Слайд 1Определения
международного маркетинга
Международный маркетинг – “маркетинг товаров и услуг между странами”
“Международный
маркетинг – это маркетинг товаров и услуг за пределами страны,
где находится организация”
“Единственное отличие в определениях внутреннего и международного маркетинга состоит в том, что маркетинговая деятельность имеет место более, чем в одной стране”
“Международный маркетинг представляет собой маркетинг через национальные границы”
“Термин Международный маркетинг относится к деятельности международный фирм, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяются на зарубежные страны”
Международный маркетинг начинается там и тогда, когда фирма принимает решение о выходе на внешний рынок “, коммуникативные связи пересекают национальные границы, “ маркетинг начинает испытывать влияние среды страны происхождения и страны назначения товара”
“Международный маркетинг – философия международного бизнеса и одновременно … интеллектуальная технология этого бизнеса … посредством которой обеспечивается удовлетворение интересов и потребностей участников обмена”
Слайд 2Мотивы
Прибыль и рост (расширение рынков сбыта, снижение зависимости от
неблагоприятных ситуаций на внутреннем рынке (насыщенность, неблагоприятная политическая обстановка, сезонные
колебания и т.п.)
Уникальный продукт или технология
Возможности зарубежных рынков (получение доступа к технологиям ноу-хау в результате партнёрства с зарубежными фирмами, более полная загрузка имеющихся или создаваемых мощностей)
Экономия на масштабах производства
Налоговые и другие финансовые выгоды, использование государственных программ содействия
Давление конкурентов
Наличие избыточных производственных мощностей
Неожиданные зарубежные заказы
Близость зарубежных потребителей
Слайд 3
Задачи
международного маркетинга
Анализ среды;
Выбор рынка;
Решение о способе выхода на рынок;
Решение о
комплексе маркетинга:
Товар;
Распределение;
Цена;
Продвижение;
Слайд 4СРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА
Внутренняя
Внешняя
Национальная
Зарубежная
Микросреда:
Макросреда:
Слайд 5РЕШЕНИЯ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 6ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ФИРМЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Слайд 7Зарубежная статистика (1):
Интернет-сайт статистической комиссии ООН. Режим доступа http://unstats.un.org
Основные
статистические издания ООН (http://unstats.un.org/unsd/pubs/):
Statistical Yearbook
World Statistics Pocketbook
Monthly Bulletin of Statistics
Слайд 8Зарубежная статистика (2):
Интернет-сайт Всемирного банка. Режим доступа: http://data.worldbank.org/
Основные статистические
сборники Всемирного банка:
"World Development Indicators" - содержит статистические сведения по
более чем 900-ам показателям мирового развития. Временные ряды представлены с 1960 г. по 2010 гг. для 216-ти стран и территорий. (http://publications.worldbank.org/index.php?main_page=product_info&products_id=24044/)
"Global Development Finance" - содержит сведения о государственном долге и его выплатах, иностранных инвестициях и финансовых потоках 135-ти стран. Временной охват — с 1970 по 2010г. (http://publications.worldbank.org/index.php?main_page=product_info&cPath=0&products_id=23989)
"Global Economic Monitor"- представляет ежедневные и ежемесячные комментарии по состоянию мировой экономики, включая направления экономического развития, экономические и финансовые индикаторы. (http://data.worldbank.org/data-catalog/global-economic-monitor)
Слайд 9
Зарубежная статистика (3):
Интернет-сайт Организации экономического сотрудничества и развития (доклады
и статистика). Режим доступа: http://www.oecdbookshop.org/oecd/statistics.asp?CID=&LANG=en&DS=Statistics+Publications&sort=
Интернет-сайт ЦРУ США, где размещен статистический
справочник The World Factbook. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/
Слайд 10Зарубежная статистика (4):
Интернет-сайт статистической комиссии Европейского Союза Евростат.
Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home
Интернет-сайт Института статистики ЮНЕСКО, Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Pages/default.aspx?SPSLanguage=EN
Интернет-сайт компании
компании Euromonitor International. Режим доступа: http://www.euromonitor.com
Слайд 11Зарубежная статистика - статистические сборники:
Cтраны и регионы. 2010. Статистический
справочник Всемирного банка. /Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь
мир», 2010. –240с.
Страны мира. 2010. Статистический справочник ООН. /Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2010.- 285с.
World Development Indicators. World Bank, 2011.
Pocket World in Figures - 2010. The Economist, 2011.
Statistical Abstracts of the United States, US Bureau of the Census. Wash., 2011. http://www.census.gov/prod/www/abs/statab2011_2015.html
Слайд 12Доклады и рейтинговые исследования международных организаций (1):
Доклад о мировом
развитии / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир»,
2001-2011 (ежегодное исследование Всемирного Банка).
Доклад о мировых инвестициях. / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2003-2011. (ежегодное исследование Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию – ЮНКТАД).
Доклад о развитии человека / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2002-2011. (ежегодное исследование Программы развития ООН).
Доклад о развитии человека в Российской Федерации // Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2002-2011. (ежегодное исследование Программы развития ООН).
Слайд 13Доклады и рейтинговые исследования международных организаций (2):
The Global Competitiveness
Report, 2000-2010. Ежегодный доклад Программы по глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического
форума. Режим доступа: http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global%20Competitiveness%20Report/index.htm
Global Information Technology Report, 2000-2010. Ежегодный доклад Программы по глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Режим доступа: http://www.insead.edu/v1/gitr/wef/main/fullreport/index.html
World Competitiveness Yearbook 2000-2010 Ежегодный доклад Международного института менеджмента в г. Лозанна (Швейцария). Режим доступа: http://www.imd.ch/research/publications/wcy/index.cfm
Слайд 14Доклады и рейтинговые исследования международных организаций (3):
Index of Economic
Freedom 2002-2010. Ежегодное исследование Фонда "Наследие", США. Режим доступа: http://www.heritage.org/Index/
Economic
Freedom of the World 2003-2011. Ежегодное исследование Джеймса Д. Гвартни и др. под руководством сотрудников Института Фрезера (г. Ванкувер, Канада). Режим доступа: http://www.cato.org/pubs/efw/index.html
Industrial Development Report 1998-2009. Ежегодный доклад специализированного учреждения ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). Режим доступа: http://www.unido.org/fileadmin/user_media/Publications/IDR_2009_print.PDF
Слайд 15Доклады и рейтинговые исследования международных организаций (4):
Globalisation index 2002-2009.
Ежегодный доклад консалтинговой фирмы "А.Т.Kearney" совместно с журналом "Foreign Policy",
США. Режим доступа: http://www.foreignpolicy.com
FDI Сonfidence Index 2003-2010. Ежегодный доклад консалтинговой фирмы "А.Т.Kearney" совместно с журналом "Foreign Policy", США. Режим доступа: http://www.atkearney.com
Worldwide Governance Indicators 1996- 2010. Ежегодное исследование Всемирного банка по качеству государственного управления. Режим доступа: http://info.worldbank.org/governance/wgi/index.asp
Слайд 16Доклады и рейтинговые исследования международных организаций (5):
Интернет-сайт проекта Всемирного
банка «Doing Business» (ведение бизнеса). Режим доступа: http://www.doingbusiness.org
Ведение бизнеса в
2004-2011 году: / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004-2009. (ежегодное исследование Всемирного Банка – с 2004 года).
Слайд 17Рейтинговые исследования по странам мира:
Доклад о конкурентоспособности страны
The Global
Competitiveness Report
Место страны по индексу конкурентоспособности
Индекс перспективной конкурентоспособности страны
(для роста)
Место страны по индексу перспективной конкурентоспособности (для роста)
Слайд 18Интегральные индексные показатели по странам мира:
Индекс инновационной активности страны
Место
страны по индексу инновационной активности страны
Индекс конкурентоспособности промышленного производства
Место
страны по индексу конкурентоспособности промышленного производства
Индекс экономической свободы страны
Место страны по индексу экономической свободы
Слайд 19Интегральные индексные показатели по странам мира:
Индекс глобализации страны
Место страны
по индексу глобализации
Индекс инвестиционной привлекательности страны
Место страны по индексу
инвестиционной привлекательности
Индекс развития человеческого потенциала
Место страны по индексу развития человеческого потенциала
Слайд 20Способы выхода
на внешний рынок
5) Прямые инвестиции
3) Лицензирование
4)
Совместные предприятия
2) Прямой экспорт
1) Косвенный экспорт
Уровни
ответственности,
риска,
контроля и
потенциальной
прибыли
Слайд 21Способы выхода
на зарубежный рынок
1) Косвенный экспорт – экспорт через
независимых посредников:
Отечественный посредник-экспортер покупает продукцию у производителя и затем продает
ее за границу.
