов/оценок.
В этой связи специально
уполномоченные органы предоставляют заказчику имеющуюся в их распоряжении информацию: по экологическому состоянию территорий, по воздействии аналогичной деятельности на окружающую среду.
Слайд 46Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяется исходя из особенностей
намечаемой деятельности, и должна быть достаточной для определения и оценки
возможных последствий реализации этой деятельности.
В случае выявления недостатка информации, необходимой для достижения целей ОВОС или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий, заказчик планирует проведение дополнительных исследований, а также определяет в материалах ОВОС программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей.
Слайд 47Результаты ОВОС: информация о характере и масштабах воздействия на окружающую
среду намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических и связанных
с ними социально-экономических и других последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействия; выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности; решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности или отказа от нее с учетом результатов проведенной ОВОС.
Слайд 48Государственная экологическая экспертиза проводится специально уполномоченным государственным органом путем образования
экспертной комиссии для экспертизы конкретного объекта.
На государственную экологическую экспертизы предоставляются
документация, подлежащая экологической экспертизы, содержащая материалы ОВОС, положительные документы согласования органов федерального надзора и органов местного самоуправления, материалы обсуждения объектов экспертизы с гражданами и общественными объединениями, заключение федеральных органов исполнительной власти (если указанные органы рассматривали объект экспертизы), заключение общественной экологической экспертизы, документы, подтверждающие её оплату.
Слайд 49Понятие экологического менеджмента
Экологический менеджмент (ЭМ) –
это система управления производственными
процессами, направленная на достижение
баланса между экономическими и экологическими показателями
Цель
ЭМ: обеспечение экологичес-
кой безопасности и рентабельности компании на основе экосбалансированного развития
Слайд 50Принципы ЭМ
Экологический императив
(экологические цели первичны
по отношению к экономическим);
Эколого-экономическая
сбалансированность
(размещение и развитие производства на локальной территории должно осуществляться
в соответствии с ее экологической техноемкостью)