Слайд 1ОППО «Организационно-деятельностные игры при обучении взрослых»
.
Слайд 2Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта —
как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного
с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования.
Слайд 3Подготовка ОДИ должна осуществляться специалистами-игротехниками.
Для успешного проведения организационно-деятельностной обучающей игры необходимо
выполнение следующих условий:
- игра должна иметь общую тему, должна быть
направлена на решение определенной проблемы, которую формулируют участники игры, выступающие заказчиками;
- в игре необходимо наличие организационной группы, которая координирует деятельность участников и управляет их взаимодействием;
- в ходе дискуссии, в процессе поиска новых решений могут возникать противоречия и конфликты; специально выделенная группа проблематизации призвана выявить проблемы социального и профессионального характера;
- в ходе игры возможны ситуации, когда ни один из игроков не сможет предложить решение поставленной проблемы; для выхода из таких ситуаций формируется группа методологического обеспечения;
- в целях поддержания благоприятного морально-психологического климата на игре создается группа психологического обеспечения, которая выполняет также чисто исследовательскую функцию изучения основных процессов игры и взаимоотношений ее участников;
- необходима также группа технического обеспечения, которая регистрирует все рабочие процессы игры (запись на магнитофон, схемы, плакаты и т.д.);
- вышеперечисленные группы входят в состав организаторов игры. В зависимости от темы игры создаются рабочие группы, куда могут записываться и организаторы, и заказчики.
Слайд 4ОДИ предполагает обязательное использование эффективных методов мышления. Объектом ОДИ может
быть любая проблемная ситуация.
Слайд 5Этапы развертывания ОДИ
1. ОДИ начинаются с установочного доклада руководителя игры,
где задаются рамки и основные вопросы, которые необходимо разрешить в
ходе игры. С установочного доклада может начинаться каждый день игры.
Доклад дает общую картину на абстрактном уровне для игроков и для игротехников, определяет область рассуждений. В ОДИ моделируются теоретические и практические затруднения, для разрешения которых требуется высокая степень абстракции, поэтому установочный доклад должен быть выполнен с использованием схем, что позволяет также сделать его логику более очевидной. В установочном докладе формулируется задача дня.
2. Для работы создаются группы, сформированные либо по заданной направленности, либо по принципу добровольности. Основная работа осуществляется в группах (микрогруппах) по выработке решений. Последние 30—40 мин группа работает над подготовкой согласованного доклада для пленарного обсуждения.
Основополагающий принцип группы — самоорганизация. Важен сам способ рассуждения, «путь прохождения мысли». Первоначально группы находятся в режиме «разработки», а на общем заседании — в режиме «экспертизы».
В работе групп принимают участие и организаторы игры. Их основная роль — не оказывая давления, направлять работу группы на решение поставленной задачи. Результаты обсуждения в группе представляются в схематичном виде.
3. Пленарное заседание, общее обсуждение работы всех групп (на каждый день игры — своя задача пленарного заседания). На общем обсуждении выступают по одному представителю от каждой группы. В ходе обсуждения вырабатывается коллегиальное решение поставленной проблемы.
Каждая группа задает вопросы на понимание и конструктивные вопросы на продвижение. Каждой группе важно уяснить для себя ценные идеи из других докладов. Таким образом, на пленарном заседании каждая группа вносит свой вклад в развитие других групп.
4. Этап рефлексии участниками игры своей деятельности задень (индивидуальная, групповая, общая). Иногда содержательные позиции для рефлексии задаются схематично:
5. В заключительном докладе руководителя игры обобщаются все результаты работы групп и делается вывод о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и задачи.
6. Если есть запрос — проводится методологическая консультация (обсуждаются вопросы, затруднения при работе в группе).
7. Этап организационных решений (проводится в команде игротехников).
Слайд 6На первой фазе в форме установочных докладов всем участникам игры
излагаются замысел, основная концепция и важнейшие рабочие цели проводимой игры,
а затем – ее оргпроект, программа и регламент.
На второй фазе начинается практическое вхождение участников в игру, проработка и освоение рабочих и игровых целей, организация, соорганизация и самоорганизация игровых групп.
Третий этап – это всегда этап целенаправленного и сознательного рефлексивного и мыслительного анализа опыта проведения игры и фиксация этого опыта в тех или иных культурно значимых формах – нормативных проектных, методологических, научно- исследовательских и т.п.; вид и тип избираемых форм фиксации опыта определяется либо принадлежностью аналитиков к той или иной сфере мыследеятельности .
Слайд 7Для методологов и организаторов игры третий этап – это всегда
этап целенаправленного и сознательного рефлексивного и мыслительного анализа опыта проведения
игры и фиксация этого опыта в тех или иных культурно значимых формах – нормативных проектных, методологических, научно-исследовательских и т.п.
Слайд 8
Проведение ОДИ
Игра, как правило, продолжается 5 — 7 дней
и носит выездной характер для того, чтобы все участники могли
отвлечься от повседневных текущих проблем и полностью погрузиться в процесс обучающей игры.
Особенностями оргдеятельностной игры являются:
- многоуровневый способ работы (индивидуальный, микрогрупповой, общегрупповой, пленарный);
- организация игры по принципу: групповая работа — пленарное заседание — рефлексия по поводу игры;
- этапность (анализ, генерирование идей, рефлексия, синтез);
- концентрация во времени.
Слайд 9Основные принципы организации и проведения ОДИ
В отличие от многих других
систем мыследеятельности всякая ОДИ является принципиально многоцелевой системой. Это видно
уже из простейшей схемы ее оргструктуры, представленной на рис. 2. Но не только службы ОДИ, приведенные на этой схеме, но и каждый отдельный участник ее может иметь свои особые цели и использовать игру для достижения их. И чем большим будет разнообразие этих целей, чем сильнее конфликты между ними, тем богаче и эффективнее будет сама игра, тем больше продуктивных результатов она даст.
Слайд 10В зависимости от количества участников и обсужденных инноваций возможно выделение
творческих групп не только по указанным, но и по другим
ролевым направлениям (ученик — учитель — родитель — администрация и т. д.).
В результате делового обсуждения инновации по ролям педагогический совет приходит к тому или иному решению о целесообразности ее применения.
особенности, ознакомиться с конкретным опытом применения этой педагогической технологии или ее элементов (открытые уроки, изучение методических материалов).
Таким образом, мы видим, что в оргдеятельностной игре развиты мощные средства воздействия на человека и его установки, поэтому здесь особенно важны профессионализм и ответственность организаторов.