Слайд 1Организация внеурочной деятельности в ОУ с учетом требований ФГОС
Д.С.Райхерт
Слайд 2Требования ФГОС
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Слайд 3внеурочная деятельность
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Слайд 4Закон об образовании
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося,
развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной
деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Слайд 5Закон об образовании
Основное общее образование направлено на становление и формирование
личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа
жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Слайд 6Закон об образовании
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и
формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей
обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Слайд 7Закон об образовании
Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования может быть основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Слайд 8Система вуд
Задается планом внеурочной деятельности, включающим в себя различные виды
внеурочной деятельности, реализуемые на основе программ внеурочной деятельности
Слайд 9ВУД не урок
Используются активные формы работы
Деятельность самих учащихся
Слайд 10Основные модели организации внеурочной деятельности
Приоритетный способ осуществления внеурочной деятельности на
основе определенной составляющей традиционной деятельности школы
Слайд 11Модель 1 Дополнительное образование
Осуществление кружков и клубов дополнительного образования, способствующих
достижению образовательных результатов и реализующих активные формы работы с учащимися
Сотрудничество
с УДО
Слайд 12сравнение
Внеурочная деятельность как дополнительное образование
Дополнительное образование
Образовательные результаты
Рекомендации педагогов
Интересы учащихся
Выбор учащихся
и родителей
Слайд 13Модель 2 Школа полного дня
Организация внеурочной деятельности как особого
компонента ГПД:
Игровые программы
Воспитательные мероприятия
Прогулки
Самоподготовка
Слайд 14сравнение
ГПД
Внеурочная деятельность в ГПД
Организация второй половины дня учащихся
Работа по
плану
Особый вид деятельности в ГПД
Реализация программы
Слайд 15Модель 3 Оптимизация воспитательной работы
Организация внеурочной деятельности как программирования традиционных
форм воспитательной работы:
Внеурочная работа по предмету
Деятельность в классе
Годовой круг событий
и праздников
Работа специалистов
Особые школьные подразделения
Новые элементы школьной жизни
Слайд 16ВУД как пространство современных педагогических технологий
Проектная деятельность
Игровые технологии
Учебные дисскусии
Слайд 17сравнение
Воспитательная работа
Внеурочная деятельность как способ организации ВР
Работа по
плану
Отдельные мероприятия
гибкость
Особый вид деятельности
общая логика
Реализация программы
запутанность
Слайд 18Инновационные авторские модели
Особый способ организации внеурочной деятельности, разработанный и апробированный
в ходе ОЭР
Слайд 19Основные структуры внеурочной деятельности
направления развития личности
1спортивно-оздоровительное,
2духовно-нравственное,
3 социальное
4
общеинтеллектуальное,
5 общекультурное
Слайд 20По видам Степанов П.В Григорьев Д.В.
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность
Игровая деятельность
Социальное
творчество
Художественное творчество
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная
Туристско-краеведческая
Слайд 213 Базовые национальные ценности
патриотизм — любовь к России, к своему
народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода
личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
Слайд 22Базовые национальные ценности
наука — ценность знания, стремление к истине, научная
картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной
жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Слайд 234 портрет выпускника нач.школы
любящий свой народ, свой край и свою
Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и
заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Слайд 24портрет выпускника средней школы
любящий свой край и своё Отечество, знающий
русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и
духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Слайд 255 Личностные результаты нач
должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Слайд 26Личностные результаты нач
2 )формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
Слайд 27Личностные результаты нач
2 )формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
Слайд 28Личностные результаты нач
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Слайд 29Личностные результаты нач
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений
о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Слайд 30Личностные результаты нач
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Слайд 31Личностные результаты нач
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Слайд 32Основные технологии и формы внеурочной деятельности
Коммуникация -беседа
Созидание - дело
Состязание-соревнование
Путешествие -экскурсия
Событие -праздник
социальная практика -практикум
игра –сюжетно-ролевая
игра
Слайд 33Описание модели
Цель:
Направления
Организационная модель
Субъекты реализации
управление
Слайд 34Типы программ внеурочной деятельности
1 Программы по конкретным видам внеурочной деятельности
(ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.)
Слайд 35Типы программ внеурочной деятельности
2 Комплексные программы, предполагающие переход от воспитательных
результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в
различных видах деятельности.
Слайд 36Типы программ внеурочной деятельности
Тематические программы, направленные на получение воспитательных результатов
в определенном проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности
(ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)
Слайд 37Типы программ внеурочной деятельности
Программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня.
Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для первого класса
— образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2—3 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса - образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия;
Возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников).
Индивидуальные образовательные программы для учащихся.
Слайд 38требования
В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных,
в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество часов
аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы.
Все программы внеурочной деятельности должны быть утверждены решением педагогического совета образовательного учреждения.
Слайд 39титульный лист
наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена
программа; название программы; направление внеурочной деятельности; Ф.И.О., должность, автора (авторов)
программы; название города, в котором реализуется программа; год разработки программы внеурочной деятельности.
Слайд 40пояснительная записка
цели и задачи образовательной деятельности;
- актуальность данной программы (значимость и
ее необходимость);
- обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его
последовательности;
- общие характеристики внеурочной образовательной деятельности, методов, форм работы, средств;
- разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с существующими программами;
- технические указания к тексту программы. Если программа адаптированная, то необходимо указать, на основе какой программы она разработана.
