Слайд 1ОП-АРТ (оптическое искусство)
художественное течение второй половины XX века, использующее различные
оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
Слайд 2История
Восходит к «геометрическому» абстракционизму, представителем которого был Виктор Вазарели (1906-1997)
- основоположник оп-арта. Направление оп-арта зародилось в 50-е годы. Его
распространение как течения относится к 60-м гг. 20 в. Всемирную известность оп-арт получил в 1965 г. после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный глаз» в музее современного искусства.
Слайд 3ВИКТОР ВАЗАРЕЛИ, (Вашархей) - французский художник, родился в Венгрии. В
1930 уехал в Париж, где открыл бюро рекламной графики. Основоположник
оп-арт.
Слайд 4Оптические иллюзии
Изображение существует не только на холсте, но и в
глазах и в голове зрителя. Так, при восприятии некоторых конфигураций
на плоскости возникают зрительские иллюзии:
При рассматривании чередующихся черных и белых концентрических окружностей появляются пересекающие их лучи, которые вращаются наподобие пропеллера.
Чертеж куба, на котором обозначены все его ребра, оказывается для глаза неустойчивым, и его грани постоянно меняются местами, то выдвигаясь вперед, то отступая в глубину.
При пересечении отрезка прямой штрихами может возникнуть ощущение ломаной линии.
Взаимоналожение двух геометрических (например, кольцевых) структур дает эффект волн.
Яркая и резко обозначенная форма провоцирует т. н. последовательный образ, т. е. иллюзорную форму той же конфигурации и контрастного цвета.
Слайд 5Бриджит Рили. Поток, 1964
В оптической живописи простые однотипные элементы располагаются
так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.
Слайд 6Задача оп-арта – обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию,
вызвать образ "несуществующий". Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между
фактической формой и формой видимой.
Виктор Вазарели. Вега, 1957
Слайд 7В. Вазарели. Сверхновые, 1961
Две одинаковые контрастные формы создают ощущение перемещающейся
вспышки. Покрывающая поверхность сетка через некоторое время отделяется и зависает,
а вписанные в квадраты круги исчезают и снова появляются в различных точках. Плоскость непрерывно пульсирует, то разрешаясь в мгновенную иллюзию, то снова смыкаясь в непрерывную структуру. Название картины отсылает к представлению о взрывах космической энергии и зарождению сверхновых звезд.
Слайд 8В. Вазарели. «Лошадь». «Арлекин»
Геометризированный рисунок в виде точек, линий, кривых,
спиралей, усложнённых наложением, усложнённых наложением или совмещением разных орнаментов, вызывает
эффект «вторичных образов».
Слайд 9Вазарели был самым ярким представителем оп-арта благодаря размаху творчества и
логической завершенности своего метода. Он исследовал воздействие оп-арта и его
применение в архитектуре, дизайне, рекламе.
Слайд 13Имп-арт (impossible — невозможный и art — искусство) / импоссибилизм
Самостоятельное
направление в оп-арте, нацеленное на изображение предметов, которые кажутся реальными,
но не могут существовать в физической реальности – т.н. невозможные фигуры.
«Рисовать – значит обманывать», - Мауриц Эшер.
Слайд 14Невозможная фигура — один из видов оптических иллюзий, фигура, кажущаяся
проекцией обычного трёхмерного объекта, при внимательном рассмотрении которой становятся видны
противоречивые соединения элементов фигуры. Создаётся иллюзия невозможности существования такой фигуры в трёхмерном пространстве.
Слайд 15Представители имп-арта
Ма́уриц Корне́лис Э́шер (1898 — 1972) — нидерландский художник-график.
Известен литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он
мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов. Самый яркий представитель имп-арта.
Автопортрет, 1929
Слайд 16Эшер. Литография «Водопад», 1961
Эшер. Относительность, 1953
Слайд 17Сандро дель Пре (Швейцария)
«Шахматная доска». «Космические колеса»
Слайд 19Иштван Орос (Венгрия)
«Ель». «Магическое окно»