Слайд 1ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
"Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает"
Наполеон Бонапарт
Слайд 2"Слово - самое сильное оружие человека"
Аристотель
"Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей"
Уинстон Черчилль
"Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление"
Цицерон
Слайд 3 Цель:
Усовершенствовать личные речевые качества.
Получить практические навыки успешных публичных
выступлений, презентаций и эффективного общения.
Повысить уверенность в себе во время
любого общения: презентаций, переговоров, дебатов, споров, экзаменов, собеседований и т.д.
Слайд 41. Задумывались ли вы когда-нибудь, о чем размышляют другие, когда
вы говорите? Пытаетесь ли вы бессознательно поставить себя на их
место?
2. Нравится ли вам помогать другим решать их проблемы?
3. Чаще ли вы употребляете “вы”, чем “я”?
4. Когда вы смотрите по телевизору дискуссию, хочется ли вам тоже поучаствовать?
5. Когда вы смотрите по телевизору передачу «Брейн- ринг» или «Своя игра» случается ли так, что вы можете ответить на вопрос ведущего раньше игроков?
Слайд 56. Хорошая ли у вас память?
7. Ощущаете ли вы,
что чувствуют другие?
8. Бывает ли с вами так, что
в разгаре оживленного спора вы иногда начинаете защищать иную точку зрения только потому, что вам нравится спорить?
9. Можете ли вы прекратить путаный, бестолковый разговор, ухватив главное, и высказать это так, что все поймут и согласятся с вами?
10. Кажется ли вам, что другие говорят слишком медленно?
11. Прислушивались ли вы когда-нибудь к собственному голосу просто из интереса, как он звучит?
Слайд 612. Снимали ли вы когда-нибудь себя на видео просто из
интереса, как вы держитесь, как двигаетесь, как выглядите со стороны?
13.
Случалось ли вам первым начинать аплодировать?
14. Любите ли вы рассказывать другим то, что знаете сами? Получился ли бы из вас хороший преподаватель?
15. Способны ли вы мыслить зрительными образами? Представляются ли вам, когда вы говорите, воображаемые картины?
16. Способны ли вы прямо сейчас, взглянув в окно, подробно описать, что увидели?
Слайд 717. Интересно ли вам выполнять упражнение, предложенное в предыдущем вопросе?
18. Хороший ли вы редактор? Можете ли вы, переварив обширный
материал, изложить его простым, понятным языком?
19. Любите ли вы чувствовать себя хозяином положения?
20. Способны ли вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении? Можете ли вы спокойно отвечать на провокационные вопросы?
21. Нравится ли вам демонстрировать свою работу и объяснять, как вы это сделали?
22. Нравится ли вам наглядно демонстрировать то, о чем вы говорите? Хочется ли вам
Слайд 823. Оптимист ли вы?
24. Приходилось ли вам выступать в
школьных/студенческих спектаклях?
25. Смотрите ли вы людям в глаза, когда
к ним обращаетесь?
26. Смотрите ли вы людям в глаза, когда они обращаются к вам?
27. Поворачиваются ли слушатели в вашу сторону, когда наступает время подводить итоги?
Слайд 9А сколько баллов у вас?
Больше 13? – Блестяще. Вам будет
легче других. Вы опора преподавателя.
Меньше 13? – Отлично. Вам будет
интереснее. Совершенствоваться никогда не поздно.
Меньше 8? – Супер! Ваши результаты будут наиболее заметны. Вы многому научитесь, если забудете про некоторые комплексы.
Слайд 10Из истории
Знания, дающие людям владение устной речью,
занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой.
По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма.
Слайд 11Ораторское искусство древней Греции.
«Тем могуществом, которым обладает
на войне железо, в политической жизни обладает слово»,— утверждал Деметрий
Фалеркий.
Слайд 12Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее
слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная
с диалектикой (т. е. логикой).
Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.
Он делит все речи на три вида:
совещательные,
судебные
эпидиктические (торжественные).
Слайд 13Дело речей совещательных—склонять или отклонять,
судебных — обвинять или оправдывать,
эпидиктических—хвалить или порицать.
Слайд 14Горгий.
Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до
н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины.
Совет оратору:
«Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки—серьезностью».
Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию,— «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне.
Слайд 15Лисий.
Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного
красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415—380 гг. до н. э.).
Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации — последующие поколения ораторов во многом ему следовали.
Слайд 16Исократ.
Что в жанре судебного красноречия сделал Лисий, то в
жанре торжественного красноречия сделал Исократ (ок. 436— 338 гг.).
«Стиль Исократа
полон многочисленных украшений и отличается большой гладкостью в различных жанрах ораторского искусства... Он тренирован скорее для арены, чем для поля боя...» Квинтилиан
Слайд 17 В школе Исократа были выработаны основные принципы композиции
ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части:
1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей;
2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью;
3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных;
4) заключение, подводящее итог всему сказанному.
Слайд 18Демосфен.
Демосфен широко применял тропы, в частности метафору.
Применявшийся Демосфеном
прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в
том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие пли опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары:«смотрите и наблюдайте», «знайте и понимайте»— способствовало ритмичности и приподнятости слога.
Слайд 19Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно
умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать
по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности.
Слайд 23Жесты
Куда девать руки?
А действительно, куда? Как-то хочется их
спрятать за спину, скрутить на груди или засунуть в карманы.
–
Высунь руки из карманов!
– А куда их положить?
Слайд 25ЖЕСТЫ
Неудачные, которых
стоит избегать:
Удачные:
Резкие Плавные
Мелкие
Широкие
В одной плоскости Объемные
Однообразные Разнообразные
Театральные Естественные
Банальные Индивидуальные
Слайд 26ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК, ИСПОЛЬЗУЯ ЖЕСТЫ
Мальчик строил лодку.
И построил лодку.
И поплыл по
речке
В тихую погодку.
Лодка острым носом
Воду бороздила.
Облако дорогу ей загородило.
Давид Самойлов
Слайд 27 ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК, ИСПОЛЬЗУЯ ЖЕСТЫ
Д Артаньян понял и, рванувшись вперёд,
сбоку обрушился на Каюзака:
- Ко мне, господин гвардеец! Я убью
вас!
Каюзак обернулся. Помощь подоспела вовремя. Атос, которого поддерживало только его неслыханное мужество, опустился на одно колено.
-Проклятие!- крикнул он.- Не убивайте его, молодой человек. Я должен ещё свести с ним старый счёт, когда поправлюсь и буду здоров. Обезоружьте его, выбейте шпагу…
Вот так…Отлично! Отлично!
Слайд 28,,Поэтами рождаются, ораторами становятся!”
Цицерон
Слайд 29ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
1. НА «4» НАПИШИТЕ 10 »ВРЕДНЫХ» СОВЕТОВ ОРАТОРУ.
2. НА
«5» ПОДГОТОВЬТЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ОРАТОРУ».
Слайд 30РЕКОМЕНДУЮ ПОСМОТРЕТЬ
https://www.youtube.com/watch?v=VBKJVUKeV4I&feature=emb_rel_pause