Слайд 1Организация: типы и проблемы
Слайд 2Понятие и сущность организации
Теория организации призвана ответить на вопросы,
зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему
персонал организации действуют именно так, а не иначе.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.
Организации: 1)социальные целостности, которые 2) преследуют определенные цели 3) являются определенным образом структурированными, координированными активными системами 4)связанными с окружающей средой
«Организацию создают люди и их отношения» (Р.Дафт)
Слайд 3Для организации характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и
децентрализации
Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает
уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации.
Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать
Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.
Слайд 4Важность организации
Организации существуют для того, чтобы:
Объединять ресурсы для достижения желаемых
целей и результатов;
Эффективно производить товары и услуги;
Содействовать инновациям;
Использовать современные производственные
и информационные технологии;
Адаптироваться к изменениям внешней среды и влиять на нее;
Приносить пользу владельцам, потребителям и работникам и обществу;
Приспосабливаться к новым требованиям (изм. этических норм, требований к квалификации персонала, мотивации, координации и пр.).
Слайд 5Базовые характеристики организации:
предлагаемые продукты или услуги;
место и роль в системе
рыночных отношений;
цели организации (выживание, рост, доходность);
технология (процессы, инновации);
философия (базовые взгляды,
ценности, мотивации);
внутренняя концепция (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания);
внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).
Слайд 6Проблемы организации
Глобальная конкуренция;
Этика и социальная ответственность(КСО -концепция, в соответствии с
которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за
влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы);
Быстрота реагирования (ожидать неожиданного и быть готовым к быстрым изменениям и кризисам);
Автоматизация;
Интернационализация.
Слайд 7Конфигурация организаций:
баланс пяти частей
Техническое ядро (производство и сбыт);
Топ-менеджмент высшего уровня;
Менеджмент
среднего уровня,;
Технологическая структура (отделы технологий, НИОКР, маркетинга);
Вспомогательный персонал (обеспечение бесперебойности
работы) – кадровые службы, отделы снабжения и эксплуатации.
Слайд 8Параметры организации
Структурные параметры – служат средством описания внутренних характеристик –
основа для оценки и сравнения организаций между собой;
Контекстуальные параметры –
характеризуют организацию в целом (цели и стратегии, размер, технологии, отношения с внешней средой, культура)
ПАРАМЕТРЫ ВЗАИМОЗАВИСИМЫ!
Слайд 9Структурные параметры
Формализованность (внутренний документооборот);
Специализация – степень, в которой решение задач
организации распределено между отдельными работниками;
Иерархия власти – степень контроля, отчетности
и подчиненности;
Централизация – уровень принятия решений;
Профессионализм – степень формального образования и обученности сотрудников;
Структура штата – распределение персонала по подразделениям и функциональным признакам.
Слайд 10Контекстуальные параметры
Размер – численность, объем продаж, размер активов, капитализация, стоимость
ОПФ;
Производственные и организационные технологии – инструменты, методы и действия, используемые
для преобразования ресурсов на входе в ресурсы на выходе;
Окружающая среда – все, что находится за пределами организации;
Цели и стратегии – определяют масштабы деятельности О, отношения с работниками, потребителями и конкурентами;
Организационная культура – базовый набор ключевых ценностей, убеждений, суждений и норм, разделяемых работниками. «Цемент, объединяющий сотрудников» (Р.Дафт)
Слайд 11Организации как открытые и закрытые системы
Система (system)- набор взаимосвязанных и
взаимозависимых элементов, позволяющих использовать ресурсы на входе и отдавать полученный
результат на выходе
Закрытая система – не зависит от окружающей среды, главная задача менеджмента – эффективность организации
Открытая система – зависима от окружающей среды и обменивается с ней ресурсами, приспосабливаясь к изменениям
Слайд 13Новая техноэкономическая парадигма по К.Перес включает:
новую форму организации на уровне
фирмы и на уровне производства;
новую структуру навыков рабочей силы, влияющей
как качественные, так и на количественные характеристики труда и соответствующей модели распределения доходов;
новый набор продуктов, которые будут производится с низкой себестоимостью, и, соответственно, будут предпочтительнее для инвестиций и составлять растущую долю ВНП;
новые тенденции как в радикальных, так дополнительных инновациях, направленные на замену более интенсивно используемых новых ключевых факторов на другие элементы, имеющие относительно высокую стоимость;
Слайд 14Новая техноэкономическая парадигма
новые направления в размещении инвестиций как внутри страны,
так и на международном уровне по мере того, как изменение
в структуре относительных цен трансформируют относительные преимущества;
