Слайд 1Презентация
по опере Ж.Бизе
«КАРМЕН»
Слайд 3 Жорж Бизе (Александр Сезар Леопольд Бизе) родился 25
октября 1838 года в Париже в семье учителя пения. Поступил
в Парижскую консерваторию, когда ему еще не было и десяти лет. Свою первую симфонию Бизе написал в 17 лет. Это произведение было признано шедевром молодого композитора.
Слайд 4 В 19 лет за оперетту «Чудесный доктор»
Бизе получил Римскую премию. Для всех лауреатов Римской премии было
обязательным написание отчётного произведения. Это была опера «Дон Прокопио». Живя в Риме, Жорж Бизе, сочинял музыку и занимался своим образованием.
Вернувшись в Париж, 25-летний Бизе все свое время проводил в написании музыки. В этот период были созданы оперы «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», написана музыка к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение «Детские игры». Чуть позже написана предшественница «Кармен» – опера «Джамиле».
В 1874 году Бизе была написана самая известная из его опер – «Кармен». Опера «Кармен» по праву считается вершиной французской реалистической оперы.
Вторую свою симфонию, «Рим», Бизе завершить не успел. Он умер 3 июня 1875 года от сердечного приступа.
Слайд 5ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Бизе начал работать над оперой «Кармен» в
1874 году. Сюжет её заимствован из одноименной новеллы французского писателя
Проспера Мериме (1803—1870), написанной в 1845 году. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы А. Мельяк (1831—1897) и Л. Галеви (1834—1908) мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали выпуклые образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов.
Слайд 6 Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875
года и успеха не имела. Автора обвинили в безнравственности: свободное
проявление чувств героев — простых людей из народа — претило ханжеской буржуазной морали. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом — в Вене (1875), Петербурге (1878) и многих других городах Европы её успех был поистине триумфальным. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году в редакции Э. Гиро (1837—1892), который заменил разговорные диалоги речитативами и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе.
Слайд 8«Кармен»
Опера в четырёх действиях
Либретто А. Мельяка и Л. Галеви
Действующие лица:
Кармен, цыганка — меццо-сопрано
Дон Хозе, сержант — тенор
Эскамильо,
тореадор — баритон
Данкайро, контрабандист — баритон
Ромендадо, контрабандист — тенор
Цунига, лейтенант — бас
Моралес, сержант — баритон
Микаэла, невеста Хозе — сопрано
Фраскита, цыганка, подруга Кармен — сопрано
Мерседес, цыганка, подруга Кармен — сопрано
Лильяс Пастья, владелец таверны — без слов
Проводник, офицеры, солдаты, мальчишки, работницы табачной фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки,
контрабандисты, тореадоры, пикадоры, народ.
Действие происходит в Испании в начале XIX века.
Слайд 10 Краткое содержание.
Предыстория.
Дон
Хозе, северянин родом из хорошей семьи, учился на священника. Убив
за игрой в карты человека, он бежал на юг и поступил служить в армию. Его мать и Микаэла — девушка-сирота, на которой мать хочет его женить, последовали за ним на юг и поселились в деревне вблизи города, где стоит полк Хозе.
Слайд 11Действие I
Солдаты несут охрану города. Микаэла ищет среди
солдат сержанта Хозе, но в этом взводе его нет. На
табачной фабрике меняется охрана, и Хозе рассказывает новому офицеру Цуниге о женщинах, работающих на фабрике: их «парадные выходы» на обеденный перерыв стали развлечением и приманкой для туристов. Все собравшиеся ждут появления Кармен. Но она замечает только одного человека, который, кажется, совсем не замечает её, — Хозе.
Микаэла находит Хозе и передает ему письмо от матери. Хотя Кармен глубоко его взволновала, он все же решает последовать совету матери и жениться на Микаэле.
На фабрике поднимается шум, и Цунига посылает Хозе разобраться, что происходит. Выясняется, что Кармен напала на одну из работниц. Цунига приказывает Хозе конвоировать её в тюрьму. Цунига отправляется за ордером на арест, в это время Кармен обольщает Хозе, и он соглашается отпустить её. Они договариваются о встрече в баре Лильяса Пастьи.
Слайд 12Действие II
Хозе был понижен в звании и посажен
под арест, однако его уже собираются выпустить. Цунига в баре
Лильяса Пастьи тщетно пытается завоевать Кармен. Предстоящий бой быков рекламирует тореадор Эскамильо. Его тоже привлекает Кармен, но она отвергает и его. Два контрабандиста, Ремендадо и Данкайро, пытаются склонить её к участию в очередном грабеже, но Кармен отказывается. Она держит свое слово и ждёт Хозе.
Приходит Хозе — Кармен танцует только с ним.
Наступает время переклички. Хозе должен вернуться в казармы, но своевольная Кармен не понимает подобной верности долгу. Хозе все же решается уйти, но тут снова появляется Цунига. Хозе бросается на него, и это ставит точку в его армейской карьере. Теперь ему не остается ничего другого, как стать на преступный путь.
Слайд 13Действие III
Отношения между Кармен и Хозе напряжены. Он
по-прежнему разрывается между долгом и страстью. Она предвидит, что их
связь закончится смертью.
Кармен уходит с Данкайро — ему нужна девушка, которая могла бы отвлечь пограничную охрану. Хозе остается на страже.
Микаэла — в поисках Хозе и Эскамильо — в поисках Кармен одновременно оказываются у контрабандистов. Микаэла прячется. Хозе, поссорившись с Эскамильо, бросается в драку. Появление Кармен спасает тореадора от верной смерти. Он приглашает её на бой быков. Микаэла появляется из укрытия и умоляет Хозе вернуться к умирающей матери. Он скрепя сердце соглашается.
Слайд 14Действие IV
Весёлая атмосфера карнавала каждого побуждает посмотреть бой
быков. Кармен предупреждают, что в городе находится Хозе. Но ей
суждено встретиться с ним. В их финальном противостоянии Хозе требует, чтобы она к нему вернулась, но Кармен настаивает на свободе выбора. И Хозе убивает её.