Слайд 1Организация работы по приему рецептов на лекарственные препараты. Фармацевтическая экспертиза,
таксировка и регистрация рецептов на лекарственные препараты.
Слайд 2
Структура рецептуры аптеки
Амбулаторная –
рецепты, поступившие от пациентов, получающих мед. помощь в амбулаторных условиях
а) рецепты на ЛП индивидуального изготовления (экстемпоральная рецептура) б) рецепты на ГЛП (заводского производства и внутриаптечная заготовка и фасовка).
2. Стационарная – требования от МО. Делится так же.
Слайд 3
ФуФункции отдела готовых ЛП
1. Составление требований на
ЛП в отдел запасов аптеки.
2. Хранение ЛП в соответствии с
нормативной документацией.
3. Ведение учета и отчетности по отделу.
4. Прием рецептов на готовые ЛП.
5. Продажа за полную стоимость или отпуск бесплатно или со скидкой (если не выделен отдел льготного отпуска ЛП) готовых ЛП по рецептам врачей (в отличие от отдела по безрецептурному отпуску ЛП).
Слайд 4
Функции рецептурно-производственного отдела (РПО)
1-3. Те же
4. Прием рецептов
от населения и требований от МО.
5. Изготовление ЛП по рецептам
и требованиям.
6. Контроль качества изготовленных ЛП.
7. Продажа изготовленных ЛП населению и МО.
Слайд 5
Возглавляют РПО и отдел ГЛП заведующие отделами. Кроме
них в этих отделах работают: провизоры (фармацевты) по приему рецептов
и отпуску ЛП, в РПО дополнительно – провизор-аналитик, провизор, выполняющий контрольные функции по изготовлению и контролю качества ЛС, фасовщики, фармацевты по изготовлению ЛП. Обязанности специалистов отделов регламентированы в аптеке должностной инструкцией.
Слайд 6
Трудовые функции провизора по приему рецептов и отпуску ЛП
(по
приказу Министерства труда и социальной защиты РФ № 91н от
9.03.2016 «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор» и по приказу МЗ РФ № 403н от 11.07.2017 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОТПУСКА ЛП ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ, В Т.Ч. ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ЛП, АПТЕЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИП, ИМЕЮЩИМИ ЛИЦЕНЗИЮ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»)
Слайд 7
Трудовые функции провизора по приему рецептов и отпуску
ЛП, входящие в профессиональный стандарт ( по приказу Министерства труда
и со
1. Проводить фармацевтическую экспертизу, таксировку и регистрацию рецептов (и требований, если АО обслуживает МО).
2. Распределять работу между фармацевтами по изготовлению ЛП. При надписи на рецептах “Cito” и ”Statim” – передавать в ассистентскую для срочного и немедленного изготовления.
3. Осуществлять отпуск ЛП и контроль при отпуске ЛП — соответствие наименования ЛП рецепту, дозировки НС, ПВ, ядовитых и сильнодействующих веществ возрасту пациента, целостности упаковки, правильности маркировки.
Слайд 8
4. Принимать решение о замене выписанного ЛП на
синонимичные или аналогичные ЛП. Консультировать по группам ЛП и синонимам
в рамках 1 МНН и ценам на них.
5. Информировать лицо, получающее ЛП, о способе применения, противопоказаниях, побочных действиях ЛП + Приказ МЗ № 403 н п.16 — о режиме и дозах приема ЛП, правилах хранения в домашних условиях, о взаимодействии с пищей и другими ЛП. Приказ МЗ № 403н п.17 — Фарм. работник не вправе предоставлять недостоверную и (или) неполную информацию о наличии ЛП, в т.ч. скрывать информацию о наличии ЛП, имеющих более низкую цену.
Слайд 96. Контролировать сроки хранения ЛП, своевременно изымать ЛП с истекшим
сроком годности.
7. Регистрировать случаи отказа в ЛП, неправильно выписанные рецепты.
8.
Оформлять учетные и отчетные документы на своем рабочем месте.
9. Контролировать наличие всего ассортимента ЛП в отделе, составлять требование на пополнение запасов ЛП в рецептурной комнате.
10. Осуществлять предпродажную подготовку, организацию и проведение выкладки ЛП в торговом зале и витринах отдела.
11. Повышать квалификацию.
Слайд 10
Права провизора по приему рецептов и отпуску ЛП
1.
Информировать медицинских работников о ЛП.
2. Вернуть ЛП фармацевту, если он
небрежно оформлен или содержит механические примеси и т.д.
3. Повышать свою квалификацию.
4. Вносить предложения руководителю АО об улучшении ее деятельности, организации и условий труда работников.
Слайд 11
Организация рабочего места провизора по приему рецептов и
отпуску ЛП
Организуется в рецептурной комнате, которая отгорожена от торгового зала
витринами и стеклянной перегородкой.
Оно оборудуется: секционным столом, напольными вертушками для хранения изготовленных ЛП, шкафами для хранения ГЛП, сейфом или металлическим шкафом для хранения ЛП, подлежащих ПКУ, холодильником для хранения термолабильных ЛП, персональным компьютером.
На рабочем столе: калькулятор, прибор для нанесения клея, ножницы, ручка и другие канцелярские принадлежности,
рецептурный журнал (квитанционный комплект), график изготовления ЛП по часам,
Слайд 12
Штампы:“Рецепт недействителен” и “ЛП отпущен”,
Журналы:
- учета
дефектуры – т.е. отказов в отпуске ЛП
-выдачи ЛП без
квитанции (чека, жетона)
- учета неправильно выписанных рецептов
- регистрации изъятия ЛП по истечении срока их годности
- учета рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании
- учёта рецептуры.
Слайд 13
Под стеклом на рабочем столе: таблица цен (такса),
тарифы за изготовление ЛП, таблицы доз ЛП в зависимости от
возраста пациента, список телефонов и адресов МО, список врачей, работающих в обслуживаемых аптекой МО, с образцами их подписей и печатей, перечни ЛП для льготного обеспечения граждан.
В ящиках стола: ГФ, таблицы растворимости, несовместимости, выписки из приказов, справочная литература по ЛП (сведения о новых ЛП, поступивших в аптечную сеть; о ЛП, исключенных из Госреестра; о синонимах и аналогах - сейчас есть такие электронные справочники), должностная инструкция, бланки товарных чеков, сигнатуры.
Слайд 14 3 ЭТАПА РАБОТЫ
С РЕЦЕПТОМ
1.ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА РЕЦЕПТА
2. ТАКСИРОВКА
РЕЦЕПТА
3. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЦЕПТА
Слайд 15
Провизор (фармацевт) по приему рецептов и отпуску ЛП проводит
фармацевтическую экспертизу поступившего рецепта на соответствие действующим нормативным правовым актам.
- оформления прописи (соответствие формы рецептурного бланка выписанному ЛП; наличие необходимых реквизитов (основных и дополнительных); правомочность лица, выписавшего рецепт; соответствие даты выписки рецепта сроку действия рецепта; соответствие выписанных количеств ЛП в рецепте установленным приказом МЗ № 4н количествам);
- совместимости ингредиентов в ЛП индивидуального изготовления;
- способа применения и безопасности ЛП в отношении лек. формы;
- дозировки (соответствие доз возрасту пациента);
- взаимодействия с другими ЛП, указанными в рецепте.
Слайд 16ПРИКАЗ МЗ РФ
от 11.07.2017 N 403н
Рецепты, выписанные с нарушением установленных
правил,
регистрируются в журнале, в котором указываются выявленные нарушения в
оформлении рецепта, фамилия, имя, отчество (при наличии) МР, выписавшего рецепт, наименование медицинской организации (МО), принятые меры, отмечаются штампом "Рецепт недействителен" и возвращаются лицу, представившему рецепт.
О фактах нарушения правил оформления рецептов субъект розничной торговли информирует руководителя соответствующей МО.
