Слайд 1ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
Подходы к определению организационной культуры
Элементы
организационной культуры
Понятие и классификация конфликтов
Методы разрешения конфликтных ситуаций
Слайд 2Формула поведения
П = f (I, E)
Где П – поведение,
функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации;
I
– особенности индивида, его природные свойства и характеристики;
Е – среда, окружающая индивида, те организации, где происходит процесс его социализации: социальная культура, роли и статус.
Слайд 3ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ - это система взаимных ожиданий и неписаных обязательств,
регулирующая многие аспекты отношений между работником и работодателем
Со стороны организации
Добросовестное
выполнение порученной работы;
Лояльность к организации;
Инициативность и творческое отношение к делу;
Принятие правил и норм, действующих в организации;
Готовность идти навстречу организации;
Гибкость и желание обучаться и развиваться.
Со стороны работника
Получать достойную оплату;
Заниматься делом, приносящим чувство удовлетворения;
Работать с людьми, готовность помочь им;
Приносить пользу людям, предоставляя им нужную продукцию или услуги;
Видеть конкретные результаты своего труда;
Работа должна оставлять силы для личной жизни;
Ощущать уверенность в завтрашнем дне;
Работать в слаженном коллективе, ощущать себя его частью.
Слайд 4Реакция на нарушение психологического контракта
Со стороны работника
Увольнение или поиск нового
места работы;
Снижение рабочих показателей;
Ухудшение трудовой дисциплины;
Снижение удовлетворенности;
Работа спустя рукава
Со стороны
организации
Увольнение работника;
Понижение в должности;
Перевод на другую работу;
Пересмотр уровня оплаты труда;
Отказ в продвижении по служебной лестнице;
Лишение льгот
Слайд 5ВНИМАНИЕ! ВОПРОС!
Как бы Вы сформулировали Ваш психологический контракт с учебным
заведением?
Перечислите его основные пункты.
Слайд 6Организационная культура - это
набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые
разделяются всеми членами организации;
сложная композиция важных предположений (часто не поддающихся
формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации;
принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе взаимодействия как внутри организации, так и за ее пределами.
Слайд 7Свойства организационной культуры
важный элемент условий труда
имеет абстрактный характер
динамическое системное
понятие
Слайд 8Определение организационной культуры
фундаментальное предположение относительно организационных ценностей, норм, языка, символов,
ритуалов и мифов, которые придают смысл членству в организации, и
они вместе принимаются группой как руководство к ожидаемому поведению
(то, как мы поступаем; система отдельных убеждений, ценностей и предположений, которые есть у каждого; как мы общаемся; чего мы ожидаем от людей и от общения с ними).
Слайд 9Организационные субкультуры
– это локальные подсистемы ценностей и предположений, которые формируют
общие интересы небольших групп людей в пределах организации.
Потенциальные воздействия субкультур:
могут
служить для расширения доминирующей культуры;
могут быть независимы от доминирующей культуры;
могут функционировать как противоположная культура;
Слайд 10Элементы организационной культуры
Предположения определяют видение окружающей среды (группы, организация,
общество, мир) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа,
отношения);
Ценности (ценностные ориентации) определяют то, что «допустимо» и недопустимо»: например, «клиент всегда прав» или, наоборот.
Символика – атрибут, посредством которого ценностные ориентации передаются членам организации: специальные документы или «ходячие» истории, легенды и мифы
Слайд 11Таким образом,
организационная культура – это набор наиболее важных предположений,
принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых ценностях, задающих
людям ориентиры их поведения и действий.
Слайд 12Факторы, определяющие организационную культуру
Отношение к сотрудникам (подчеркивание значимости людей), информационная
политика, пропаганда своих ценностей, фирменной философии;
Отношения с клиентами и конкурентами;
Работа
на конкретных местах, наличие системы карьеры, критерии продвижения;
Наличие устойчивых заповедей, норм поведения;
Слайд 13Подходы к содержанию организационной культуры: трехуровневая модель Эдварда Шайна
1. АРТЕФАКТ
2.
ЦЕННОСТИ, НОРМЫ
3. ПОВЕДЕНИЕ, АРХЕТИПЫ
Слайд 14Подходы к содержанию организационной культуры: трехуровневая модель Эдварда Шайна
«поверхностный» или
«символический уровень» отражает видимые внешние факты: технология и архитектура, использование
пространства и времени, наблюдаемое поведение, все то, что мы может воспринять через 5 чувств;
«подповерхностный» уровень: ценности и верования, разделяемые членами организации;
«глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе
Слайд 15Управляющие воздействия по созданию культуры
Создание письменной истории, заказ фирменных
значков в рекламном агентстве (атрибуты);
Цель – формирование общего видения, миссии
организации, ее целей, путей стратегического развития (корпоративные мероприятия: праздники, спортивные состязания, выезды за город, тренинги и др.);
Замена носителей национальной культуры – замена управленческой команды
Слайд 16Подходы к содержанию организационной культуры: Ф. Харрис, Р. Моран
1.
