Слайд 1Организация работы среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях
Лекция №6
Слайд 2Амбулаторно-поликлиническая служба
Реорганизационные мероприятия АПС:
Расширение спектра медицинских услуг на догоспитальном этапе
Повышение
доступности
Повышение качества обслуживания пациентов
Внедрение ресурсосберегающих технологий
Слайд 3Задачи поликлиники
Оказание амбулаторно-поликлинической помощи населению в поликлинике и на дому
Организация
и проведение среди прикрепленного населения профилактических мероприятий, направленных на снижение
заболеваемости, инвалидности и смертности
Диспансеризация населения
Организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, формированию здорового образа жизни
Слайд 4Принцип работы поликлиники
Основной принцип
работы поликлиники – участково-территориальный
на 1 терапевтический участок – 1700
человек в возрасте – 18 лет.
Обслуживает участок 1 терапевт и 1 медицинская сестра
Слайд 6Регистратура
ЗАДАЧИ
Осуществление записи на прием к врачам
Регулирование интенсивности потока пациентов, распределение
больных по видам оказываемой помощи
Своевременный подбор мед. документации доставка ее
в кабинеты врачей, ведение и хранение картотеки
Слайд 7Регистратура
Способы записи пациентов на примере Костромской области:
Регистратура медицинской
организации (при личном обращении, либо по телефону поликлиники);
Региональный портал «Регистратура44.РФ»;
Региональное
мобильное приложение «Витакарта» (для смартфонов на платформах Android и iOS);
Федеральный портал «Госуслуги.РУ»;
Единый Сall-центр Костромской области 8-800-450-03-03 (Пн.- Пт, с 08:30 до 17:00);
Инфомат (электронный терминал самозаписи, установленный в поликлинике медицинской организации).
Слайд 9Отделение профилактики
Кабинеты приема врачей
Диагностические кабинеты
Лекционный зал
Слайд 10Лечебно-профилактическое отделение
Кабинет доврачебного приема
Терапевтические кабинеты
Специализированные кабинеты
Отделение реабилитации и восстановительного лечения
Дневной
стационар
Процедурный кабинет
Слайд 11Диагностические и вспомогательные отделения
Рентгеновское отделение (кабинет)
Клинико-биохимическая лаборатория
Кабинет медицинской статистики
Аптека
Хозяйственная часть
Хозрасчетные
отделения и отделения дополнительных платных услуг
Слайд 12Обязанности участковой медицинской сестры
Формирует паспорт участка, ведет персональный учет, информационную
баз данных состояния здоровья обслуживаемого населения, формирует группу диспансерных больных.
Ведет
подготовку кабинета к приему врача.
Проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни
Осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости в том числе социально значимых, ведет занятия в школах здоровья
Организует проведение диагностики и лечения заболеваний в амбулаторных условиях дневном стационаре и стационаре на дому
Проводит доврачебные осмотры, в т.ч. профилактические
Слайд 13Обязанности участковой медсестры (2)
Оказывает неотложную доврачебную помощь в амбулаторных условиях,
дневном стационаре и стационаре на дому
В соответствии с назначением врача
выполняет медицинские манипуляции и производит забор материала на бактериологические исследования
Проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке
Занимается оформление документов, документов по экспертизе временной и стойкой нетрудоспособности, направлений на диагностику, санаторно-курортное лечение
Ведет «Дневник учета работы медицинской сестры участковой
Слайд 14Диспансеризация населения
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2015 г.
№ 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого
населения».
Диспансеризация проводится всем гражданам с 21 до 99 лет через 3 года.
Направлена на выявления социально-значимых заболеваний.
Состоит из 2 этапов.
По итогам диспансеризации осмотренные распределяются на 3 группы здоровья
Слайд 15Итоги диспансеризации взрослых в 2016 году в Костромской области
В 2016
году план диспансеризации составлял 102 478 человек. План диспансеризации взрослого
населения выполнен медицинскими организациями на 105,2%.
На первом месте среди впервые выявленных заболеваний у взрослых стоят эндокринологические заболевания (34,5%), на втором – болезни системы кровообращения (27,4%), на третьем - болезни мочеполовой системы (15,9%) на четвертом – болезни органов пищеварения – 8,3%, на пятом - болезни крови (3,6%).
