Слайд 1Организационные и воспитательные аспекты
работы городского детского лагеря
Раздел 1
Цель,
задачи и нормативная база деятельности ГОЛ
Слайд 2Группа в контакте: ГОЛ Красносельский - 2018
http://k-obr.spb.ru/page/426
Слайд 3Нормативно-правовые основы отдыха и оздоровления детей и молодежи
Федеральный закон
от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСЛУГИ ДЕТЯМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ РФ ГОСТ Р 52887-2007 от 27 декабря 2007
Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Письмо Минздравсоцразвития России от 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188 "О Типовом положении о детском оздоровительном лагере"
Слайд 41. ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ
«Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
отдых детей и их оздоровление -
совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;
(Абзац дополнительно включен с 8 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 170-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 328-ФЗ.
Слайд 5Цели государственной политики
в интересах детей
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации,недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов
детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (абзац дополнительно включен с 11 мая 2009 года Федеральным законом от 28 апреля 2009 года N 71-ФЗ).
Слайд 62. Национальный стандарт РФ
Услуги детям в учреждениях отдыха и
оздоровления РФ
(ГОСТ Р 52887-2007 от 27.12.2007
1 Область применения
2 Нормативные
ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5 Основные виды услуг
6 Порядок и условия предоставления услуг
Слайд 73.1 Отдых детей и их оздоровление
Совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых
детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей,
занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Слайд 83.2 Организация (учреждения) отдыха детей и их оздоровления
Организации различных организационно-правовых
форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию
услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления:
детские оздоровительные лагеря (загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания детей и другие),
специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря),
оздоровительные центры, базы и комплексы,
учреждения социального обслуживания или их структурные подразделения,
учреждения раннего развития детей, службы семьи, индивидуальные предприниматели и др.
Слайд 93.2 Организация (учреждения) отдыха детей и их оздоровления
Учреждения отдыха детей
и их оздоровления могут быть стационарными (специально созданными с целью
обеспечения отдыха детей и их оздоровления и временно приспособленными (в том числе передвижными, палаточными с круглосуточным или дневным пребыванием на базе образовательных, досуговых, спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания, клубов по месту жительства, санаторно-курортных учреждений).
Слайд 103.3 время отдыха
Время, в течение которого ребенок свободен от трудовых
обязанностей, обязанностей по получению образования и других обязанностей и которое
он может использовать по своему усмотрению с согласия лиц или организаций, отвечающих за его воспитание.
Слайд 114 Общие положения
4.2 При предоставлении услуг детям учреждения отдыха
и оздоровления должны обеспечить их защиту от информации, пропаганды и
агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства.
Слайд 124.4 При оказании услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления
следует использовать настольные, компьютерные и иные игры, игрушки и игровые
сооружения, прошедшие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, социальную, психологическую, педагогическую, санитарную экспертизу.
Слайд 134.5 Объем и качество услуг детям в учреждениях отдыха и
оздоровления подвергают внешнему контролю уполномоченных на то органов исполнительной власти
и организаций, приобретающих путевки для отдыха и оздоровления детей, а также оценке соответствия требованиям настоящего стандарта в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в установленном порядке.
Слайд 144.6 Для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха
и оздоровления, должны соблюдать следующие основные условия:
а) наличие и состояние
документации, в соответствии с которой работает учреждение;
б) условия размещения учреждения;
в) укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и уровень их квалификации;
г) техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);
д) наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.
Слайд 15В состав документации должны входить:
а) устав учреждения и положение об
учреждении, зарегистрированные в установленном порядке;
б) штатное расписание;
в) руководства, правила, инструкции,
методики, планы и программы работы с детьми;
г) заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции;
д) документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;
е) национальные стандарты Российской Федерации;
ж) финансово-хозяйственная и медицинская документация;
и) положение (приказ) о проведении внутреннего контроля.
Слайд 16Положение об учреждении должно включать в себя:
а) предназначение учреждения;
б) основные
задачи деятельности учреждения, группы обслуживаемых детей;
в) порядок создания, содержания, реорганизации
учреждения;
г) юридический статус, ведомственная принадлежность, источники финансирования;
д) правила внутреннего распорядка;
е) порядок и условия принятия (зачисления) детей на обслуживание и снятия с него;
ж) правила и обязанности персонала учреждения, детей и их родителей;
з) структурные подразделения учреждения, объем и порядок предоставления ими услуг.
Слайд 17Штатное расписание
утверждает руководитель учреждения в пределах имеющегося фонда оплаты
труда; оно должно подтверждать обеспеченность предоставляемых услуг специалистами необходимой квалификации.
Слайд 18Виды документации
Руководства, правила, должностные и прочие инструкции, методики, планы и
программы утверждает руководитель учреждения; они должны регламентировать процесс предоставления социальных
услуг, определять состав, объем, формы и методы их предоставления и контроля, устанавливать направления и формы работы с детьми
Слайд 19Виды документации
4.6.1.5 Заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной инспекции о
соответствии состояния учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарным
требованиям и требованиям пожарной безопасности.
4.6.1.6 Документация на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение, необходимая для их правильной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном и безопасном состоянии.
