Слайд 1Организация и управление внешнеэкономической деятельностью на фирме.
Слайд 2Цели и задачи внешнеэкономической деятельности предприятия:
количественные
Увеличение объёмов прибыли и объёмов
продаж в денежном и натуральном выражении;
Повышение производитель-ности труда;
Увеличение доли рынков
по странам, товарам или сегментам.
Слайд 3продолжение
качественные
Рост престижа фирмы, экономические достижения предприятия как в стране-импортёре, так
и собственной;
Положительное влияние на рынок труда, занятость;
Поддержка образова-тельных, культурных, спортивных
акций.
Слайд 4На предприятия возложены все задачи практического осуществления внешнеэкономической деятельности:
Развитие экспорта
и импорта товаров и услуг;
Повышение качества и конкурентоспособности экспортных товаров;
Проведение
сопоставительного анализа экспор-тируемой и аналогичной зарубежной техники;
Систематическое изучение и анализ достижений зарубежной науки и техники. Патентных и лицензионных материалов;
Разработка и проведение рекламных мероприятий;
Участие в специализированных международных ярмарках и выставках и т.д.
Слайд 5Отдел внешнеэкономической деятельности предприятия, его структура и функции.
Отдел ВЭД (ОВЭД)
– это часть аппарата управления предприятия, его задача – осуществлять
планирование, организацию и координацию ВЭД предприятия.
Слайд 6Главные задачи отдела ВЭД:
управление экспортным потенциалом предприятия и создание конкурентоспособной
продукции;
обеспечение выполнения обязательств перед иностранными партнёрами;
освоение новых форм производственного, научно-технического
и инвестиционного сотрудничества;
подготовка контрактного товара к процедуре таможенного оформления.
Слайд 7Структура отдела ВЭД
Начальник отдела ВЭД
Переводчик
Инженер
Начальник бюро ВЭД
Экономист
Бюро декларирования грузов
Зам.
начальника ВЭД
Приёмщик грузов на склад
Инженер
Слайд 8Функциональная структура управления:
(применяется, когда разнообразие продаваемых предприятием товаров невелико и
количество рынков ограничено)
Слайд 9Рынки и товары рассматриваются как однородные
Достоинства
При небольшой номенклатуре обладает высокой маневренностью благодаря простоте
управления
Эффективна при устойчивом производстве ограничен-
ного ассортимента товаров
Выступает базой для всех остальных структур
Недостатки
При расширении номенклатуры маневренность снижается
Структура недостаточно динамична
Не способствует новаторству
Слайд 10Товарная организационная структура управления:
(целесообразна для предприятий, выпускающих большое количество
разнообразной продукции)
Слайд 11 Достоинства
Закрепленность
определенного товара за конкретным управляющим, что позволяет координировать весь комплекс
маркетинга по этому товару
Быстрое реагирование на возникшие рыночные изменения
Недостатки
Большие расходы на оплату труда из-за увеличения работников
Дублирование в работе
Применяется только на крупных предприятиях, где
Объем продаж каждого товара достаточен
Слайд 12Рыночная организационная структура управления:
(целесообразна для предприятий, продающих свою продукцию
на разных рынках)
Слайд 13Рыночная структура позволяет управлять операциями только по определенным группам покупателей
Достоинства
Более достоверное
прогнозирование сбыта
Для товаров, требующих специфическое обслуживание
Введение должности управляющего по рынку ставит запросы покупателей в основу
Недостатки
Дорогое обслуживание
Для каждого рынка своя стратегия маркетинга
Слайд 14Региональная организационная структура управления:
(позволяет более углубленно изучать потребности покупателей,
специфичные для каждого региона)
Слайд 15 Достоинства
Торговые агенты могут
жить в пределах обслуживаемых территорий
Минимальные издержки времени и средств на
разъезды
Крупные децентрализованные фирмы с обширными рынками
Недостатки
Дублирование работ и проблемы координации деятельности
Слайд 16Задачами и функциями отдела ВЭД являются:
проведение маркетинговых исследований конъюнктуры рынка
сбыта за рубежом;
подготовка к заключению контрактов экспортных поставок готовой продукции
в дальнее зарубежье;
отгрузка и транспортировка грузов согласно заключенным контрактам, заключение договоров по фрахту судов и других средств транспорта;
осуществление расчетов с поставщиками и потребителями по заключенным контрактам;
Слайд 17продолжение
обеспечение связи с зарубежными фирмами;
декларирование импортных и экспортных грузов;
контроль за
регистрацией, хранением и соблюдением сроков хранения грузов на складе временного
хранения;
обеспечение связи с таможенными органами;
оформление всех необходимых дополнительных документов для отправления грузов (заключений торговой палаты, сертификатов происхождения и т. д.);
заключение (при необходимости) договоров на экспедирование грузов;
ведение учета и контроля по оплате за отгруженную продукцию;
Слайд 18продолжение
оформление документов на заграничные командировки специалистам предприятия, получение, выдача и
ведение учета заграничных паспортов, согласование сроков командирования и программы пребывания
за рубежом с иностранными партнерами;
прием иностранных делегаций, прибывающих на предприятие;
организация производственного и научно-технического сотрудничества с зарубежными предприятиями и фирмами, проведение работ по участию в международных выставках;
ведение переписки и осуществление переговоров с иностранными фирмами;
перевод каталогов, проспектов, другой технической документации.