особую волну инфраструктурных инвестиций для обеспечения соответствующих внешних условий во всей системе и повсеместного ускорения при использовании новых продуктов и процессов;
новые тенденции, при которых появляются новые инновационные компании в быстро развивающихся отраслях экономики или инициируется создание новых секторов производства
Слайд 15Смещение в инновационных парадигмах (по Г.Чесбро[H.W.Chesbrought])
Принципы закрытых инноваций
Все талантливые люди
работают на нас
Мы должны сами сделать открытие, разработать его до
уровня продукта и довести до конечного результата для того, чтобы получить прибыль от НИОКР
Принципы открытых инноваций
Не все ТЛ работают на нас, мы должны взаимодействовать с ТЛ, работающими как в нашей компании, так и за ее пределами
Значительную ценность могут создавать внешние НИКР; внутренние НИОКР необходимы, чтобы получить часть этой ценности
Слайд 16
Принципы открытых инноваций
Нам не обязательно самим проводить исследования, чтобы на
основе их результатов получить прибыль
Создание более совершенной модели бизнеса важнее,
чем выход на рынок первыми
Если мы наилучшим образом воспользуемся внутренними и внешними идеями, мы выиграем
Мы должны получить прибыль от использования другими нашей ИС, и мы сами должны покупать ИС у других компаний всякий раз, когда она соответствует нашей бизнес-модели
Принципы закрытых инноваций
Если мы сделаем открытие сами, то можем первыми выйти с ним на рынок
Компания, которая доводит инновацию до рынка первой, выигрывает
Если мы сами создадим в отрасли большую часть лучших идей, мы выиграем
Мы должны хорошо контролировать нашу интеллектуальную собственность (ИС), чтобы конкуренты не воспользовались нашими идеями с прибылью для себя
Слайд 17Примеры отраслей с закрытыми и открытыми инновациями
Закрытая модель
Ядерные реакторы, тяжелое
машиностроение, универсальные вычислительные машины
В основном собственные идеи
Низкая мобильность работников
Небольшой объем
венчурного капитала
Относительно небольшое количество слабых компаний-новичков
Незначительная роль университетов (НИИ) в деятельности отрасли
Открытая модель
Производство компьютеров и ПО, производство кинофильмов, фармацевтика, биотехнологии, автомобилестроение
Большое число внешних идей
Высокая мобильность работников
Активное привлечение венчурного капитала
Большое число компаний-новичков
Активное взаимодействие с университетами (НИИ)
Слайд 18Открытые системы
Xerox & PARC
Procter & Gamble программа Connect & Develop
(за 5 лет добиться, что бы 50% инноваций поступали из
внешних источников)
Intel, IBM
Millennium Pharmaceuticals
Слайд 21Основные законы организации и среда
Слайд 22Основные законы организации
Каждый менеджер должен постоянно помнить, что любая
организация действует в поле единых законов природы и общества.
Закон —
это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе.
Познание законов организации является важнейшей задачей теории организации.
Применительно к организации закон — это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Познание всеобщих законов имеет огромное значение: с их помощью расширяется возможность предвидения поведения системы, определения тенденций ее развития и предотвращения критических ситуаций.
Слайд 25Закон синергии /Первый уровень
СинергИя, синергизм — это совместное, содружественное,
взаимозависимое действие двух или нескольких сил, агентов, факторов в каком-либо
одном направлении.
Закон синергИи: любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов.
Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, оборудования и т.д.), либо существенно меньше.
Эффект синергии — это не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение, связи, отношения, — одним словом, весь набор параметров, характеризующих сложную развивающуюся систему.
Слайд 26Для того чтобы использовать совместные синергетические эффекты, необходимо знать синергетические
характеристики фирмы и выстраивать стратегию развития, используя синергетический потенциал.
Синергизм «масштаба».
Фирма, оптимизирующая этот эффект, тщательно подбирает товары и рынки, завоевывает большую долю рынка благодаря низким ценам и вновь привлекает инвесторов.
Синергизм продаж. Продавцы объединяются и используют для продажи различных товаров одни и те же каналы распределения, склады, транспорт, персонал.
Оперативный синергизм. Позволяет более эффективно использовать основные средства и персонал: совместное использование ОФ, обучение, крупные закупки оборудования и транспортировка из-за рубежа, распределение накладных расходов и пр.
Инвестиционный синергизм. Проявляется при совместном использовании краткосрочных и долгосрочных кредитов, производственных площадей, НИР, общей технологической базы и пр.
Слайд 27Модель «общих товаров». В экономике общие товары производятся благодаря взаимозависимым
совместным усилиям.
Создание совместной благоприятной среды. Разнообразие различных отраслевых производств на
единой компактной территории позволяет использовать эффекты кооперации и синергии, когда отходы одного производства могут служить сырьем для другого, увеличивая замкнутость материальных циклов в промышленных узлах.
