Слайд 1
Організація різних видів лікувально-профілактичної допомоги населенню.
Амбулаторно- поліклінічна допомога, стаціонарна та
швидка допомога.
Слайд 2Лечебно-профилактическая помощь
Лечебно-профилактическая помощь является одной из основных составляющих здравоохранения, в
которой задействована большая часть медицинских работников.
На обеспечение её деятельности
выделяется значительные средства из ассигнований, предусмотренных на здравоохранение в целом.
Медицинские работники, в независимости от того, в какой области здравоохранения они работают, должны быть хорошо информированы о принципах организации лечебно-профилактической помощи и направлениях её развития.
Знать задачи, функции и структуру основных лечебно-профилактических учреждений, а также вопросы их лицензирования и аккредитации.
Слайд 3Лечебно-профилактическая помощь
Лечебно-профилактическая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение
заболеваемости, раннюю диагностику, медицинскую помощь лицам с острыми и хроническими
заболеваниями, на реабилитацию больных и инвалидов с целью продления их активного долголетия.
Слайд 4Виды лечебно-профилактической помощи
Слайд 5Лечебно-профилактическая помощь
Амбулаторно-поликлиническая помощь - оказывается лицам, требующим периодического медицинского наблюдения,
лечения на догоспитальном этапе и проведения профилактических мероприятий. Её получают
при обращении непосредственно в амбулаторно-поликлинические учреждения или на дому.
Скорая медицинская помощь – это медицинская помощь больным при экстренных заболеваниях с тяжелым течением и пострадавшим в результате несчастных случаев. Она оказывается учреждениями скорой и экстренной медицинской помощи в максимально возможном объеме по месту вызова, во время транспортирования и госпитализации.
Стационарная помощь – оказывается больным, требующим постоянного медицинского наблюдения, использования
сложных методов обследования и интенсивного лечения,
а также оперативных вмешательств, которые не могут
быть выполнены в амбулаторных условиях.
Слайд 6Виды лечебно-профилактической помощи населению и учреждения, которые её оказывают
Слайд 7Лечебно-профилактическая помощь осуществляется:
лечебно-профилактическими аккредитованными учреждениями;
службой скорой медицинской помощи;
отдельными медицинскими работниками,
имеющими соответствующую лицензию.
Слайд 8Классификация учреждений ОЗ по признакам:
Территориальной принадлежности:
медицинские учреждения сельских административных районов
– центральные районные больницы и районные больницы, районные и межрайонные
диспансеры, участковые больницы, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты;
городской уровень – больницы, диспансеры, консультативно-диагностические и медицинские центры;
областной уровень – областные больницы и диспансеры, межобластные и областные специализированные центры;
государственный уровень – специализированные медицинские центры, клиники научно-исследовательских институтов и высших учебных учреждений.
Слайд 9Классификация учреждений ОЗ по признакам:
2. Принадлежности к отдельным социальным группам
населения
- студенческие
детские поликлиники
женские консультации
3. Ведомственного подчинения
- поликлиники на
водном, железнодорожном транспорте
4. Специализации:
- физиотерапевтическая,
- стоматологическая поликлиника,
наркологическая амбулатория
5. Направление в деятельности других учреждений:
диагностический центр
медико-санитарная часть
консультация «Брак и семья»
Слайд 10Нормативная база и типы учреждений здравоохранения:
Лечебно-профилактическая помощь является сложной системой
как по видам медицинского обеспечения, так и по типам учреждений
здравоохранения, перечень которых утвержден приказом МЗ Украины № 385 от 28.10.2002 г. с изменениями и дополнениями (приказ МЗ Украины № 1020 от 29.12.2014 г.)
Перечень учреждений здравоохранения:
Лечебно-профилактические учреждения:
1.1. Больничные учреждения
1.2. Лечебно-профилактические учреждения особого типа
1.3. Диспансеры
1.4. Амбулаторно-поликлинические учреждения
1.5. Учреждения переливания крови, скорой и неотложной медицинской помощи
1.6. Санаторно-курортные учреждения
Санитарно-профилактические учреждения:
2.1. Санитарно-эпидемиологические учреждения
2.2. Учреждения санитарного просвещения
Аптечные учреждения
Другие учреждения (патологоанатомические, судебно-медицинские, статистические и др.)
Учреждения медико-социальной защиты
Слайд 11Степень сложности оказания медицинской помощи
В соответствие с Основами законодательства Украины
о здравоохранении (1992 г.) различают:
Первичная лечебно-профилактическая помощь – основная часть
медико-санитарной помощи, предусматривающая консультацию врача общей практики (семейного), диагностику и лечение основных наиболее распространенных заболеваний, направление пациента для оказания специализированной помощи, проведения профилактических мероприятий.
