Слайд 1Организационное поведение
Для студентов МФ МЭСИ
Подготовила Тищенко Л.И.
Слайд 2Организационное поведение
Дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации
с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника в отдельности
с нуждами и целями организации в целом.
Слайд 3Содержание курса
Дидактические единицы по ГОС
Тема 1.Теории поведения человека в организации
Тема
2.Личность и организация
Тема 3.Коммуникативное поведение в организации
Тема 4. Мотивация и
результативность организации
Слайд 4Содержание курса
Тема 5.Формирование группового поведения в организации
Тема 6.Анализ и конструирование
в организации
Тема 7. Управление поведением организации
Тема 8.Лидерство в организации
Тема 8.Изменение
в организации. Конструирование организации
Слайд 5Содержание курса
Тема 9. Изменения в организации
Тема 10. Персональное развитие в
организации
Тема 11.Управление нововведением в организации
Тема 12. Поведенческий маркетинг
Тема 13.Организационное
поведение в системе международного бизнеса
Слайд 6Введение
Организационное поведение-
это дисциплина, которая возникла на пересечении многих дисциплин, внесших
достаточный вклад в его становление: социологии, психологии, теории организации, управления
персоналом, физиологии труда, НОТ.
Слайд 7Введение
Компоненты дисциплины:
-индивид
-группа
-организация
Междисциплинарные связи:
-психология
-социальная психология
-экономика
-история
-философия
-управление персоналом
-теория организации
-НОТ
Слайд 8Manager –(англ.)-наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.
Management-управление производством; совокупность принципов,
методов, средств и форм для повышения эффективности производства и увеличения
прибыли.
-умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.
Слайд 9Тема .
теории поведения человека в организации
Управление- всеобъемлющее понятие, включающее
в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в
которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля.
Термин «научное управление»-
ввел в 1910 г., Луис Брайдис.
Теория управления, как наука,
возникла в конце прошлого века (1911 г, основоположник –Фредерик Тейлор.
Слайд 10Теории управления
Эволюция мысли о процессе управления
1.Классическая школа -Тейлор, Файоль, Урвик.
(Основа-рационализм)
2.Поведенческая школа(школа человеческих отношений) -Мэйо, Макгрегор-
(Влияние человеческого фактора на производительность)
3.Школа
управленческой науки –Саймон-
(Использование научных методов, математическое моделирование, системный подход к организации)
4.Ситуационный подход в управлении (70-е годы)-Сталкер, Томпсон-
(Доказывает правомочность различных типов систем управления
Слайд 11Современные теории управления
Современные теории управления:
-теория «Х» -автор Макгрегор (основа авторитарного
стиля управления)
1.Человек изначально не любит работать и будет избегать работы
2.Поэтому
его нужно принуждать, контролировать, угрожать наказанием
3.Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности
Слайд 12Современные теории управления
Современные теории управления
-теория «У» (автор Макгрегор)
1.Работа для
человека так же естественна, как игра
2.Средний человек стремится к ответственности
3.Наделен
воображением и изобретательностью
4.Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль
Слайд 13Современные теории управления
Современные теории управления теория «А»: Автор ОУЧИ
(основа
американской модели управления)
1.Малое вложение в обучение
2.Обучение конкретным навыкам
3.Краткосрочный трудовой найм
4.Специализированная
лестница продвижения
Слайд 14 Современные теории управления
Современные теории управления
теория «Z»: Автор ОУЧИ
(основа
японской модели управления)
1.Крупные вложения в обучение
2.Общее обучение
3.Долгосрочные наймы
4.Неспециализированная лестница продвижения
Групповая
ориентация в работе
Слайд 15Модели управления
Авторитарный стиль руководства
(В основе -теория «Х»):
1.Человек изначально не любит
работать и будет избегать работы
2.Поэтому его нужно принуждать, контролировать, угрожать
наказанием
3.Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности
Слайд 16Модели управления
Демократический стиль руководства
(В основе-теория «У»):
1.Работа для человека так же
естественна, как игра
2.Средний человек стремится к ответственности
3.Наделен воображением и изобретательностью
4.Человек
может осуществлять самоуправление и самоконтроль
Слайд 17Модели управления