Установлено 733 случая новообразований (в 2015 - 432), в т.ч. 179 – выявлено впервые, 119 случаев подозрений на новообразования (в 2015 - 97 случаев). По количеству впервые выявленных злокачественных новообразований на первом месте стоят заболевания молочной железы, на втором - трахеи, бронхов, легких, на третьем – желудка и яичника. Кроме того впервые выявлено: 306 случаев сахарного диабета, 1686 случаев ожирения, 482 случая анемии.
Обращает на себя внимание низкий процент охвата диспансерным наблюдением, из всех впервые выявленных заболеваний на учет взяты только 30% (в 2015- 31%).
В 2016 году профилактические осмотры прошли 36724 человека взрослого населения области или 104,3% от плана на год.
Слайд 16Оценка работы поликлиники
Показатель среднего числа посещений на 1 жителя (
по РФ – 9,0)
Показатель удельного веса профилактических посещений ( норма
– 30%)
Показатель полноты охвата населения диспансерным наблюдением (по РФ – 60-70%)
Показатель доли больных, состоящих на диспансерном учете (при соц. значимых заболеваниях – 100%)
Показатель эффективности диспансеризацией
Слайд 17Расчет показателей работы поликлиники
Среднее число посещений на 1 жителя
СЧП=Число врачебных
посещений в поликлинике и на дому+
число посещений к среднему медицинскому персоналу
ведущему самостоятельный прием ________________________________________
Среднегодовая численность населения
Полнота охвата населения диспансерным наблюдением
ПОДН= Число лиц, состоявших на диспансерном учете х1000 среднегодовая численность населения
Слайд 20Документация в поликлинике, утвержденная
приказом Минздрава России от 15.12.2014
№ 834н
N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь
в амбулаторных условиях«
025-1/у "Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях»
N 030/у "Контрольная карта диспансерного наблюдения«
N 030-13/у "Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг",
N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение",
N 072/у "Санаторно-курортная карта",
N 076/у "Санаторно-курортная карта для детей",
N 079/у «медицинская справка на ребенка, отъезжающего в санаторный оздоровительный лагерь",
N 086/у медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение),
N 086-2/у журнал регистрации выдачи медицинских справок (формы N 086/у и N 086-1/у),
Слайд 21
Документация в поликлинике
форма № 058/у «Экстренное извещение об инфекционном заболевании,
пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку»
форма № 088/у-06
«Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»,
форма N 030/у-тер «Паспорт врачебного участка (терапевтического)»
форма 039-1/у-06 «Дневник учета работы медицинской сестры участковой»
Направления на исследования, анализы, консультации
Слайд 22 Структура детской поликлиники
Администрация поликлиники
Р е г и с т
р а т у р а
А Х Ч
Лечебно-
профилак
тическое
отделение
Отделение
восстановительного лечения
Консультативно-
диагностическое
отделение
Отделение
медико-
социальной
помощи
Д Ш
О
Дневной
стационар
Отделение
неотложной
медицинской
помощи
Слайд 23Детская поликлиника
Особенностью детской поликлиники является наличие фильтра, после осмотра в
котором медицинской сестрой, дети с подозрением на инфекционные заболевания должны
осматриваться врачом в боксе.
Детская поликлиника работает по участковому принципу из расчета 1 ставка врача, 1,5 ставки медицинской сестры на 800 детей от 0 до 17 лет включительно.
Слайд 24Должностные обязанности медицинской сестры участковой врача педиатра участкового (в дополнение
к участковой медицинской сестры врача терапевта)
Осуществляет дородовые патронажи к беременным
женщинам;
Совместно с врачом-педиатром посещает новорожденных в первые 2-3 дня после выписки из роддома;
Контролирует выполнение родителями врачебных назначений;
Планирует проведение профилактических прививок.
Слайд 25Кабинет здорового ребенка и диспансеризация
Задача - осуществление профилактической работы с
детьми, обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка с целью
профилактики заболеваний.
Укомплектован 1 или 2 медицинскими сестрами в зависимости от мощности поликлиники.