Слайд 41Требования к содержанию:
обязательное описание видов и способов деятельности, степени самостоятельной
и творческой работы учащихся в процессе освоения программы. Все практические
работы, которые должны будут выполнять школьники (экскурсии, проекты, микроисследования и т.п.), необходимо представить и описать в программе;
содержание деятельности может быть представлено единицей внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, заседание клуба и т.п.);
содержание программы должно отражать опыт эмоционально-личностного отношения к миру, стимулировать интерес школьников к мировоззренческим, нравственно-этическим вопросам.
Слайд 42тематический план
позволяет точно сбалансировать содержание внеурочной образовательной деятельности учащихся по
четвертям в течение учебного года. Для его составления необходимо разделить
предполагаемое содержание курса на модули или разделы, темы, выделить необходимое количество времени на каждый из них. Для каждой темы целесообразно указать, какие виды работ, средства обучения могут быть использованы.
Слайд 43Формы оценки результатов
необходимо указать, какие именно компоненты содержания подлежат оцениванию;
- описать
средства и методы оценивания, особенно для заданий творческого характера;
- средства контроля
должны быть разнообразными, позволяющими оценить знания и умения учащихся, проследить изменения в развитии и личностных качествах школьников;
- средства контроля должны соответствовать целям и задачам внеурочной образовательной деятельности;
- элементы обязательного содержания программы должны подлежать точному оцениванию;
- аппарат контроля должен предусматривать не только итоговый контроль, но и предоставлять возможность отслеживания промежуточных результатов.
Слайд 44Положение
Определяет основные параметры внеурочной деятельности в ОУ
Создается применительно к
каждой образовательной программе
Учитывает требования Законодательства и Устава
Слайд 45Положение об организации внеурочной деятельности (ОП НОО)
Настоящее положение разработано в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
1.
Слайд 46Общие положения
1.1. Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся
1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса (далее –
внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.
1.2 Внеурочная деятельность организуется в I-4 классе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с 1 сентября 2011года.
1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы
1.4. Внеурочная деятельность (продолжительность занятий) временем не регламентируется.
Слайд 47Цель и задачи
2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении
достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-4 классов в соответствии с основной
образовательной программой начального общего образования
2.2. Внеурочная деятельность направлена на развитие активности и самостоятельности обучающихся.
2.3. Внеурочная деятельность может быть использована для решения конкретных проблем обучающихся.
Слайд 48Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности
3.1. Направления и виды
внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой начального
общего образования. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования.
3.2. ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает виды внеурочной деятельности по следующим основаниям:
По месту проведения:
• в классе с переменным составом;
• в классе группами;
• в классе индивидуально;
• на базе учреждений дополнительного образования, культуры, организаций и предприятий
По времени:
• во второй половине дня;
• во время каникул
Слайд 49Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
Слайд 50Организация внеурочной деятельности
Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются самостоятельно.
Возможно использование авторских программ.
4.2. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть
различных типов:
комплексные;
тематические;
ориентированные на достижение результатов;
по конкретным видам внеурочной деятельности;
индивидуальные.
4.3. Структура образовательной программы внеурочной деятельности:
пояснительная записка;
учебно – тематическое планирование (по годам обучения);
содержание курса;
планируемые результаты;
Слайд 51Организация внеурочной деятельности
Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов,
педагогами учреждений дополнительного образования.
4.5. Распределение времени на внеурочную деятельность
по годам обучения определяет Школа .
4.6. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем в Журнале учета внеурочной деятельности или ГПД. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.
4.7. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности.
Слайд 52Учёт внеурочных достижений обучающихся
5Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является
портфолио.
5.2. Основными целями составления портфолио являются:
- развитие самостоятельности и
объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;
- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;
- переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся.
5.3. Основными задачами составления портфолио являются:
систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;
создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.
5.4. Портфолио может иметь следующую структуру:
· I раздел «Мой портрет» (информация о владельце);
· II раздел «Портфолио документов» (дипломы, грамоты, результаты тестирования);
· Конкурсы, спортивные соревнования: этот раздел включает в себя участие в конкурсах различного уровня (школы, района, области), прописываются все спортивные достижения.
· Олимпиады: в данном разделе отражается участие обучающегося во всех предметных и тематических олимпиадах.
· Научно-исследовательская деятельность: в этом разделе фиксируются все творческие работы, проектные работы, исследовательские работы.
· Общественно-культурная деятельность: данный раздел включает весь спектр культурно-массовых мероприятий школы, района, области в которых обучающиеся принимали участие.
Слайд 53Финансирование внеурочной деятельности
Финансирование часов, отводимых на внеурочную деятельность, организуемую в
Школе, осуществляется в пределах средств субвенции бюджета на обеспечение государственных
гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
Слайд 54Развитие детско-взрослой общности во внеурочной деятельности
Организация
коллектива,
команды,
клуба по
интересам,
диалогового сообщества.
Слайд 55Волонтерство
Волонтерское объединение как организатор внеурочной деятельности
Слайд 56Критерии и показатели качества ВУД
Результативность
Отсутствие внутренних проблем
Технологичность осуществления