Слайд 19Основные взаимоотношения отдела ВЭД складываются:
с отделом цен: совместно решаются
вопросы по снижению себестоимости экспортной продукции;
с валютным отделом: определяется, в
какой валюте должна быть выражена цена и осуществлен платеж;
с отделом новой техники: определяются требования мирового рынка;
с транспортным отделом: рассматриваются предложения по тарифам, экономичные пути доставки грузов.
Слайд 20Управление внешнеэкономической деятельностью
Основные функции управления внешне-экономической деятельностью:
планировать, составляя краткосрочные, среднесрочные
и долгосрочные планы развития внешнеэкономической деятельности, бизнес-планы для новых внешнеэкономических
проектов.
организовывать, формируя организационные подразделения фирмы для осуществления внешнеэкономических операций.
Слайд 21продолжение
координировать и согласовывать задачи и функции внешнеэкономической дея-тельности с другими
отделами и подразделениями фирмы.
учитывать результаты и оценивать эффективность внешнеэкономической деятельности.
контролировать
внешнеэкономические операции, проводя текущий мониторинг и контроль за выполнением годовых, среднесрочных и долгосрочных планов.
Слайд 22Основные объекты изучения внешних рынков
Особенности изучения зарубежных рынков и оценка
их привлекательности
Слайд 231) Изучение рыночной, предпринимательской среды на внешних рынках.
Основные факторы:
демографические
(численность населения, возрастная структура, уровень рождаемости);
природно-географические и экологические (климатические и
ресурсные условия региона);
экономические (темпы экономического роста, объем производства и торговли);
научно-технические (объем капиталовложений в развитие науки и техники, количество ученых, объем запатентованных открытий);
Слайд 24(Продолжение)
политические (политическая стабильность или нестабильность, содержание правитель-ственных программ,основная направленность
государственного регулирования экономичес-кой жизни;
правовые (правовые нормы, обеспечивающие условия для контактов
с иностранными партнерами, защиту национальных интересов, контроль за соблюдением стандартов качества);
социальные (положение отдельных социальных слоев, распределение его по принадлежности к различным классам).
Слайд 252) Изучение требований мирового рынка к товару, т.е. требований покупателей
к потребительским свойствам продукта.
назначение продукции;
надежность, долговечность, наукоемкость;
экологические показатели (соответствие требованиям
защиты окружающей среды);
эргономические показатели (соблюдение гигиенических требований (шум, токсичность и др.), антропометрических требований (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), психологических требований).
Слайд 263) Факторы привлекательности зарубежного рынка
Факторы рыночного потенциала
величина
текущего спроса, емкость рынка, темпы расширения рынка, стадия жизненного цикла
рынка, эластичность спроса, покупательная способность потребителей.
Экономические и технологические факторы
степень интенсивности капиталовложения на рынке, загрузка производственных мощностей, уровень используемых технологий, степень доступности рынка, барьеры для проникновения на рынок.
Конкурентные факторы
фирменная структура отрасли и рынка, конкурентные группировки и объединения, степень дифференциации между конкурентами, рыночная и экономическая сила конкурентов и др.
Слайд 27Емкость рынка представляет собой объем потребляемых (реализуемых) на нем товаров
в течение определенного времени
I. Е = П + И -
Э +З
Е - емкость рынка данного товара; П - объем производства данного товара на данном рынке, И -объем импорта данного товара, Э - объем экспорта данного товара, З - прирост запасов, т.е. минус поступления в запас и плюс поступления на рынок из запасов,
К - количество потребителей данного товара, D - доход на душу населения, d - доля расходов на данный товар в доходах одного человека
II. Е = К х Т
III. Е = К х D х d
Т - количество данного товара, потребляемое одним потребителем в год
4) Изучение емкости внешнего рынка
(продолжение)
Рыночная доля
Д = ПР / О х100%
Д - доля предприятия на рынке, ПР - объем продаж предприятия на рынке, О - общий объем продаж данного товара на рынке
Эластичность спроса
Низкая эластичность спроса - при изменении цены спрос существенно не меняется.
Высокая эластичность спроса - даже небольшое изменение цены вызывает резкое изменение спроса и объема продаж.
Слайд 295) Изучение цен
Отслеживание уровня и тенденций изменения цен при изучении
рынка.
Источники:
цены фактических сделок или контрактов крупнейших участников рынка (малодоступная информация);
биржевые
котировки;
цены аукционов;
справочные и прейскурантные цены
Слайд 305) Изучение цен. (продолжение)
Ценовая стратегия внедрения своих товаров на зарубежный
рынок
Стратегия “снятия сливок”: высокий уровень цен при поставке на рынок
нового технологически совершенного товара, аналога которому пока нет, затем постепенное снижение цены .
