Основу современных КТ составляют 3 технологических достижения:
возможность хранения информации на машинных носителях,
развитие средств связи,
автоматизация обработки информации с помощью компьютера.
КТ в настоящее время используется практически во всех сферах деятельности человека.
Задача нашего курса – обобщить знания по КТ применительно к научным исследованиям и образованию.
КТ повышают уровень эффективности работ в науке и образовании за счет следующих факторов:
1. Упрощение и ускорение процессов обработки, передачи, представления и хранения информации.
2. Увеличение объема полезной информации с накопителем типовых решений и обобщением опыта научных разработок.
3. Обеспечение глубины, точности и качества решаемых задач. Возможность реализации задач ранее не решаемых. Постановка исследований и получение результатов, недостижимых другими средствами.
Прикладные исследования (ПНИ) – это нахождение способов использования законов природы и научных знаний, полученных в ФНИ, в практической деятельности человека.
Разработки – это процесс создания новой техники, систем, материалов и технологий, включающий подготовку документов для внедрения в практику результатов ПНИ.
Реализация целей НИ выполняется на основе методов.
Метод – это способ достижения цели, программа построения и применения теории.
Методы научных исследований делят на следующие группы:
эмпирические,
экспериментальные,
теоретические.
методы научно-технического творчества (НТТ) – особая группа.
Экспериментальный уровень научных исследований – это изучение свойств объекта по определенной программе.
Теоретические исследования проводятся с целью выявления общих закономерностей и их формализации, обобщения и объяснения эмпирических\экспериментальных данных и для последующей разработки новых методов решения научно-технических задач,
На экспериментальном и теоретическом уровнях используются методы моделирования, методы анализа и синтеза, логические построения (предположения, умозаключения), аналогии, идеализации.
В методах НТТ используются как общенаучные методы, так и эвристические приемы эффективного решения творческих задач, способствующие наиболее быстрому нахождению решения (озарению), т.е. разного рода оригинальные находки.
Рациональная организация НИР строится с использованием принципов системного подхода и схематично может быть представлена следующим образом (см. рис.):
1. Сбор, хранение, поиск и выдача научно-технической информации
2. Подготовка программ НИ, подбор оборудования и экспериментальных устройств.
3. Математические расчеты.
4. Решение интеллектуально - логических задач.
5. Моделирование объектов и процессов.
6. Управление экспериментальными установками.
7. Регистрация и ввод в ЭВМ экспериментальных данных.
8. Обработка одномерных и многомерных (изображения) сигналов.
9. Обобщение и оценка результатов НИ.
10. Оформление и представление итогов НИ.
11. Управление научно-исследовательскими работами (НИР).
Опережающее развитие НИОКР по отношению к производству обусловливается необходимостью использования в проектах новейших достижений науки, техники и передового опыта при обеспечении их непосредственной связи.
Комплексность развития требует одновременного и сбалансированного развития всех основных видов обеспечения: правового, методического, информационного, организационного, технического и программного.
Непрерывность развития заключается в том, что каждый вид обеспечения НИОКР на основе взаимодействия с другими видами должен развиваться непрерывно, что позволяет обеспечить наибольшую эффективность решений.
Принцип оптимальности предполагает оптимизацию решений, обеспечивающих максимальный, интенсивно увеличивающийся во времени прирост промышленного потенциала на основе достижений науки и техники при эффективном использовании имеющихся материальных, трудовых, энергетических и финансовых ресурсов на создание, развитие и функционирование объекта.
Принцип агрегирования позволяет осуществить членение сложной многоуровневой системы на компоненты (подсистемы, комплексы и т.д.) с целью снижения размерности решаемых задач, а также поэтапного ввода объектов. При реализации этого принципа необходимо следить за тем, чтобы локальные цели и функции компонентов соответствовали целям и функциям всей системы.
Принцип управляемости – одно из свойств динамических систем. Применение его обязательно как для процесса, так и для объекта проектирования.
Свойство управляемости системы непосредственно связано с выявлением возможности воздействовать на состояние системы, а также изменять вектор ее состояния.
В реальных условиях допустимые управления процессом функционирования системы в определенной степени ограничены, поэтому динамический режим перехода системы из произвольного начального состояния в произвольное конечное не всегда возможен.
Принцип стандартизации на каждом этапе развития народного хозяйства обеспечивает единую техническую, организационную, информационную и методическую политику.
Принцип включения предусматривает, что требования к созданию, функционированию и развитию объекта и процесса проектирования определяются более сложной, включающей объект либо процесс проектирования, системой.
Принцип системного единства состоит в том, что на всех стадиях создания, функционирования и развития системы (как проектирующей, так и проектируемой) целостность ее должна обеспечиваться связями между образующими компонентами, а также функционированием специальной подсистемы (системы) управления.
Принцип развития требует, чтобы любой объект разрабатывался и функционировал как развивающаяся система, в которой предусмотрена возможность совершенствования компонентов системы и связей между ними на основе принципов агрегирования и стандартизации.
Принцип надежности предполагает работоспособность объекта, построенного в общем случае из ненадежных элементов, за счет специальных средств стабилизации заданных характеристик надежности системы и ее элементов (профилактическое обслуживание, резервирование и др.).
Методологией исследования СС является системный анализ.
Один из важнейших инструментов прикладного системного анализа – компьютерное моделирование.
Модель представляет собой абстрактное описание системы (объекта, процесса, проблемы, понятия) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования.
Моделирование представляет собой один из основных методов познания, является формой отражения действительности и заключается в выяснении или воспроизведении тех или иных свойств реальных объектов, предметов и явлений с помощью других объектов, процессов, явлений, либо с помощью абстрактного описания в виде изображения, плана, карты, совокупности уравнений, алгоритмов и программ.
У исследователя существует субъективная возможность разбиения системы на подсистемы, цели функционирования которых подчинены общей цели функционирования всей системы (целенаправленность систем).
Целенаправленность интерпретируется, как способность системы осуществлять в условиях неопределенности и воздействия случайных факторов поведение (выбор поведения), преследующее достижение определенной цели.
Свойство 2. Связи.
Наличие существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или (и) их свойствами, превосходящими по мощности (силе) связи (отношения) этих элементов с элементами, не входящими в данную систему (внешней средой).
Под связями понимается некоторый виртуальный канал, по которому осуществляется обмен между элементами и внешней средой веществом, энергией, информацией.
При формировании связей складывается определенная структура системы, а свойства элементов трансформируются в функции (действия, поведение).
Свойство 4. Интегративные качества.
Существование интегративных качеств (свойств), т.е. таких качеств, которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. Наличие интегративных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью.
Имитационное моделирование является наиболее эффективным и универсальным вариантом компьютерного моделирования в области исследования и управления сложными системами.
Модель представляет собой абстрактное описание системы (объекта, процесса, проблемы, понятия) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования.
Моделирование представляет собой один из основных методов познания, является формой отражения действительности и заключается в выяснении или воспроизведении тех или иных свойств реальных объектов, предметов и явлений с помощью других объектов, процессов, явлений, либо с помощью абстрактного описания в виде изображения, плана, карты, совокупности уравнений, алгоритмов и программ.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть