Слайд 1Ольга Ивановна Скороходова
Советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук.
Слайд 2Биография
Ольга Ивановна родилась 24 июля 1911 года на Украине в
селе Белозерка недалеко от Херсона. В 1919 году заболела менингитом,
после чего потеряла полностью зрение и слух на левое ухо, слух с правой стороны снижался постепенно. Примерно до 11–13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. Она была единственной дочерью в небогатой крестьянской семье.
Слайд 3 После смерти матери она некоторое время жила в семьях родственников,
и, наконец, один из них отвез ее в Школу слепых
г. Одессы. Заниматься со слепоглухой девочкой индивидуально в школе слепых никто не умел, а присутствовать в классе было бесполезно, так как она совсем не слышала, что говорит учитель. Как вспоминала потом Ольга Ивановна, школу слепых постоянно переводили из одного помещения в другое, не хватало технического персонала и слепые дети, все старались делать сами.
Слайд 4 Вместе с окончательной потерей слуха появились и вестибулярные нарушения, Ольге
стало трудно ходить, у нее часто кружилась голова. О девочке
сообщили в Харьков профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому и, в начале 1925 г., ее привезли в Школу-клинику слепоглухих, которую он только что организовал в этом городе при школе слепых. И.А.Соколянский приступил к восстановлению устной речи Ольги, которая была нарушена после утраты слуха.
Слайд 5 По индивидуальной программе Ольга Ивановна закончила в Харькове курс средней
школы и готовилась к поступлению в университет. В эти годы
она начинает переписываться с известным русским писателем Максимом Горьким. в 1944 году Ольга Ивановна переехала в Москву, где тогда уже работал ее учитель И.А. Соколянский (1889–1960) и стала продолжать учиться и работать при Институте Дефектологии.
Слайд 6 В 1947 г. вышла ее первая книга «Как я воспринимаю
окружающий мир». Предисловие к этому изданию было написано известным психологом
А.Н.Леонтьевым, где он обращал особое внимание на удивительную тонкость описаний автором различных видов своей чувствительности – осязания, обоняния, вибрационного чувства, температурных и вкусовых ощущений, которые заменяли ей слух и зрение. Особенно интересными он нашел самонаблюдения Ольги Ивановны, характеризующие целостные, сложные переживания окружающего, которые дополнялись анализом не только своих ощущений, но и стремлением понять впечатления других, видящих и слышащих людей.
Слайд 7 Мало кто знает, что Ольга Ивановна долгие годы работала над
второй своей книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», которая так и
осталась неопубликованной. В этой книге она подробно описывает слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике, воспитанников Детского дома в Загорске (ныне Сергиев-Посад) и свое общение с ныне знаменитой четверкой слепоглухих выпускников психологического факультета МГУ.
Слайд 8 Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца
своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания
слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Часто выступала с лекциями перед студентами многих вузов своей страны. Когда ее здоровье ухудшилось, к ней переехала ее племянница, Н.В.Скороходова, которая и ухаживала за ней до самой смерти, которая наступила в 1982 г.