Стратегия “прорыва на рынок”: начать продажу товара по низким ценам, затем поднять уровень цен (минус - в дальнейшем повысить цены на стареющий товар проблематично).
Стратегия “ценового лидера”: отечественная фирма копирует ценовое поведение крупного поставщика на мировой рынок аналогичной продукции (плюсы - экономия на расходах по изучению рынка; минусы - ошибочный или преднамеренный неверный ход лидера может привести к провалу следующей за лидером фирмы.
Слайд 316) Изучение фирм-партнеров (фирменной структуры рынка)
Типовое содержание сведений о фирме
оформляется в виде ”СПРАВКИ НА ФИРМУ”
ПОЛНОЕ И СОКРАЩЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ФИРМЫ
ПОЧТОВЫЙ
АДРЕС, № ТЕЛ./ФАКСА
ВЕЛИЧИНА АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА, ПРОДАЖ, МЕСТО В РЕЙТИНГЕ
ХАРАКТЕР СОБСТВЕННОСТИ (ЧАСТНАЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ И др.)
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (ООО, ОАО И др.)
ГОД ОСНОВАНИЯ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АССОРТИМЕНТ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
НОМЕНКЛАТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА, МЕСТО НА МИРОВОМ РЫНКЕ
ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ БАНКИ
ТИП МОНОПОЛИСТИЧ. ОБЪЕДИНЕНИЯ И ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В НЕМ
СОСТАВ РУКОВОДЯЩИХ ОРГАНОВ, ОРГ. СТРУКТУРА АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 326) Изучение фирм-партнеров (фирменной структуры рынка). (продолжение)
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ФИРМЫ ЗА РЯД ЛЕТ
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ОТРАСЛЕВЫМ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫМ СОЮЗАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
И ПРОЧИЕ СВЯЗИ С ДРУГИМИ ФИРМАМИ
КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О РУКОВОДИТЕЛЯХ
Слайд 33Анализ характера конкуренции и рыночных действий конкурентов
Виды конкуренции:
предметная (конкурируют аналогичные
товары, напр., легковые автомобили вашей фирмы и фирм-конкурентов)
видовая (конкурируют товары
одного вида, напр., автобусы, троллейбусы)
функциональная (товары выполняют одну функцию, напр., перевозку пассажиров)
Слайд 34Ценовая конкуренция (политика цен используется как основной рычаг конкурентной борьбы;
может осуществляться как открыто (публичное заявление о снижении цен), так
и скрыто.
Ценовой демпинг (продажа товаров по низким ценам- ниже внутренних цен)
Неценовая конкуренция (предполагает конкурен-цию качества товара и сопутствующих услуг).
Неценовой демпинг (товар повышенного качества или улучшенных сопутствующих услуг продается по прежней принятой на рынке цене, а не по повышенной.
(Продолжение)
Слайд 35Особенности ценообразования на экспортную продукцию
а) Затратный метод ( используется информация
об издержках производства и норме прибыли)
б) Рыночный метод (учитывает данные
о ситуации на рынке, конкуренции)
Слайд 36Схема установления цены на экспортную продукцию
I. Установление базовой цены: выбор
ценовой политики; исследование коньюнктуры рынка; анализ спроса на товар; определение
величины издержек; выбор метода ценообразования.
II. Установление окончательной цены: выбор канала продвижения товара; учет базисных условий поставок; учет скидок; учет условий платежа; учёт «скольжения» цены.
Слайд 37Мировая цена как база контрактной цены
Мировая цена - выражает интернацио-нальную
стоимость поступающих на мировой рынок товаров; цена важнейших продавцов данного
товара либо цена основных центров международной торговли ( мировая цена на цинк, олово. Алюминий - цена Лондонской биржи металлов; на пушнину - С-Петербургского и Лондонского аукционов); является ориентиром, характеризует тенденцию, с которой нельзя не считаться при расчете цены конкретной сделки.
Слайд 38К основным видам публикуемых цен относятся:
Справочные цены — это цены,
публикуемые продавцами сырьевых товаров и их ассоциациями. Они не отражают
реального уровня контрактных цен, так как продавцы предоставляют покупателям ряд скидок.
Прейскурантные цены — это цены готовых изделий потребительского и производственного назначения.
Биржевые котировки — это цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах. Это цены реальных контрактов.
Цены аукционов.
Цены предложения — это цены продавца в ответ на запрос покупателя.
Слайд 39Расчетные цены применяются при недостатке или отсутствии публикуемых цен (например,
цены поставщика на нестандартное оборудование). Тогда осуществляется расчет по специальным
формулам.
Расчетные цены публикуются редко.
При определении уровня мировой цены как базовой необходимо учитывать, что в мировой торговой практике существует система ценовых скидок.