Слайд 1Организации в экономике
Тема 3
Слайд 2Фирма
организованное коммерческое предприятие, являющееся юридическим лицом.
Предприятие — экономический агент, владеющий
собственностью, осуществляющий экономическую деятельность и имеющий доходы и расходы.
Слайд 3Характеристики фирмы
Фирма — это организация, объединение людей, совместно реализующих некоторые
задачи для достижения цели и действующих на основе определенных процедур
и правил;
фирма — это организация, занимающаяся коммерческой деятельностью. Такие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
фирма — это юридическое лицо, организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может приобретать
и продавать имущество, нести ответственность,
быть истцом и ответчиком в суде.
Слайд 4Процесс производства
Затраты/Input
Факторы производства
Выпуск/Output
Товары
и услуги
Предприятие
Производство
Производство — это превращение факторов производства в
товары и услуги.
Слайд 5Постоянные и переменные факторы
Постоянные факторы (fixed factors) — факторы производства,
количество которых не меняется в течение рассматриваемого периода.
Переменные факторы
(variable factors) —факторы, количество которых меняется в течение рассматриваемого периода.
Слайд 6Постоянные издержки — ТFC — издержки, которые фирма несет независимо
от объема выпуска продукции. Они существуют и при нулевом объеме
выпуска.
Переменные издержки — ТVC(Q) — издержки, величина которых меняется с изменением объема выпускаемой продукции
Общие (совокупные, валовые) издержки TC(Q) — для объема производства Q единиц товара — равны сумме всех постоянных и переменных издержек:
TC(Q) = FC + VC(Q)
Слайд 7Экономические показатели
Общий доход (выручка) (total revenue, TR) фирмы —количество произведенного
товара, умноженное на его цену.
TR = P*Q
Общие издержки (total
cost, TC) — затраты фирмы на зарплату работников, покупку сырья и оборудования и пр.
Прибыль (profit) — разница между общим доходом от реализации продукции и услуг, который получает фирма, и общими издержками, которые она несет, т.е.
П = TR–TC
Слайд 8извлечение максимальной прибыли, т.е.
max (TR–TC)
максимизация продаж (позволяет фирме сохранить
и увеличить долю на рынке);
максимизация производства товаров, которые востребованы рынком;
увеличение
личного благосостояния владельцев фирмы;
предотвращение загрязнения окружающей среды, улучшение благосостояния работников и др. социальные цели.
Экономические цели фирмы
Слайд 9В таблице содержатся данные об издержках и объемах выпуска фирмы.
Используя данную информацию, рассчитайте соответствующие показатели и заполните пропуски.
Q —
объем продукции, ТС — общие издержки, TFC — общие постоянные издержки, TVC — общие переменные издержки, АТС — средние издержки, AVC — средние переменные издержки, AFC — средние постоянные издержки
Слайд 11Упражнение 1
Определите, к какому виду издержек относятся следующие затраты фирмы
Заработная
плата рабочих.
Затраты на сырье.
Плата за арендуемое фирмой оборудование для офиса.
Затраты
на электроэнергию.
Жалованье высшему управляющему персоналу фирмы.
Затраты на материалы.
Выплата налога на имущество предприятия.
Оплата транспортных услуг за перевозку сырья и готовой продукции.
Слайд 12Задача 2
Николай Фомич Хлебников решил открыть в своем микрорайоне мини-пекарню,
чтобы продавать соседям всегда свежий, горячий и вкусный хлеб. Он
арендовал помещение и закупил оборудование, в результате чего его постоянные издержки составляют 20000 рублей в день. В таблице представлена взаимосвязь между количеством пекарей (L), работающих в течение восьмичасового дня в пекарне, и количеством буханок хлеба, выпекаемого ими за день (Q). Каждому нанимаемому пекарю Николай Фомич платит 5000 рублей в день. Из таблицы также видно, что Николай Фомич постепенно расширяет свой бизнес, нанимая дополнительных пекарей, т. е. увеличивая затраты труда.