Автор ОУЧИ
теория «А»: (модель управления американских организаций)
1.Малое вложение в
обучение
2.Обучение конкретным навыкам
3.Краткосрочный найм
4.Специализированная лестница продвижения
5.Индивидуальные рабочие задания
Слайд 18Модели управления
Автор ОУЧИ
теория «Z»: (основа модели японских организаций)
1.Крупные вложения в
обучение
2.Общее обучение
3.Долгосрочные наймы
4.Неспециализированная лестница продвижения
Групповая ориентация в работе
Слайд 19Тема Управление поведением в организации. Жизненный цикл организации
1.формирование(создание) организации
2. рост
(размножение)
3.стабилизация(зрелость)
4.кризис (спад)
Слайд 20Принципы формирования ОСУ
1.ОСУ должна отражать цели и задачи организации
2.Нужно предусмотреть
оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками (обеспечить
творческий характер и нормальную нагрузку
3.определить полномочия и ответственность всех участников и установить вертикальные и горизонтальные связи
4.обеспечить соответствие между
функциями -обязанностями и полномочиями -ответственностью)
5.Обеспечить адекватность социально-культурной среде организации
Слайд 21Формы организационной структуры
Линейные
Функциональные
Линейно-штабные
Линейно-функциональные
Управление через отделы
Программно-целевые
Матричные
Слайд 22Типы структур управления
1.Бюрократический
Четкое разделение труда, квалифицированные специалисты
Иерархичность
Наличие правил и норм
Дух
формальной обезличенности
Найм на работу в соответствии с квалификационными требованиями к
данной должности, а не с субъективными оценками
Главные понятия - рациональность, ответственность и иерархичность
Слайд 23Типы структур управления
2.Органический
Постоянное изменение лидеров в зависимости от решаемых проблем
Временное
закрепление работы за интегрированными проектными группами
Система норм и ценностей формируется
в процессе обсуждения и согласования
Возможность самовыражения, саморазвития
Находится в начальной фазе, используют компании, которые стремятся приспособиться к меняющейся среде
Слайд 24Виды органических ОСУ
Проектные (временные, гибкие, экономичные, простые- для разработки проектов
в данной системе)
Матричные (на основе принципа двойного подчинения исполнителей с
целью реализации целевых программ)
Бригадные (автономные мобильные команды специализированных и полностью ответственных за результаты)
Слайд 25Система построения управленческих организаций
10 требований к формированию эффективных структур управления:
1.Сокращение
размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом
2.Уменьшение числа уровней
управления
3.Групповая организация труда
4.Ориентация на текущую работу и потребителей
5.Создание условий для гибкой комплектации продукции
6.Минимизация запасов
7.Быстрая реакция на изменения
8.Гибко переналаживаемое оборудование
9.Высокая производительность и низкие затраты
10.Безпречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем
Слайд 26Принципы построения управленческих организаций
Учитывающих «человеческий»фактор:
(используются в японских фирмах)
1.Постановка крупной цели,
понятной всем
2.Патернализм-(все –члены одной семьи)
3.Пожизненый найм
4.Уважение к старшему по возрасту
и по должности, беспрекословное подчинение ему
5.Отсутствие привилегий
6.Создание атмосферы свободы дискуссий, поощрение энтузиазма, таланта, способностей
Слайд 27Принципы построения управленческих организаций
1.Системности и комплексности
-снижение эмерджентности (несовпадения целей системы
и ее частей)
-повышение синергичности
-обеспечение положительной мультипликативности
-обеспечение устойчивости
-обеспечение совместимости работы подсистем
(«сбыта» и «покупателя»)
-обеспечение обратных связей
Слайд 28Принципы построения управленческих организаций
2.Правовой защищенности управленческого решения
-Все решения должны приниматься
только с учетом соответствия действующим правовым актам
3.Оптимизации управления
-оптимизация повышает эффективность
управляемой системы
4.Централизации управления
-цель: снижение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях
Слайд 29Принципы построения управленческих организаций
5. Децентрализаци управления
-освобождает сотрудников от чрезмерной опеки
6.Делегирования
полномочий
-передача, делегирование прав и ответственности на нижние уровни управления. Правило:
избегать мелкой опеки: «не сломано- не чини».
7.Соответствия
-выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.
