Слайд 1 «Каждое лицо интересно. Задача художника портретиста – выразить внутренний мир
человека».
И.Глазунов
Слайд 3Сычков Федот Васильевич
«Девушка в синем платке»
«Среди подсолнухов»
Слайд 4И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как
вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее
движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Слайд 5 Тема урока: Описание внешности человека по личным впечатлениям.
Что такое описание
внешности человека;
Какова задача описания;
Каковы особенности художественного описания;
Виды описаний.
Слайд 6Компоненты описания:
Внешняя портретная характеристика
Внутренняя характеристика
лицо
рост
одежду
руки
фигура
глаза
манеры
осанка
походка
речь
жесты
Слайд 7Цель: подчеркнуть индивидуальность
Первому старшему изо всех, Феде, вы
бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми
и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы….., сдвинутые брови не расходились.
Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати….с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил….только изредка выставлял кудрявую голову
Слайд 8Цель: показать социальное положение
Это был мальчик лет десяти, больше меня,
худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной
рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
Слайд 9Цель: передача особых примет,
по которым можно найти человека
Его приметы:
на вид 8-10 лет, худощавого телосложения, рост 140-145 см., волосы
светлые, волнистые, короткие, глаза зеленые, на правой щеке родинка.
Слайд 10Цель: передача национальных черт представителей разных национальностей
Характерны темная кожа, курчавые
волосы, широкий нос, толстые губы. Эта нация распространена в Африке,
к югу от Сахары.
Слайд 11Цель:
Передать эмоциональное состояние
Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему
бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову молчал. Потом вдруг
поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал….
Слайд 12Деловое;
Научное;
Художественное.
Виды описаний
Слайд 13 Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что
хочу написать, как написать и для чего написать.
М.Горький
Слайд 14• Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?
•
Почувствуй индивидуальность, неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее
«Я».
• Продумайте последовательность изложения.
• Не заменяйте описание повествованием.
• Можно использовать портретную лексику
Памятка
Слайд 15Примерный план:
I. Введение.
II. Основная часть:
Компоненты портрета.
С какой целью, для чего выделен тот или иной
компонент?
III. Заключение. Своё отношение к герою.
Слайд 16Глаза
Серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые,
темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые,
добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные
Слайд 17Нос
Прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…
Слайд 18Волосы
Каштановые, светлые, русые,
соломенные, седые, с проседью,
густые, пышные, блестящие,
короткие, длинные, прямые,
волнистые, кудрявые,
торчащие как палки…
Слайд 19Походка
Собранная, вразвалку,
быстрая, странная,
подпрыгивающая, смешная…
Слайд 20Взгляд
растерянный, веселый,
недоверчивый, открытый,
грустный, восторженный,
хитрый, доверчивый…
Слайд 21Составьте предложение, в котором будет описана внешность девочки с зелеными
глазами, каштановыми волосами, круглым овалом лица
Зеленоглазая, круглолицая девочка с каштановыми
волосами.
Слайд 22Составьте предложение, в котором будет описана внешность
Мальчика с карими
глазами, черными волнистыми волосами, длинным овалом лица.
Кареглазый длиннолицый мальчик с
черными вьющимися волосами
Слайд 23Составьте предложение, в котором будет описана внешность
Малыша – белые
волосы, голубые глаза, розовые щеки, круглый овал лица.
Беловолосый, розовощекий
малыш с голубыми глазами на круглом лице.
Слайд 24Составьте предложение, в котором будет описана внешность
Старика высокого, худого,
глаза стальные, волосы седые.
Высокий, худой старик, седоволосый, со стальными
глазами.
Слайд 25Составьте предложение, в котором будет описана внешность
Пожилой женщины –
брюнетки, полной, с серыми глазами.
Полная, пожилая брюнетка с серыми
глазами.
Слайд 26Домашнее задание
Написать сочинение- миниатюру, описав внешность кого-то из знакомых,
одноклассников, родителей
1)В минуту радости, огорчения, гнева
2)За каким-нибудь занятием, работой
Чтобы текст
был законченным, во вступлении кратко расскажите о том, чем вызвано состояние героя.