Слайд 204.6.1.7 Национальные стандарты Российской Федерации - нормативные документы, устанавливающие характеристики
продукции (продовольственной продукции, технических средств оснащения и т.п.), правила предоставления
и характеристики оказываемых услуг учреждениями отдыха и оздоровления детей и в смежных областях - туризм, экскурсионное обслуживание, общественное питание и т.п.
4.6.1.8 Финансово-хозяйственная и медицинская документация, которая должна отражать состояние финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, медицинского обслуживания детей.
4.6.1.9 В учреждении должен осуществляться регулярный контроль за состоянием документации, включение в нее необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших документов.
Слайд 214.6.2 Условия размещения учреждения
4.6.2.1 Эколого-климатическая характеристика местности, ландшафт и оформление
участка, на котором располагают учреждение, архитектура зданий и сооружений учреждения
должны обеспечивать создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей.
4.6.2.2 Учреждение должно быть размещено в специально предназначенном стационарном или временном здании или в помещениях, которые должны быть обеспечены всеми необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания, охраной, оснащены средствами связи и пожарной безопасности.
4.6.2.3 По своим размерам, состоянию и оборудованию здания и помещения, в которых размещены учреждения, должны соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности.
Слайд 224.6.3 Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация
4.6.3.1 Учреждение должно располагать
необходимым количеством специалистов в соответствии со штатным расписанием.
4.6.3.2 Каждый специалист
должен иметь соответствующее (специальное) образование, соответствующий уровень квалификации и профессиональной подготовки, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, перед поступлением на работу пройти медицинское освидетельствование, дающее допуск к работе с детьми.
4.6.3.3 Для каждой категории специалистов должны быть разработаны должностные инструкции, утвержденные руководителем учреждения, регламентирующие их обязанности и права.
Слайд 234.6.3.4 Наряду с необходимым уровнем квалификации и профессионализмом все сотрудники
учреждения должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности
за свою работу и руководствоваться в работе принципами справедливости, доброжелательности и другими гуманистическими принципами, необходимыми для работы с детьми.
4.6.3.5 При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к детям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние и личные особенности.
Слайд 244.6.4 Техническое оснащение учреждения
4.6.4.1 Техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура,
музыкальные инструменты, спортивное и туристское снаряжение и т.д.) должно соответствовать
требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество и безопасность предоставляемых с их применением услуг соответствующих видов.
4.6.4.2 Техническое оснащение должно использоваться строго по назначению в соответствии с документацией по его функционированию и эксплуатации, содержаться в технически исправном и безопасном состоянии.
Слайд 254.6.5 Система внутреннего контроля качества предоставляемых услуг
4.6.5.1 Учреждение должно иметь
документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и
сотрудников по оказанию услуг на соответствие национальным стандартам, документации учреждения по вопросам объема, качества и безопасности предоставляемых услуг.
Слайд 265 Основные виды услуг
а) услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные
условия жизнедеятельности детей;
б) медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание
медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
в) образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков;
г) психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;
д) правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;
Слайд 27е) услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные,
обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное
развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
ж) услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;
и) информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;
к) транспортные услуги;
л) развивающие услуги, направленные на развитие творческого потенциала и всестороннее развитие способностей у детей.
Слайд 286 Порядок и условия предоставления услуг
6.1 Работу учреждений отдыха и
оздоровления детей организуют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с предприятиями и учреждениями различных форм собственности, профсоюзами, молодежными, детскими и иными общественными организациями (объединениями).
6.2 Услуги предоставляются учреждениями на основании добровольного обращения родителей, детей, опекунов, попечителей или других законных представителей, а также заинтересованных учреждений и организаций в соответствующие организации или учреждения, ведающие вопросами отдыха и оздоровления, или непосредственно в учреждения и заключения договора или приобретения путевки.
Слайд 296.3 При предоставлении услуг в учреждениях отдыха и оздоровления должны
обеспечиваться благоприятные и безопасные условия для жизни и здоровья детей,
соблюдаться все установленные нормы и правила пожарной и санитарной безопасности, приниматься меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.
6.4 Учреждения отдыха и оздоровления должны предоставлять родителям (законным представителям) и детям полную и своевременную информацию об их обязанностях, правах, условиях пребывания детей в учреждениях и о предоставляемых детям услугах; к детям должно проявляться уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений.
6.5 Информация личного характера, ставшая известной работнику учреждения при оказании услуг детям, должна быть конфиденциальной и составлять профессиональную тайну. Работники, виновные в разглашении этой тайны, должны нести ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Слайд 30ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»
отдых детей и их оздоровление - совокупность
мероприятий, направленных на:
развитие творческого потенциала детей,
охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей,
занятие их физической культурой, спортом и туризмом,
формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;
Слайд 31Цели государственной политики в интересах детей
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации,недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов
детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (абзац дополнительно включен с 11 мая 2009 года Федеральным законом от 28 апреля 2009 года N 71-ФЗ).