8.Автоматического замещения отсутствующего
-замещение должно решаться на основе действующих служебных должностных инструкций.
Слайд 30Принципы построения управленческих организаций
9.Принцип первого руководителя
-при организации выполнения важного задания
контроль за ходом работ д.б. оставлен за первым руководителем
10. Принцип
Одноразового ввода информации
-Один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого коплекса информационно связанных задач (банк данных)
Слайд 31Принципы построения управленческих организаций
Принцип новых задач
-применение современных систем программирования и
ТСОИ позволяет решать и накапливать принципиально новые производственные и научные
задачи.
-склонность к нетрадиционным методам и риску внедрения новейших технологий могут проявлять целые организации (конструкторское бюро С.П.Королева, конвейерная технология Г.Форда, персональные компьютеры «Эппл»)
Слайд 32Принципы построения управленческих организаций
Принцип повышения квалификации
Принцип «Монтера Мечникова»:
-любое управленческое
решение д.б. обеспечено документально или материально (сначала деньги, потом- «стулья»,
сначала прибыль, потом- премия)
Принцип цели
-каждое действие должно иметь ясную и определенную цель
(наиболее популярный системный анализ: оценка эффектов деятельности при мин.затраченных ресурсов)
(Примеры правильно и неправильно поставленных целей)
Слайд 33Внутрифирменное планирование
План- официальный документ, в котором отражается
прогноз развития организации
в будущем, промежуточные и конечные задачи, цели, стоящие перед ней
и отдельными подразделениями;
механизм координации текущей деятельности и распределения ресурсов;
стратегия на случаи чрезвычайных обстоятельств
Слайд 34Принципы планирования
Ранжирование объектов по степени важности
Сбалансированность плана
Согласованность плана с параметрами
внешней среды
Преемственность стратегического и тактического планов
Социальная ориентация плана (обеспечение экономической
и эргономической безопасности)
Автоматизация системы планирования
Обеспечение обратной связи
Экономическая обоснованность плановых показателей
Применение к планированию научных подходов, методов
Адаптивность к ситуации.
Слайд 35Процесс разработки планов
1.Определение плановых заданий на основе:
-наличия ресурсов
-результатов прогноза
-целей предприятия
2.Установление
промежуточных целей
-относительно разных групп продуктов
-относительно частных планов
Слайд 36Процесс разработки планов
3.Составление частных планов
-план реализации
-производственная программа
-план материально-технического снабжения
-финансовый план
-балансовый
план
Слайд 37Процесс разработки планов
4.Увязка и оптимизация частных планов
5.Составление общего плана
6.Принятие решения:
-передача
плановых заданий всем подразделениям и сотрудникам
-составление бюджетов(сметные ассигнования по каждому
отделу)
Слайд 38Требования к управленческим решениям
1.Иметь ясную цель
2.Быть обоснованными
3.Иметь адресата и сроки
исполнения
4.быть не противоречивыми
5.Быть правомерными
6.Быть конкретными, реальными, гибкими, признаваемыми, проверяемыми, совместимыми
Слайд 39Методы принятия решений
МЕТОД –способ, прием:
-неформальный (эвристический, интуитивный, оперативный)
-коллективный
(метод «мозговой атаки», анкетирование, экспертная оценка)
-количественный (линейное моделирование, программирование, вероятные
и статические модели, теория игр, имитационные модели, метод экспериментального подтверждение -(не) - правильности решения)
Слайд 40Стили принятия решений
Решение уравновешенного типа
Импульсивное решение
Инертное решение (каждый шаг проверяется)
Рискованное
решение
Осторожное решение (руководитель больше пугается ошибок, чем радуется успеху)
Слайд 41Российский опыт управления
На примере ОАО «Заволжский моторный завод»
Проблемы:
1.Обеспечение профессионализма, основанного
на высоких этических нормах
на всех уровнях
2.Внедрение методов автоматизации
производственных процессов
3.Совершенствование форм и методов управления
4.Формирование финансовых, инвестиционных и морально-психологических норм
5.Развитие кадрового и научного потенциала, Сохранение великих достижений национальной культуры.