Слайд 17
Приказ МЗ РФ от 31.08.2016 № 647н
«Правила надлежащей аптечной практики ЛП для медицинского применения» (п.5):
Документы
по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления включают «Журнал учета неправильно выписанных рецептов».
Слайд 18Утверждается руководителем АО, ИП:
Форма «Журнала учета неправильно выписанных рецептов»;
Порядок ведения
«Журнала учета неправильно выписанных рецептов» (на бумажном носителе или в
электронном виде);
Порядок работы с неправильно выписанными рецептами (СОП).
Порядок работы с неправильно выписанными рецептами
Слайд 19
Административные правонарушения
КОАП РФ Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности
без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
4. Осуществление
предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа:
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на должностных лиц- от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Слайд 20Таксировка рецепта – определение розничной цены ЛП.
Розничная цена экстемпоральной лек.
формы складывается из стоимости: ЛС, воды, посуды, вспомогательных материалов, тарифов
за изготовление ЛП. Для таксировки жидких лек. форм, выписанных в каплях, пользуются таблицей числа капель в одном мл жидкости (по ГФ). Если лек. форму готовят из концентратов и полуфабрикатов – таксируется сухое вещество (так, 10% раствор хлорида кальция готовят из 50% концентрированного раствора, но таксируют исходя из сухого хлорида кальция и стоимости воды). Вода очищенная в составе лек. форм и отпускаемая в чистом виде тоже таксируется. При таксировке дозированных порошков (суппозиториев) сначала определяют общее количество ингредиента на все порошки (суппозитории), а затем стоимость всего этого количества.
Слайд 21Таксировка производится с левой стороны рецепта. Против каждого ингредиента проставляют
его стоимость без округления, общую стоимость медикаментов округляют: до 0,5
коп. отбрасывают, 0,5 коп. и более округляют до целой копейки. В последнюю очередь указывают стоимость аптечной посуды (упаковки), тариф за работу, стоимость вспомогательных материалов, израсходованных на упаковку и оформление к отпуску ЛП (этикетки, пробки, алюминиевые колпачки и др.).
Слайд 22Виды тарифов - стоимость услуги по изготовлению ЛП:
1) для пациентов,
получающих мед.помощь в амбулаторных условиях;
2) для МО.
Тарифы включают в себя
расходы, связанные с изготовлением ЛП в аптеке: за электроэнергию; получение воды очищенной; содержание помещений; на выплату заработной платы и др. Величина тарифов зависит от: вида лек. формы; числа ингредиентов, входящих в неё; количества доз порошков и др. Тарифы рассчитываются аптеками самостоятельно, исходя из себестоимости изготовления ЛП с учетом трудоемкости изготовления различных лек. форм и рентабельности изготовления. Тарифы утверждаются приказом по аптеке.
Слайд 23
руб. коп.
0-65,5 Ac.
Ascorbinici 0,1
0-06
Sacchari 0,2
в. - D. t. d. № 10 in pulvis
--------------
0-72
п. -
т. 22-00 ТАКСА
ПКУ – 10 г - 6-55
---------------- 1 кг - 30-00
22-72
ГЛП
руб. коп.
2 st
120-00
50%
60-00
Слайд 25 ФОРМЫ РЕГИСТРАЦИИ РЕЦЕПТОВ
1.РЕЦЕПТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
2.КВИТАНЦИОННЫЙ КОМПЛЕКТ (КНИЖКА)
3.ЖЕТОННАЯ СИСТЕМА
4.ЧЕКОВАЯ
СИСТЕМА
Слайд 26Рецептурный журнал – в нем записывают порядковый номер рецепта, ФИО
пациента, вид лек. формы, стоимость ГЛП и экстемпорального ЛП (в
т.ч. указывают стоимость ЛС, воды, посуды, тариф).
Посетителю провизор выписывает квитанцию для получения ЛП (с тем же №, что и № рецепта в рецептурном журнале).
Слайд 27Квитанционный комплект (книжка) – в нем регистрируются рецепты на экстемпоральные
лек. формы. Квитанционная книжка состоит из 3 частей:
а) Корешок остается
в аптеке для учета количества экстемпоральных рецептов и их стоимости; на нем указывается ФИО пациента, вид лек. формы, стоимость (в т.ч. ЛС, воды, посуды, тариф).