Используя приведенные данные о предпринимательской деятельности Н.Ф.Хлебникова, рассчитайте издержки линии-пекарни при условии, что труд является единственным переменным фактором производства.
Слайд 14Совершенная конкуренция
рынок, который отвечает следующим условиям:
на рынке действует
очень большое число фирм,
товары продаются по свободным ценам,
фирмы
производят однородные товары,
любая новая фирма может беспрепятственно войти на рынок,
экономическая информация полностью доступна для всех,
фирма — «получатель цены», не может оказать влияние на её уровень.
Слайд 15Максимизация прибыли конкурентной фирмой
Конкурентная фирма для получения максимальной прибыли должна
производить такое количество товара, чтобы ее предельные издержки равнялись предельному
доходу, и продавать его по рыночной цене.
Слайд 16Несовершенная конкуренция
— рынок, на котором отсутствует хотя бы одно из
условий совершенной конкуренции.
Виды рынка несовершенной конкуренции:
Монополия
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Слайд 17Монополия
— рынок, на котором действует одна фирма, продающая уникальное благо
(товар или услугу) по установленной ею цене.
Слайд 18Максимизация прибыли монополией
Фирма-монополия для получения максимальной прибыли должна производить такое
количество товара, чтобы ее предельные издержки равнялись предельному доходу, и
продавать его по монопольно высокой цене.
Слайд 19Монополистическая конкуренция
рынок со свободным входом, на котором существует
много фирм, самостоятельно устанавливающих цены на свою продукцию, выпускающих дифференцированный
товар и действующих стратегически.
Слайд 20Особенности поведения фирмы
В условиях монополистической конкуренции:
В краткосрочном периоде фирма ведет
себя как монополия.
В долгосрочном периоде фирма оказывается в условиях
свободной конкуренции.
Слайд 21Олигополия
рынок, на котором действует небольшое число фирм, продающих похожие или
идентичные товары и действующих стратегически.
Слайд 23Поведение фирмы в условиях олигополии
Картель (cartel) — соглашение между фирмами
о разделении рынков и установлении цен.
Ценовое лидерство (price leadership) —
неявное понимание между фирмами об установлении цен в зависимости от изменения цены крупнейшего производителя.
Количественное лидерство (quantity leadership) —практика фирм в условиях олигополии ориентироваться при принятии решения на информацию об ожидаемых объемах выпуска товаров фирмой, являющейся лидером.
Стратегическое поведение (strategic behavior) —взаимодействие между несколькими фирмами, основанное на просчете возможных вариантов реакции одних фирм на действия, предпринимаемые другими.
Слайд 25Организационные формы предприятий
Коммерческие юридические лица: цель - извлечение прибыли.
Некоммерческие
юридические лица: прибыль не является основной целью.
Корпоративным считается предприятие, участники
которого имеют в нем право членства и формируют его высший орган управления.
Унитарным считается предприятие, где учредители являются лишь его участниками и не приобретают в нем права членства.
Слайд 27Коммерческие предприятия
Хозяйственные товарищества — коммерческие организации с разделенным на доли
(вклады) участников уставным капиталом.
Хозяйственные общества могут создаваться в виде обществ
с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.
Производственный кооператив—добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии.
Слайд 28Хозяйственные товарищества
Хозяйственные товарищества могут создаваться в двух формах:
Полным признается товарищество,
участники которого занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им
имуществом.
Товариществом на вере признается товарищество, в котором имеются вкладчики, которые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов.
Слайд 29Хозяйственные общества
Хозяйственные общества могут создаваться в виде обществ с ограниченной
ответственностью и акционерных обществ.
Общество с ограниченной ответственностью – хозяйственное общество,
уставный капитал которого разделен на доли
Акционерное общество – хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций
Слайд 30Акционерные общества
Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми.
Открытым является акционерное
общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции,
публично размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Акционерное общество, которое не отвечает этим признакам, признается закрытым.