Вторичная (специализированная) помощь – предусматривает квалифицированное консультирование, диагностику, профилактику и лечение врачами-специалистами.
Третичная (высокоспециализированная) помощь – оказывается врачами (или их группами), которые имеют соответствующую подготовку в области сложных для диагностики и лечения заболеваний, а также заболеваний, которые редко встречаются.
Слайд 12Виды лечебно-профилактической помощи
Слайд 13УЧРЕЖДЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ (УРОВНИ) МП
В действующей системе здравоохранения первичная
и вторичная лечебно-профилактическая помощь оказывается в амбулаториях, сельских участковых больницах,
поликлиниках, городских и центральных районных больницах.
Третичную помощь обеспечивают специализированные и многопрофильные больницы (областные, центральные городские), диагностические и медицинские центры, диспансеры.
Слайд 14УЧРЕЖДЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ (УРОВНИ) МП
Слайд 15Принципы организации лечебно-профилактической помощи:
общедоступность, бесплатность и высокая квалификация оказания всем
гражданам гарантированного уровня первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
последовательность (этапность) специализированного
медицинского обеспечения;
единство лечебной и профилактической помощи;
преемственность амбулаторной и стационарной помощи;
участково-территориальный принцип обслуживания (трансформация в условиях перехода к страховой медицине на основе семейной медицины – общей практики);
специализация и интеграция врачебной помощи;
соблюдение прав пациентов;
преимущественное обслуживание отдельных социально значимых групп населения.
Слайд 16Объем и качество оказания медицинской помощи
Обеспечение населения лечебно-профилактической помощью в
достаточном объеме и высокого качества зависит от адекватности материально-технической базы
учреждений здравоохранения, профессионализма и квалификации врачей, компетентности руководителей, психологической готовности населения заботиться о состоянии своего здоровья.
Одним из обязательных условий, обеспечивающих надлежащее качество медицинской помощи является проведение лицензирования и аккредитации лечебно-профилактических учреждений.
Слайд 17Организация амбулаторно-поликлинической помощи
Этот вид помощи является наиболее
массовым и социально значимым, занимает ведущее место в медицинском обеспечении
населения. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение 80% всех больных, и лишь 20% больных подлежат госпитализации.
Амбулатория – учреждение, которое оказывает медицинскую помощь больным по одной или нескольким основным врачебным специальностям.
Поликлиника – оказывается помощь по многим специальностям.
Как в амбулаториях, так и в поликлиниках осуществляется лечение больных при обращении в эти учреждения, а также проводится профилактическая работа. Кроме этого, они оказывают медицинскую помощь больным на дому.
Поликлиника отличается от амбулатории объемом и уровнем медицинской помощи, в последней её обеспечивают врачи 4-5 основных специальностей.
В амбулаториях могут также оказывать помощь только семейные врачи (врачи общей практики).
Слайд 18
Потребность населения в МП
Распределение финансовіх ресурсов
Слайд 19Основные задачи городской поликлиники:
Слайд 20Основные разделы работы поликлиники:
Слайд 21Профилактические мероприятия
Вакцинация
Гигиеничное воспитание населения
Диспансерное наблюдение за здоровыми и лицами с
факторами риска
Санитарно-противоэпидемические мероприятия
Слайд 22Противоэпидемические мероприятия
Слайд 23Лечебно-диагностические мероприятия
Слайд 24Организационно-методические мероприятия
Слайд 26Задачи регистратуры
Справочно-информационное обеспечение
Предварительная и неотложная запись на прием и вызовов
на дом - телефонных и по непосредственным заявкам пациентов
Регулирование интенсивности
потока посетителей (направление при потребности в доврачебный кабинет, в отделение профилактики и т.п.) с целью создания равномерной нагрузки врачей
Оформление и хранение медицинской документации
Своевременный подбор и доставка во врачебные кабинеты медицинской документации, в частности карт амбулаторных больных (если они хранятся в поликлинике, а не у жителей)
Слайд 27Задачи отделения профилактики
Проведение профилактических медицинских осмотров с целью раннего выявления
больных и лиц с высоким риском заболеваний
Организация, учет и контроль
проведения диспансеризации
Участие в разработке мероприятий первичной и вторичной профилактики
Пропаганда гигиенических знаний
Слайд 28Диспансеризация
Диспансеризация – это целостная система, обеспечивающая всестороннее, на протяжении всей
жизни, динамическое наблюдение за здоровьем каждого человека (здорового или больного)
и средой, в которой он находится.