Слайд 32Образование (в законе)
единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно
значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и
государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Слайд 33Воспитание (в законе)
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
Слайд 34Обучение (в законе)
целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями,
умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению
опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования
Слайд 35Дополнительное образование
вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей
человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и
не сопровождается повышением уровня образования;
Слайд 36Типовое положение
Лагерь осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом (положением).
Слайд 37Основные задачи лагеря:
организация содержательного досуга детей;
обеспечение необходимых условий для личностного,
творческого, духовного развития детей, для занятий детей физической культурой и
спортом, укрепления их здоровья, привития навыков здорового образа жизни;
обеспечение соблюдения режима питания и жизнедеятельности детей при выполнении санитарно-эпидемиологических требований;
развитие общественной активности детей;
адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, коллективизма;
формирование общей культуры;
привлечение детей к политико-воспитательной, туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической работе.
Слайд 38Типовое положение
Открытие лагеря осуществляется при наличии соответствующих документов, выданных органами,
уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный пожарный надзор по
месту размещения лагеря.
Решение о реконструкции, модернизации, изменении назначения и о ликвидации лагеря может быть принято в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Управление лагерем осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом (положением) лагеря.
Прием на работу директора лагеря, находящегося в государственной собственности, осуществляется в порядке, определяемом законодательством субъекта Российской Федерации и уставом (положением) лагеря.
Директор лагеря, находящегося в муниципальной собственности, назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
Слайд 39Директор лагеря:
-планирует, организует и контролирует деятельность лагеря, отвечает за качество
и эффективность его работы;
- несет ответственность за жизнь и здоровье
детей и работников во время нахождения в лагере, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
- осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;
- утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним;
- распоряжается имуществом лагеря и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;
- представляет лагерь в государственных, муниципальных и общественных органах;
- несет ответственность за деятельность лагеря перед учредителем.
Слайд 40Основы деятельности лагеря
41. Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим
коллективом лагеря с учетом интересов детей на принципах гуманности и
демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций.
42. В лагере должны быть созданы благоприятные условия для привлечения всех детей к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работе, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, полноценного питания, пребывания на свежем воздухе, проведения оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организации экскурсий, походов, игр, занятий в кружках, секциях, клубах, студиях, творческих мастерских по интересам (далее – кружки).
43. При выборе формы и методов работы во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной, творческой или трудовой направленности, приоритетными должны быть воспитательно-образовательная и оздоровительная деятельность, направленные на развитие ребенка.
Слайд 41Основы деятельности лагеря
44. В лагере могут быть созданы необходимые условия
для совместного отдыха и досуга детей и родителей (законных представителей),
в том числе детей-инвалидов.
45. В целях организации досугово-воспитательной и образовательной работы, в том числе функционирования кружков, в лагере должны быть приняты меры по укомплектованию соответствующими квалифицированными педагогическими кадрами и созданию необходимой материально-технической базы.
46. Занятия в кружках могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.
47. Численный состав кружков, продолжительность занятий в них определяются уставом (положением) лагеря с учетом возрастных особенностей детей и соответствующих требований санитарных правил. Занятия могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом кружка.
48. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких кружках и (или) менять их.
Слайд 42Типы смен по содержанию
"О рекомендациях по организации детского оздоровительного
отдыха" Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в
детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей /Приложение 2 к письму Минобрнауки России от 14.04.2011 № МД-463/06
Спортивно-оздоровительные лагеря (смены) - вид оздоровительно-образовательной деятельности, являющейся: а) продолжением учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ;
б) рекреативно-оздоровительной сменой для обучающихся, где основным содержанием деятельности будет развитие скоростных, силовых, двигательных качеств, выносливости и т. п. в одном из видов физкультурно-оздоровительной или спортивной направленности.
Слайд 43Туристские лагеря (смены):
а) полевые (палаточные) лагеря по различным видам
туризма и краеведения (водный, пеший, горный и т. п.) с
практической отработкой туристских навыков на основе теоретических навыков, полученных обучающимися в объединениях туристско-краеведческой направленности в течение года;
б) лагеря, проводимые в полевых условиях, где активно используются туристские навыки для обучающихся различной степени подготовленности.
Лагеря (смены) труда и отдыха обучающихся - форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, сочетающая формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.
Слайд 44Санаторные профилактические лагеря (смены) - форма активной реабилитации обучающихся, имеющих
недостатки физического (психического) развития либо нуждающихся в активном оздоровлении с
использованием надлежащей медицинской базы.
Культурно-познавательные лагеря (смены) - форма активного отдыха как стационарная, так и передвижная, где ведущими видами совместной деятельности педагога и обучающегося является нацеленность на творческое освоение мира. Этот вид лагеря может быть организован в форме творческой дачи, мастерской, фестиваля, смотра, экскурсии и т. п., форм организации жизнедеятельности обучающихся.
Слайд 45Интеллектуальные лагеря (смены) - форма активного отдыха и освоения образовательных
программ как предметных (математики, физики, филологии и т. п.), так
и интегративных (интеллектуальных игр, шахмат).
Профильные лагеря (смены) - форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена, по направлениям деятельности (профилю): юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т. п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников.
Слайд 46Семейные лагеря - форма совместного сотворчества организации досуга родителей, детей
и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.