Синергизм менеджмента. Растущие компании, как правило, испытывают дефицит компетентных руководителей высшего звена. Любое улучшение в руководстве дает значительный эффект синергизма. Этот эффект увеличивается, если руководство фирмы уже сталкивалось с аналогичными проблемами и имеет опыт их решения. Если же проблемы новые и неизвестные, а менеджер не имеет опыта их разрешения, то существует угроза отрицательного эффекта от принятия решений некомпетентного руководства.
Слайд 28Закон самосохранения / Первый уровень
Закон самосохранения: каждая организованная динамическая система
обычно противостоит внутренним и внешним разрушающим воздействиям, используя для этого
значительную часть своего потенциала.
Для стабильности организации очень важны правильная организационная стратегия и тактика.
Слайд 29Факторы самосохранения и устойчивости организации
Слайд 30Закон развития /онтогенеза
Развитие — это процесс закономерного качественного изменения.
Законы диалектики
образуют базис универсальной теории развития:
закон единства и борьбы противоположностей,
закон перехода количественных изменений в качественные
закон отрицания отрицания
Они, по существу, с разных сторон характеризуют процесс развития.
Слайд 31Закон развития: каждая организация в процессе своего развития стремится к
оптимальной самореализации как целого, так и составных своих элементов на
основе их активности и динамического равновесия. Соответственно, каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Предполагает, что любая организация в своем развитии проходит несколько фаз жизненного цикла: рост, становление, расцвет, угасание (Теория жизненного цикла: от 3 до 10 уровней ЖЦО)
Слайд 32Развитие свойственно любой открытой динамической системе. Различают две формы развития:
эволюционную и революционную.
При эволюционной — развитие можно охарактеризовать как процесс
постепенного, непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения;
Революционная форма характеризуется скачкообразным переходом от одного качественного состояния к другому, от старого — к новому.
Жизненный цикл организации (ЖЦО) — это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Пример, приведенный на рисунке, включает 8 взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7), ликвидация или утилизация (Э8).
Слайд 34Тангенс угла наклона кривой на этапах внедрения, роста, зрелости, спада
и краха определяет принадлежность развития к эволюционной или революционной форме,
спаду или подъему. Положительный тангенс характеризует подъем, отрицательный — спад.
Диапазон угла наклона 50-60° свидетельствует о революционной форме развития;
Диапазон 10-30° — об эволюционной форме;
Промежуточный диапазон 30-50° — это период постепенного перехода к одной из указанных форм;
Диапазон 0 -10° — это стабилизация или изменение запасов (т.е. «проедание»).
Руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация.
Слайд 35Характеристики стадии жизненного цикла компании
Источник: Lester D.L., Parnell J.A., Carraher
S. Organizational Life Cycle: a five-stage empirical scale.
The International
Journal of Organizational Analysis.11 (4), 2003: 339-354
Слайд 37Закон информированности-упорядоченности
чем большей информацией о внутренней и внешней среде владеет
система, тем эффективнее должно быть ее стремление к упорядоченности и
самоорганизации и большей вероятности ее устойчивого функционирования (самосохранения).
Следствия из закона:
1. Чем четче сформулированы задачи управления и организована база данных об объектах управления, тем устойчивее функционирует организация.
2. По мере роста сложности системы количество необходимой информации растет экспоненциально — гораздо быстрее, чем сложность самой управляемой системы.
3. Неупорядоченная под конкретные задачи управления информация приводит к дезинформации, к тому же возрастают проблемы хранения, переработки и передачи информации, увеличиваются затраты.
Слайд 38Информационные потоки в организации
Внешние
Внутренние
Качество
информации:
1.Объем
2.Достоверность
3.Ценность
4.Насыщенность
5.Открытость
Слайд 39Качество информации
Издержки информации:
Реклама / Спам
Манипуляции
Асимметрия
Оппортунистическое использование и пр.
Слайд 40Закон единства анализа и синтеза
Закон единства анализа и синтеза: каждая
управляющая система стремится к наиболее эффективной функциональной и организационной структуре
за счет постоянного циклического процесса анализа — синтеза (дедукции — индукции).
Процессы разделения, специализации, дифференциации и пр. дополняются противоположными – соединением, кооперацией и интергацией…
Слайд 41Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования,
рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы
(признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Дает описание
Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему. Дает объяснение
Менеджер любого уровня должен обладать методами системного анализа и синтеза как необходимым инструментом для принятия управленческих решений
Слайд 42Закон композиции и пропорциональности
Каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению
частей и к оптимальному количественному соотношению между ними.
