Слайд 1Организация работы госпитальной школы
Семинар-совещание «Подготовка кадров для непрерывного образования людей
с особыми потребностями: проблемы и перспективы»
21-22.11.2019
Шендрик И. А. , Чурилова
О. В.
Гимназия №2 г. Владивосток
Слайд 2
12 % в РФ потенциально здоровых детей
6 млн. детей ежегодно
проходят лечение в медицинских стационарах
(из них 250 тыс. детей являются
длительно болеющими)
9 млн. детей имеют хронические заболевания, ежедневно проходят лекарственную терапию
Слайд 3Дети школьного возраста обладают неотъемлемым правом на посещение школы и
получение образования. Для детей с заболеваниями, угрожающими жизни, школьное образование
– проявление нормальной жизни в отличие от повседневной рутины, связанной с болезнью. Где школа, там жизнь!
*Baum D., Life-limited children, 1998.
85% детей-пациентов онкологического центра, которые посещали госпитальную школу, имели будущие стремления и мечты. А из тех, кто не посещал школу, только 2 из 10 говорили о планах на будущее.
*Shripad D.Banavali, MD, Tata Memorial Centre, Advanced Centre for Treatment, Research and Education in Cancer (Mumbai, India), 2018.
Наши исследования показали: на результаты лечения ребенка прямым образом влияет наличие у него программы академической реабилитации с самого начала лечебного процесса.
* Румянцев А.Г., академик РАН, НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева, (Москва, Россия), 2018.
Слайд 4Госпитальная школа строится на принципах адаптивной педагогики
Создание таких педагогико-психологических условий,
которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяют ему, независимо
от психофизиологических особенностей, достичь успехов
Школа создает условия для ребенка, а не ребенок пытается привыкнуть к школе и освоить предложенный стандарт
Создание системы разноуровнего, дифференцированного обучения через систему личностно-ориентированного подхода, переход к индивидуальному обучению, психолого-педагогическая помощь детям
Слайд 5Особенность образовательной среды госпитальной школы
Среда, формирующая личностные жизненные смыслы:
среда
развития ребёнка и его способностей,
среда, формирующая положительную самооценку,
среда, в
которой ребёнок может себя проявить,
среда, как место исследований, открытий и познания, среда, формирующая самостоятельность в обучении.
Принципы:
Принцип «малых шагов»
Организация госпитальной школы, организация урока как системы реабилитации, где ребенок чувствует себя способным ставить свои цели и достигать их
Слайд 6Управленческие сложности госпитальной школы
Организационные сложности
Лицензирование учебного кабинета в отделении;
Учебный план
только индивидуальный, гибкий (изменяется и корректируется с учетом лечения);
Движение учащихся
в системе «Контингент» (без выбытия из своей родной организации);
Штатное расписание (наличие ставок «Учителя -тьютора», администратора, курирующего работу госпитальной школы)
Организация образовательного процесса
Слайд 7Управленческие сложности госпитальной школы
Административные сложности
Утвержденный учебный план для учащихся,
находящихся на длительном лечении только 1981 года;
Тарификация и учет рабочего
времени педагогов (нестабильность ученического состава)
Формирование штатного расписания
Подготовка педагогов - тьюторов госпитальной школы!
Слайд 8Управленческие сложности госпитальной школы
Междисциплинарное взаимодействие
Медицинские работники
Педагогические работники (педагоги, психологи,
социальные работники)
Родители (законные представители)
Слайд 9Педагог госпитальной школы
Учитель - тьютор госпитальной школы призван повысить качество
жизни ребенка в период длительного лечения.
Вся его деятельность нацелена
на доступность образования для таких детей.
Необходимые компетенции:
Индивидуальное дистанционное образование (мобильная электронная школа)
Работа с учащимися с нарушением когнитивных функций, коммуникативных навыков, с пониженной жизненной мотивацией
Слайд 10Учитель госпитальной школы должен владеть дополнительными компетенциями:
Стратегиями общения с больным
ребёнком;
Стратегиями общения с родителями больного ребёнка и сиблингами;
Стратегиями общения
с медицинским персоналом детской больницы.
Слайд 11Не этими ли компетенциями должен обладать учитель общеобразовательной инклюзивной школы?
Владеет
ли этими компетенциями выпускник педагогического ВУЗа или педагог-стажист ?
Слайд 12Система повышения квалификации
Вибинары флагманской площадки федерального проекта «УчимЗнаем» г. Москва
Выездные
региональные сесии педагогов флагманской площадки
Стажировки на флагманской площадке в г.
Москва
Участие в работе Всероссийской конференции с международным участием «Заботливая школа»в г. Москва 2018, 2019 г.г.
Дистанционное обучение в МГПУ по программе «Учитель-тьютор больного ребенка»