Осознание себя и своего места в организации (сдержанность – проявление
эмоций; индивидуализм – сотрудничество);
2. Коммуникационная система и язык общения (жаргон, аббревиатуры, жесты, информационная политика);
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе (униформа, спецодежда, деловой стиль, опрятность, косметика, прическа и др.);
4. Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания, дотация на питание, периодичность, продолжительность, вместе или раздельно);
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (точность и относительность, соблюдение временного распорядка, поощрение за это);
6. Взаимоотношения между людьми: по возрасту, полу, мудрости, интеллекту, опыту, знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству, формализация отношений, пути разрешения конфликтов
Слайд 17Подходы к содержанию организационной культуры: Ф. Харрис, Р. Моран
7. Ценности:
ориентиры (что хорошо и что плохо) и нормы (предположения и
ожидания в отношении определенного поведения;
8. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (в руководство, успех, в справедливость; отношение к коллегам, к клиентам, конкурентам, злу, насилию, агрессии; влияние религии и морали;
9. Процесс развития работника и научение: бездумное или осознанное выполнение работы, ориентация на интеллект или силу, отказ от логики, подходы к объяснению причин;
10. Трудовая этика и мотивирование: отношение к работе и ответственность, чистота рабочего места, привычки по работе, оценка работы и вознаграждения, индивидуальная или групповая работа, продвижение.
Слайд 18Внимание! Задание!
Приведите примеры проявления организационной культуры в конкретных организациях.
О
чем говорят Ваши наблюдения?
Слайд 19Эффективность методов изменения организационной культуры
Поддержка высшим руководством;
Обучение работников;
Поощрение желаемого
поведения,
Использование истории и мифов организации,
Публичное признание заслуг агентов перемен,
Широкое использование
новых лозунгов,
Введение должности менеджера по культуре
Слайд 20Управление организационной культурой
Заявление
абстрактных
и возвышенных идеалов
для подъема энтузиазма
в принятии
вводимых ценностей и верований
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ
2.
Постоянное внимание
к деталям реальной жизни
организации
Слайд 21Результаты управления организационной культурой
Финансовые показатели: рост прибыли;
Производственные показатели:
Рост продуктивности,
Инновации продуктов,
Адекватная
адаптация к окружающей среде;
3. Психологические показатели:
Лояльность персонала,
Высокая степень удовлетворенности работой,
Высокая
самооценка персонала,
Отсутствие напряженности между управленцами разных уровней иерархии,
Отсутствие симптомов стресса у работников.
Слайд 22Конфликт - несогласие между двумя или более сторонами
Факторы, порождающие конфликты
Организационные
факторы:
Различие во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей;
Эмоциональные факторы:
Недоверие
к человеку, чувство угрозы. Страх, зависть, ненависть, злоба и т.п.
Слайд 23По степени влияния на эффективность организации конфликты классифицируются на:
функциональные: ведут
к повышению эффективности организации, т.е. помогают выявить разные точки зрения,
дают дополнительную информацию, помогают определить большое количество альтернатив и т.д.;
дисфункциональные: приводят к снижению эффективности организации, группового сотрудничества, личной удовлетворенности.
Слайд 24В зависимости от участников конфликта
внутриличностный
межличностный
между личностью и группой
межгрупповой
Слайд 25Причины конфликтов в организации
ограниченность ресурсов;
взаимозависимость заданий;
различия в целях;
различия в представлениях
и ценностях;
различия в манере поведения и жизненном опыте;
неудовлетворительная система
коммуникаций.
Слайд 26Способы разрешения конфликтов
Структурные
разъяснение требований к работе
использование координационных
механизмов
установление общеорганизационных комплексных целей
использование системы вознаграждений
Межличностные
уклонение,
когда человек стремится уйти от конфликта (умнее тот, кто первый замолчит);
сглаживание (да ладно тебе);
принуждение (давай мириться или руководитель принуждает принять свою точку зрения);
компромисс (принятие точки зрения одной из сторон);
решение проблемы - признание различий во мнениях, готовность ознакомиться с другими точками зрения, чтобы понять причины конфликта, найти курс действий, приемлемый для всех сторон.
Слайд 27Позитивный характер конфликта – благоприятные последствия
Повышение мотивации на достижение
поставленных перед группой целей (дополнительная энергия, выход из пассивного состояния);
Улучшение
понимания отношений и позиций в группе, роли и места индивида в группе, задач группы;
Созидательная роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых идей для построения новой модели взаимоотношений;
Проявление межличностных отношений, предотвращение возможного негативного обострения в будущем.