б) Собственно квитанция – её отдают посетителю. На ней указывают – ФИО пациента, дату и час изготовления ЛП, вид лек. формы, стоимость.
в) приклеивается к рецепту, на ней указывают: кто изготовил, проверил, отпустил ЛП.
Все части имеют единый порядковый номер, который также ставится на этикетку лек. формы — по этим номерам изготовленные ЛП располагаются на вертушке в рецептурной комнате.
Слайд 28
Жетонная система. Пациенту выдают жетон с № на получение ЛП.
Жетон может быть различной формы и цвета в зависимости от
лек. формы ○,□,∆. На жетоне написан номер, который не повторяется. Номер жетона записывают на рецепт. Время получения ЛП сообщается пациенту устно. Жетонная система является более экономичной по затратам времени на прием рецепта, однако требует больших затрат времени при отпуске изготовленных ЛП из-за отсутствия данных о сроке изготовления, стоимости ЛП, фамилии пациента и т.д. Отсутствие этих данных может быть причиной ошибок при отпуске ЛП. При этой форме регистрации нужно вести рецептурный журнал.
Слайд 29Чековая система – можно получить ЛП по чеку, на котором
подчеркивают № и указывают время изготовления ЛП. № чека ставят
на рецепте. Эта форма очень распространена.
Если больной потерял квитанцию (жетон, чек), ему выдают ЛП, но записывают факт выдачи в “Журнал регистрации отпуска ЛП без квитанции (жетона, чека)”.
Слайд 30 СРОКИ ХРАНЕНИЯ РЕЦЕПТОВ В АО
- на НС и
ПВ II и III списков – 5 лет
- на прекурсоры
– 10 лет
- на другие ЛП на рец. бланке формы 148-1/у-88 - 3 года
-на ЛП на рец. бланке формы 148-1/у-04 (л) - 3 года
- на ЛП п.14 приказа МЗ РФ № 403н – 3 месяца: ЛП, относящиеся по АТХ к антипсихотическим средствам (код N05A), анксиолитикам (код N05B), снотворным и седативным средствам (код N05C), антидепрессантам (код N06A) и не подлежащие ПКУ.
Слайд 31 Хранение рецептов в АО
Разрабатывается АО самостоятельно и утверждается
руководителем АО, ИП локальный нормативный акт (приказ, СОП, инструкция) включающий
следующие вопросы:
- порядок хранения рецептов до уничтожения для обеспечения их целостности и сохранности (место хранения - например, закрытый шкаф (метал. или деревянный), у кого ключи, ответственные за хранение, сроки хранения, в каком виде хранятся – например, в подшитом, опечатанном, сброшюрованном по месяцам и годам виде).
Слайд 32 По истечению установленных сроков хранения рецепты подлежат уничтожению.
Создание комиссии
по уничтожению рецептов.
Утверждение:
- Состава комиссии по уничтожению рецептов;
- Порядка уничтожения рецептов (в какие сроки – 1 раз в год, в месяц или др., способ уничтожения - в акте подчеркнуть);
- Форм актов об уничтожении рецептов;
- Порядка хранения актов об уничтожении рецептов (срок хранения - 3 года).
Слайд 33Хранение рецептов, оформленных в форме электронных документов
п.34 приказа МЗ
РФ № 4 н - Программно-технические средства государственных информационных систем
в сфере ЗО, медицинских информационных систем МО обеспечивают хранение электронных рецептов, оформленных в форме электронных документов в течение сроков, установленных для хранения рецептов, оформленных на соответствующих формах рецептурных бланков на бумажном носителе.
Слайд 34Приказ МЗ РФ от 20.12.2012г.
№ 1181н
Об утверждении порядка
назначения и выписывания МИ, а также форм рецептурных бланков на
МИ и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения
3 формы рецептурных бланков на:
МИ, очки корригирующие, линзы контактные