В поликлиниках выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам( диспансеризации):
1 группа- дети, не посещающие детские дошкольные учреждения;
2 группа – дети, посещающие детские дошкольные учреждения;
3 группа –школьники.
Слайд 26
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н “О
Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении
в образовательные учреждения и в период обучения в них”
Слайд 27Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н “О
Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении
в образовательные учреждения и в период обучения в них”
Слайд 33Вакцинация
Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с
изм. от 19.12.2016) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
Приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 21 марта 2014 года N 125н
«Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»
Слайд 34Вакцинация
Обязательным условием проведения профилактических прививок в поликлинике является наличие лицензии
на вакцинацию, наличие специалистов, прошедших обучение и имеющих сертификат медицинской
сестры прививочного кабинета, обученной правилам организации и техники проведения прививок, а также приемам неотложной помощи в случае развития постпрививочных реакций и осложнений.
Слайд 35Вакцинация
Перед проведением профилактической прививки проводится медицинский осмотр для исключения
острого заболевания, обязательная термометрия. В случае заболевания оформляется медицинский отвод.
Профилактические
прививки осуществляются в строгом соответствии с показаниями и противопоказаниями к их проведению , согласно инструкции, прилагаемой к вакцинному препарату.
Профилактические прививки должны проводиться в прививочных кабинетах поликлиник, детских дошкольных образовательных учреждениях, медицинских кабинетах общеобразовательных учебных учреждений, здравпунктах предприятий при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Слайд 36Вакцинация
Категорически запрещается проведение профилактических прививок в перевязочных.
Прививки против туберкулеза
и туберкулино-диагностика должны проводится в отдельных помещениях. Запрещается применение для
других целей инструментов, предназначенных для проведения прививок против туберкулеза. В день вакцинации БЦЖ все другие манипуляции ребенку не проводятся.
Острые заболевания, обострения хронических заболеваний являются противопоказаниями для проведения вакцинации. Плановые прививки проводят через 2-4 недели после обострения.
Слайд 37Вакцинация
Запись о проведении прививки делается:
- в рабочем журнале прививочного
кабинета;
- истории развитии ребенка (ф - 112у);
- карте профилактических прививок
(ф - 063-у);
- медицинской карте ребенка (ф - 026-у);
При этом указываются: вид препарата, доза, серия, контрольный номер.
В медицинских документах, необходимо отметить характер и сроки общих и местных реакций, если они возникли.
При развитии необычной реакции или осложнения на ведение вакцины необходимо незамедлительно поставить в известность руководителя медицинского учреждения и направить экстренное извещение (ф 058) в СЭС.
Отказ от прививок оформляется в письменном виде с подписью граждан и врача.
Слайд 38Вакцинация
Прививочный кабинет поликлиники должен состоять из помещений для проведения прививок
и хранения прививочной картотеки и иметь холодильник для хранения прививочных
препаратов, шкаф для инструментария и набора медикаментов для неотложной и противошоковой терапии, биксы со стерильным материалом, пеленальный стол или медицинскую кушетку, стол для подготовки прививочных препаратов, стол для хранения медицинской документации. В кабинете должны быть инструкции по применению прививочных препаратов и памятка по оказанию неотложной помощи.
Слайд 39Национальный календарь профилактических прививок
Национальный календарь прививок - это утверждённый Минздравом
Российской Федерации документ, регламентирующий сроки и типы профилактической вакцинации, которая
проводится бесплатно согласно программе обязательного медицинского страхования населения.
Календарь прививок состоит из двух приложений. Первая часть - это календарь обязательных профилактических прививок от наиболее распространённых инфекций. Вторая часть - это прививки, показанные по эпидемическим показаниям в очагах инфекции и в группах риска лицам с высокой возможностью заражения.
