Слайд 1Работа выполнена
студенткой РиЛ 1602
Чудиновой Викторией
Опыт развития поликультурного образования
в России
(по Хухлаеву)
Слайд 2Термин "поликультурное образование" начал использоваться в отечественной педагогике в 1990-е
гг., когда надо было адекватно перевести термин multicultural education:
Слайд 3Поликультурное образование в России появилось по трем причинам:
1) в связи
с потребностью нерусских народов России в саморазвитии и развитии всего
российского сообщества как путь обеспечения многослойной идентичности: этнической — страновой (советский человек и позже россиянин) — мировой (интернационалист и позже европеец, гражданин мира);
2) в связи со стремлением повысить качество проф. подготовки переводчиков и других языковых специалистов, и специалистов сферы "человек — человек" (менеджеров, учителей и др.) выработалось понимание важности формирования межкультурной компетентности через сопоставительно-контрастивное преподавание иностранного языка и культурологические подходы;
3) по причине развития оригинальной отечественной теории культуры и диалога культур М. М. Бахтина — В. С. Библера, стремления теоретиков и практиков разработать и внедрить пути "политичностно-культурного" развития ученика;
Слайд 4История развития поликультурного образования в России
Слайд 5Первый этап (1990-е гг.)
1й этап поликультурного образования в постсоветской России опирался
на представление о культуре как о совокупности материальных и духовных
достижений каждого народа-этноса.
Этот период можно условно назвать полиэтнокультурным образованием — субъектом культуры признавался этнос, главным признаком которого был свой родной язык. Поликультурное образование в то время связывали с приобщением учащихся к родным языкам и культурам, а также с одновременным формированием культуры межнационального (межэтнического) общения.
Слайд 6Основные направления поликультурного образования того времени (Д. В. Сажин)
1) изучение
учащимися национальных культур, своих и чужих,
2) организация межкультурного диалога,
3) приобщение учащихся к демократическим, гуманистическим ценностям,
Слайд 7Второй этап (конец 1990-х — начало 2000-х гг.)
в России преодолевается одномерное
восприятие народа как единого организма.
Этот этап можно условно назвать полисоциокультурным
образованием, в котором традиционное российское поликультурное образование расширялось до признания любых конструктивных социальных групп, составляющих общество. И в этом смысле поликультурное образование решало проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в ее границах — к различным социокультурным группам, имеющим инаковую культурную идентичность.
Слайд 8Третий этап (с начала 2000-х гг.)
В России постулируется представление о культуре
как об индивидуальном опыте человека.
Этот этап мы условно называем "Полисоцкультурным"
образованием — за каждой отдельной личностью стали видеть отдельную уникальную культуру. Поликультурное образование начали связывать с (само) формированием многослойной общегражданской идентичности "россияне", включающей этническую, региональную и др.
Слайд 9тенденции развития понятия "Поликультурное образование" в постсоветской России:
от этнокультурного к
полиэтнокультурному;
от толерантностного к полисоциокультурному;
от личностно-ориентированного к полиличностно-культурному.
Слайд 10принципы поликультурного образования
полилингвальность (обеспечение овладения несколькими языками);
преемственность (транслирование национальной культуры
от поколения к поколению с постоянным обновлением, интенсивной модификацией этнокультурного
комплекса в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития);
дифференциация и разнообразие (закладывание культур и языков в содержание поликультурного образования, в противовес унификации и ассимиляции);
креативность (подготовка человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры через формирование способности к саморазвитию и творческому преобразованию информации);
Слайд 11объемная (стереоскопическая) картина мира (— изучение окружающего мира от настоящего
к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему
и другому, от семьи и родного дома — к стране и миру, от субъекта Федерации — к России и земному шару);
вариативность (эффективная содержательная структура ФГОС обеспечивается хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах Федерации — содержательная вариативность поликультурного обучения задается присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта);
этическая актуальность (воспитание и культивирование личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина РФ).
Слайд 12Специфическими целями поликультурного образования являются:
формирование всесторонне и гармонически
развитой личности, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной
традиции, ценностей российской и мировой культуры;
воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации
формирование российской гражданской идентичности в условиях социальнополитической неоднородности регионов РФ, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
Слайд 13 создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества
всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном
сообществе
эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.
Слайд 14 Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность
и практическая ориентация.
Только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками
и т. п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.