Отечественный агент-экспортер ищет покупателей за границей и договаривается о поставках, рассчитывая на получение комиссионного вознаграждения.
Кооперативная организация осуществляет экспорт от имени нескольких производителей и частично под их административным контролем. Часто используется производителями простейших продуктов – фруктов, орехов и т.д.
Управляющая экспортом фирма руководит экспортной деятельностью компании за оговоренное вознаграждение (аутсорсинг).
Преимущества:
не требуются значительные средства
отсутствует необходимость создания экспортного отдела
риски принимает на себя посредник
Слайд 22Способы выхода
на зарубежный рынок
2) Прямой экспорт:
Экспортный отдел (в компании
создаётся отдельный отдел для руководства экспортной деятельностью)
Зарубежный отдел продаж
или дочерняя компания
Торговые представители (поиск клиентов осуществляют собственные торговые представители)
Слайд 23Способы выхода на зарубежный рынок
3) Лицензирование предоставление лицензиаром за определенную
плату /роялти иностранному партнеру права использования своего ноу-хау, бренда, патента.
Другие
варианты выпуска товаров на независимых предприятиях
Управление по контракту (одна компания за определенной вознаграждение управляет собственностью другой компании на зарубежном рынке)
Производство по контракту (одно предприятие поручает изготовление своей продукции другому предприятию, находящемуся на зарубежном рынке)
Слайд 24 4) Совместные предприятия (СП) –компания разделяет собственность и контроль над
производством с местной компанией.
Причины создания:
Политические условия
Недостаток ресурсов
Недостатки:
Разногласия в отношении
инвестиций, маркетинга, прибыли
Затруднения в реализации глобальной политики
Способы выхода на зарубежный рынок
Слайд 25Способы выхода на зарубежный рынок
5) Прямые инвестиции – собственное предприятие
по производству или сборке:
Приобретений акций местной компании
Строительство собственного
производства
Преимущества:
низкая стоимость сырья, рабочей силы, льготы
создание новых рабочих мест
адаптация продукта к потребностям локального рынка
полный контроль
к т
Товар без изменений
Продвижение
Адаптированный товар
Разработка нового
товара
Без изменений
Адаптиро-ванное
Стратегии адаптации и продвижения товара на внешних рынках:
Слайд 27Комплекс маркетинга: товар
ЖЦ товара на международном рынке:
последовательный (новинка последовательно предлагается
странам с разным уровнем развития)
синхронный (выведение одновременно на несколько
рынков).
Бренд: затруднены поиски нового названия (Шевроле Nova);
международная защита
Упаковка: международные правила и требования
принимающих и транзитных стран.
Слайд 28Комплекс маркетинга: продвижение
1) Стандартизированные коммуникации - (международный имидж)
2) Частичная адаптация
3)
Полная адаптация к условиям нового рынка (правовым, культурным, экономическим).
Способы
адаптации:
Изменение названия, языка надписей и цвета
Темы обращения
Адаптация медианосителей
Адаптация способов стимулирования сбыта
Слайд 29Комплекс маркетинга: цена
1) Установление унифицированных цен
2) Установление рыночных цен в
каждой стране
3) Установление цен на основе издержек в каждой
стране.
Факторы:
дополнительные экспортные издержки
налоговое законодательство
курсы валют, инфляция
Слайд 30Комплекс маркетинга: цена
Эскалация цен – неизбежное увеличение цены
на товар при поставке на внешний рынок (транспортировка, пошлины, наценки
посредников).
Трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных, но входящих в одно объединение компаний. Как правило, данные о трансфертных ценах ограничены, они составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей.
Слайд 31
Стандартизация каналов затруднена:
различия в количестве и типах посредников
объемах и характере
розничной торговли
Комплекс маркетинга: распределение
Отдел
международного
маркетинга
производителя
Международные
каналы
распределения
Каналы
распределения
на
иностранных
рынках
Конечные
потребители
Слайд 32Возможные стратегии выхода на экспорт: возможности и риски