Слайд 40Национальный календарь профилактических прививок
Слайд 41Национальный календарь профилактических прививок
Слайд 42Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях
Осуществляет
организацию лечебно-профилактической работы среди детей и подростков образовательных учреждений общего
и коррекционного типов, интернатных учреждениях, начального и среднего профессионального образования. Кроме того осуществляет взаимодействие с военкоматами по постановке подростков на первичный воинский учет и подготовку к призыву в армию
Слайд 43Отделение медико-социальной помощи
ЗАДАЧИ:
Медико-социальный патронаж в семьи, выявление в них лиц,
имеющих факторы риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке;
гигиеническое
воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни;
Санитарно-просветительская работа, направленная на формирование потребности в здоровом образе жизни, отказ от вредных привычек
Слайд 44Показатели, характеризующие работу детской поликлиники
Слайд 45Показатели, характеризующие работу детской поликлиники
Слайд 46Показатели, характеризующие работу детской поликлиники
Слайд 47Итоги диспансеризации детей в Костромской области
Анализ результатов диспансеризации детей и
подростков-школьников показывает, что отклонение в состоянии здоровья детей, отмечается уже
в дошкольном возрасте и прогрессирует с момента поступления в дошкольное образовательное учреждение и до окончания общеобразовательной школы.
Так, число детей с понижением остроты зрения перед поступлением в детское дошкольное учреждение составило в 2016 году 3,7% (2015 г. – 3,7%), перед поступлением в школу – 7,1% (2015 г. – 7,1%), а перед окончанием школы (16-17 лет) –23,3% (2014 г. – 23,4%) от количества осмотренных.
В 2016 году возросло число детей с I группой здоровья до 34,3%, но при этом отмечен рост и числа детей с III группой здоровья до 12,5% и IV группы здоровья до 0,4 %.
Слайд 48Итоги диспансеризации детей в Костромской области
Слайд 49Женская консультация
Основной принцип работы
женской консультации:
участково — территориальный.
На 1 акушерско-гинекологический
участок - 3300 человек
женского населения в возрасте 16 лет
Слайд 50Функции женской консультации
Предупреждение осложнений
беременности, родов и
послеродового периода
Антенатальная охрана плода
Профилактика
аборта
Профилактика и лечение
гинекологических заболеваний
Санитарно-просветительная работа
Оказание социально-правовой
помощи женщинам
Слайд 51Структура женской консультации
ЗАВЕДУЮЩИЙ, СТАРШАЯ АКУШЕРКА
Кабинеты специализированного приема
(кабинеты врачей
акушеров-гинекологов)
Кабинеты других специалистов
(стоматологов,
терапевтов, социальных работников)
Административно -хозяйственная часть
Регистратура
Слайд 52Функциональные обязанности акушерки
Выполнение назначений врача в ЖК и на дому;
Подготовка
амбулаторного приема;
Подготовка женщин к предстоящему осмотру;
Патронаж на дому беременных и
родильниц;
Амбулаторный прием гинекологических больных (с врачом или, в соответствующих случаях, самостоятельно);
Проведение профилактических осмотров женщин(с врачом или, в соответствующих случаях, самостоятельно);
Проведение санитарно-просветительской работы среди женщин.
Слайд 53Профилактика абортов в Костромской области
В 2016 году показатель абортов составил
– 24,9 на тысячу женщин фертильного возраста, в 2015 году
– 23,6, в 2014 году - 25,0 на тысячу женщин фертильного возраста. Соотношение родов и абортов в 2016 году 1: 0,46.
Общее число абортов в Костромской области в 2016 году уменьшилось на 89 (2,5%) с 3485 в 2015 году до 3396 в 2016 году.
В связи с уменьшением численности женщин репродуктивного возраста, показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста увеличился по сравнению с 2015 годом с 22,7 до 23,2 в 2016 году.
Анализ частоты абортов в различных возрастных группах показывает, что большой процент всех прерываний беременности приходится на женщин репродуктивного возраста 18- 44 лет и составил в 2015 году – 98,5%, а в 2016 году – 96,1 %.
Снижение абортов у первобеременных с 245 (7 %) в 2015 году до 172 (5,4 %) в 2016 году - на 73 случая или на 29, 8%.
В возрасте до 14 лет: уменьшение количества абортов с 4 (0,1%) в 2015 году до 2 (0,05 %) в 2016 году, на 50%. Оба прерывания до 12 недель, по медицинским показаниям, одно из них в связи с ВПР (Синдром Дауна).
Слайд 55Показатели работы женской консультации
Слайд 56Показатели работы женской консультации
Слайд 57Показатели работы женской консультации
Слайд 58Показатели работы женской консультации
Слайд 59Медицинская документация женской консультации