Слайд 42Тема . Лидерство в организации
Функции менеджера:
-планирование (определение целей и средств
достижения целей)
-организация работы(проектирование организационной структуры)
-руководство
-контроль (сравнение реальных достижений с
запланированными)
Слайд 43Роли менеджера и мастерство
-осуществление межличностных отношений
-информационная роль
-принятие управленческих решений
Мастерство управления:
-техническое
-коммуникативное
-концептуальное
Слайд 44Затраты времени на различные виды управленческой деятельности
Деятельность «Средний
«Эффективный
менеджер» менеджер»
1.Традиционный 32 % 19 %
менеджмент
2.Взаимодействие 29 44
с работниками
3.Управление
Человеческими 20 26
ресурсами
4.Установление 19 11
внешних связей
Слайд 45Социально-экономическая эффективность работы организации
Производительность (эффект и эффективность)
Дисциплина
Текучесть кадров
Удовлетворенность работой
Слайд 46Тема 4. Мотивация в организации
Стремление (побуждение) удовлетворить потребность служит мотивом
к действию.
Побуждение – это состояние недостатка в чем-либо, имеющее определенную
направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели (в данном случае – это удовлетворение потребности)
Слайд 47Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)
В своей теории иерархии потребностей Абрахам Маслоу
разделил потребности человека на 5 основных уровней по иерархическому принципу,
который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому.
Слайд 48Пирамида МАСЛОУ
Физиологические потребности
Потребности в безопасности и защищенности
Потребности в принадлежности
к
социальной группе, причастности, поддержки
Потребности в уважении
и признании
Потребности в
самовыражении
Слайд 49у любого здорового человека в каждый момент есть потребность (потребности)
Людям
присущи 3 потребности:(Д. Мак-Клеланд)
1.власть 2.успех 3.причастность
Потребность в смысле жизни (австр.
ученый Франкл)
Схема мотивационного процесса (стадии):
1.Возникновение потребностей
2.Поиск путей устранения 3.Определение целей
4.Осуществление действия 5.Получение вознаграждения
6.Устранение потребности (полное или частичное) или не устранение.
Слайд 50Стимулирование трудовой деятельности
Стимул –все то, что человек считает для себя
ценным.
Стимулы труда- любые блага (материальные или духовные), удовлетворяющие потребности человека,
в результате трудовой деятельности.
Система стимулов и мотивов должна опираться на нормативный базу трудовой деятельности.
Слайд 51Виды потребностей
Внутренние : чувства самоуважения. Удовлетворения от достижения результатов, ощущения
значимости своего труда, роскошь «человеческого общения». Это моральные стимулы
Внешние: заработная
плата, премии, служебная карьера, похвала, льготы и поощрения. Это денежные и материально-социальные стимулы.
Слайд 52Мотивация и результативность
После удовлетворения низших потребностей (пища, жилье, одежда, неуверенность
в завтрашнем дне) на смену им приходят более мощные стимулы
– внутренние, которые с лихвой окупают средства, потраченные на удовлетворение низших потребностей. Работодателю выгодно удовлетворять низшие потребности, чтобы получить самые сильные стимулы.
Слайд 53Моральные факторы мотивации
В России – это метод личного общения
(85
% -личная похвала. 10%- похвала перед коллегами: грамота, благодарность и
т.д.)
-фактор статуса (отмеченный работник как бы становится ближе к руководителю)
-фактор команды (после похвалы появляется чувство ответственности за общий результат)
-Фактор выделения (похвалив работника, руководитель разрушает негативные неформальные отношения)
-Фактор целеполагания (публичная похвала показывает работникам «линию партии и правительства»
Слайд 54Основы корпоративного типа стимулирования
Стимулируется не только профессиональная деятельность, но и
организационное поведение
Практикуется предельно дифференцированная форма оплаты труда:
-квалификация
-свойства объектов труда
-применяемая техника
и технология
-индивидуальный профессионализм
-условия труда
-прилежание
-сотрудничество
-проявляемая инициатива
-креативность, н-р, участие в коллективном творчестве
-трудовая и технологическая дисциплина
-стаж работы в организации
Слайд 55Основные формы стимулирования
Участие в прибыли
Участие в собственности
Участие в управлении
Эти формы
в наибольшей степени реализуют корпоративные ценности.
Каждая из них осуществляется в
совокупности с другими.
Слайд 56Тема Личность и организация.