Отражает необходимость согласования
целей организации, они должны быть направлены на поддержание цели более общего порядка
Слайд 43Пропорциональность отражает необходимость определенного соотношения между частями целого, а также
их соразмерность, соотношение и зависимость – это повышает жизнеспособность системы
и эффективность ее функционирования
Слайд 48Взаимосвязи внутренней и внешней среды организации
Слайд 50Идентификация внешней среды организации
Внешняя среда
Клиенты
Дистрибьюторы продукта/услуги
Конечные потребители продукта услуги
Поставщики
Поставщики сырья
Поставщики
оборудования
Поставщики комплектующих
Рынок труда
Конкуренты
Конкуренты на рынке ресурсов
Конкуренты на потребительском рынке
Социально-политические условия
Государственная
полтика и регулирование в отрасли
Отношение общества к конкретному продукту/услуги
Отношение с профсоюзами и работниками организации
Технология
Соответствие новым технологическим требованиям отрасли и связанных отраслей при производстве
Совершенствование и разработка новых продуктов с применением новых технологических достижений в отрасли
Слайд 51Идентификация внутренней среды организации
Персонал
Образование, специальные знания и навыки
Предыдущий профессиональный и
управленческий опыт
Вовлеченность и приверженность организационным целям
Стили межличностного взаимодействия
Возможность использования потенциала
сотрудников в рамках компании
Функциональные и штабные организационные подразделения
Технологические характеристики организационных единиц
Взаимозависимость оргединиц при выполнении задач
Конфликты в рамках оргподразделения между функциональными и штабными единицами
Организация в целом
Миссия, цели и задачи организации (KPI, система сбалансированных показателей, стратегические карты)
Интеграционный процесс, способствующий максимизации вклада сотрудников и групп в достижение организационных целей
Особенности производимого продукта / услуги
Слайд 52Основные стейкхолдеры организации и их цели
Слайд 53Разработка стратегии статичной и динамичной организации
Слайд 54Целевые установки статичной и динамичной организации
Слайд 56Рекламное агентство «Глобал маркетинг Сервис»,Новосибирск
Слайд 58Источник: составлено с использованием материалов самостоятельной работы ст. ЭФ НГУ
Самсоновой О., Глобенко Д.
Слайд 59Тема 4. Виды и методы организационного планирования, постановка целей
Цели являются
обязательством управленческого аппарата добиться определенных результатов в установленное время (Томпсон,
Стриклен. Стратегический менеджмент)
Стратегические цели – цели, формирующие видение будущего компании. Тактические цели – это цели направленные на краткосрочные достижения и решающие повседневные задачи организации.
Ключевые сферы организации, для которых необходимо формулировать цели (Друкер. Задачи менеджмента):
1. Рынок и рыночное положение (доля, масштаб, новые рынки и продукты, объемы продаж, сбытовая сеть и пр.)
2. Инновации (технологические: новые технологии, процессы, услуги и продукты; патенты и лицензии, ноу-хау; нетехнологические: маркетинговые и организационные; экологические)
3. Материальные и финансовые ресурсы (здания, сооружения, земля, оборудование; финансы и инвестиционные проекты (безубыточность, формы привлечения ресурсов, дивиденды, налоги, амортизационные отчисления и пр.)
Слайд 60
4. Производительность (рост, приобретение нового оборудования и технологий, оптимизация и
автоматизация, бизнес-процессы, добавленная стоимость)
5. Прибыльность (максимизация, снижение издержек, доходность проектов
и продуктов, темпы роста всего бизнеса, отельных продуктов и направлений, новые бизнес-модели)
6. Персонал (обучение и мотивация всех уровней персонала, микроклимат и пр.)
7. Общество (социальная и корпоративная ответственность, стандарты, отношения с профсоюзом и пр.)
Слайд 61Организационные уровни целей/планов
Слайд 64Примеры целей (Томпсон, Стриклен)
McDonald's
Достигнуть 100%-го уровня удовлетворения клиента ... ежедневно...
В каждом ресторане...каждого клиента.
Rubbermaid
Увеличить ежегодный объем продаж с 1 млрд
долл. до 2 млрд долл. за 5 лет.
Раз в полтора-два года выходить на новый рынок.
30% от общего объема продаж должны приходиться на товары, пущенные в производство за последние 5 лет.
Иметь самые низкие издержки при самом высоком качестве продукции для домашних хозяйств среди всех производителей отрасли.
Достигнуть среднего уровня годового прироста в 15% по продажам, прибыли и доходу по акциям.
McCormick & Company
Достигнуть 20%-го уровня дохода по акциям.
Годовой прирост чистых продаж довести до 10%,
Поддержать средний уровень годового прироста дохода по акциям на 15%.
Сохранить показатель "задолженность к общей сумме капитала" на уровне 40% или ниже.
Выделять 25—30% чистого дохода на выплату дивидендов.
Совершать селективные приобретения других компаний, которые могли бы дополнить текущую деятельность и увеличить общие доходы.
Ликвидировать те направления деятельности, которые не приносят или не могут принести соответствующего дохода или не вписываются в стратегию компании.
Слайд 65Таблица с целями и KPI в самостоятельной работе