Темперамент- индивидуальные особенности человека, определяющие динамику(темп,
ритм, интенсивность, продолжительность) протекания его психических процессов и поведения(активность, подвижность).
Виды
темперамента: ( Гиппократ (5 век до н.э.))
1.сангвинический 2.флегматический
3.холерический 4.меланхолический
Составные элементы личности (по Фрейду):
1.Ид («Оно»)-желания 2.Эго («Я») –желания с учетом реальности 3.Суперэго («Сверх-Я»)-приоритет моральным принципам
Слайд 57Характер
Характер (греч)- чеканка, отпечаток.
Это совокупность индивидуально-своебразных психических свойств личности в
типичных условиях.
Характер связан с другими сторонами личности, в частности с
темпераментом и способностями. Формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта и воспитания.
Слайд 58Психические познавательные процессы
Ощущение- Восприятие -Представление
Воображение -Мышление -Память -Внимание- Наблюдательность –Интеллект
Методы
психологических исследований:
1.Наблюдение 2.Эксперимент 3.Анкетирование и тесты 4.Проективные методики
5.Подготовка к
психодиагностике
Слайд 59Тема 7 Управление поведением организации
Формальные – структурные подразделения, Имеют назначенного
руководителя, структуру ролей, должностей, функций. Подчиняется функциональным целям.
Неформальные- спонтанно (самопроизвольно)
сложившаяся социальная система: 1.просоциальные(социально+), 2. асоциальные 3.антисоциальные
Слайд 60Тема . Лидерство в организации
Лидерство-способность вести за собой людей
для достижения конкретных целей.
1.Теории личностных качеств лидера
2.Поведенческие теории лидерства
3.Теории лидерства,
основанные на ситуационном подходе
4.Теории харизматических качеств лидера.
Слайд 61Общие черты эффективного лидера
Честолюбие
Энергичность
Желание вести за собой других
Прямота и честность
Уверенность
в себе
Способности и знания
Слайд 62Харизматические качества лидера
Практически полная уверенность в своих суждениях и способностях
Умение
видеть перспективу лучше других
Способность увлечь своей идеей (убедить и переубедить)
Преданность
идее
Готовность рисковать
Нетрадиционное поведение
Умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы, необходимые для достижения целей.
Слайд 63Власть
Власть- способность одного человека влиять на поведение другого.
-Власть, основанная на
страхе
-Власть, основанная на убеждении
-Власть, основанная на вознаграждениях
-Власть, основанная на владении
важной информацией
Источники власти:
-формальная (должность) -личностные качества
-знания
Слайд 64Тема Управление поведением организации .Корпоративная культура.
Организационная(корпоративная) культура – набор
наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получивших выражение в
заявленных ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Эти ориентации передаются через символические средства духовного и материального окружения организации
Слайд 65Организационная культура
(характеристика)
Направленность действия -(цели, задачи)
Согласованность действий - (координация взаимодействия)
Управленческая поддержка
-(помощь подчиненным)
Контроль
- (перечень правил и инструкций)
Система вознаграждений -(учет и организация поощрений)
Модели взаимодействия - организация иерархии)
Личная инициатива - (степень ответственности и свободы)
Степень риска -( готовность пойти на риск)
Идентичность - (отождествление с организацией)
Конфликтность- (готовность выражать открыто свое мнение)
Слайд 66Функции организационной культуры
Формирование имиджа организации;
Воспитание чувства общности всех членов организации;
Усиление
вовлеченности в дела организации и преданности ей;
Усиление системы социальной стабильности
в организации(«социальный клей»);
Формирование и контроль поведения и восприятия сотрудников.
Слайд 67Поддержание организационной культуры
Отбор персонала;
Деятельность высшего руководящего звена;
Социализация сотрудников (адаптация)
Как сотрудники
познают организационную культуру:
-истории и легенды;
-ритуалы;
-символы могущества компании;
-язык (общая терминология)
-символический менеджмент.
Слайд 68Создание корпоративной культуры
Миссия –это предназначение организации, ее основная функция в
обществе, ее роль на конкретном рынке или направлении.
Корпоративный кодекс- документ,
описывающий правила ведения дел и взаимоотношений в организации. Он задает ценности и образцы поведения для всех, а также запреты и неприемлемые образцы поведения, порядок урегулирования споров и т.д.