Слайд 29Принципы диспансеризации
Активное выявление больных на ранних стадиях заболеваний и учет
диспансерных контингентов
Систематическое наблюдение за выявленными больными и обеспечение их квалифицированной
медицинской помощью, патронаж
Групповая и индивидуальная профилактика, санитарное просвещение
Слайд 31Задачи КИЗа
Обеспечение своевременного выявления инфекционных заболеваний и организация их лечения
Предоставление
консультативной помощи больным с целью уточнения диагноза, решение вопроса о
месте лечения, назначение лечения и определение профилактических мероприятий
Предоставление консультативной помощи врачам по диагностике и лечению инфекционных заболеваний
Организация профилактических прививок
Повышение квалификации медицинского персонала по вопросам инфекционной патологии
Анализ инфекционной заболеваемости
Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами
Учет и наблюдение за бактерионосителями
Разработка мероприятий профилактики инфекционных болезней
Слайд 34Показания для направления пациента в круглосуточный стационар
Слайд 36Объем работы и функции приемного отделения
Прием, регистрация и распределение больных,
поступающих в больницу
Установление предварительного диагноза
Решение вопроса о необходимости стационарного или
амбулаторного лечения
Предоставление необходимой медпомощи
Проведение санитарной обработки больных, которые госпитализируются в неинфекционные отделения
Осуществление мероприятий по предотвращению заноса и распространение инфекционных заболеваний
организация эвакуации больных, требующих лечения в других лечебных учреждениях
Выписка больных и выдача справок
Предоставление справочной информации о госпитализированных больных
Слайд 37Диспансер
Для предоставления специализированной медпомощи при отдельных заболеваниях создается сеть самостоятельных
специализированных учреждений-диспансеров
Диспансер - это учреждение, в котором предоставляется амбулаторная и
стационарная помощь при определенных заболеваниях (туберкулез, венерические болезни, психические, эндокринные заболевания и т.п.), а также пострадавшим от Чернобыльской аварии
В Украине, в соответствии с утвержденным перечнем учреждений здравоохранения , есть 11 видов профильных диспансеров
Слайд 38Основные задачи диспансера
Активное выявление больных
Обследование и уточнение диагноза
Назначение соответствующего лечения
Активное динамическое наблюдение за больными
и контактными
Патронаж больных
Проведение оздоровительных мероприятий
Изучение заболеваемости в районе деятельности
Разработка предупредительных мер относительно возникновения патологии
Проведение организационно-методической работы
Предоставление консультативной помощи врачам других медицинских учреждений
Контроль полноты учета и своевременности сигнализации при выявлении больного
Слайд 39Показатели деятельности стационара(унифицированы ВОЗ):
Показатели организации работы:
- Средняя длительность пребывания больного
в стационаре (12,8 дней в Украине, 5,9 в Дании, 6,6
в Швеции)
- Среднегодовая занятость койки (эффективность использования койкового фонда – 330,6 дней)
Оборот койки (среднее число больных, пребывающих на одной койке)(25,8)
Показатели эффективности работы:
- Общая смертность (1,1 % в Украине)
Слайд 40Мероприятия по рациональному использованию коечного фонда
Слайд 41Мероприятия по рациональному использованию коечного фонда
Слайд 42Мероприятия по рациональному использованию коечного фонда
Слайд 43Мероприятия по рациональному использованию коечного фонда
Слайд 44Мероприятия по рациональному использованию коечного фонда
Слайд 45Мероприятия по рациональному использованию коечного фонда
Слайд 46Статистика
В результате упорядочения сети учреждений охраны здоровья в течение 2005
-2010 гг. в системе МЗ Украины количество учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую
помощь, увеличилась с 6 692 до 6 869.
Количество больниц за этот период сократилось с 2 636 до 2 487 преимущественно за счет перепрофилирования части их во врачебные амбулатории; в 2010 г. - составляла 86,5 на 10 тыс. населения.
Соотношение между врачами и средним медицинским персоналом в Украине составляет 1:2,2 и значительно отличается от принятого во многих странах – 1:5, 1:6.
Обеспеченность врачами возрастает и составляет – 43,2 на 10 тыс. населения в 2010г. (38,4 в 1990г.)
Обеспеченность врачами в других странах Европы – от 11 до 66 на 10 тис.
Обеспеченность средним мед.персоналом снижается – (93,6 против 102,1)
Количество посещений врача на одного жителя в течение
2005—2010 гг. находится в пределах 10—11,
уровень госпитализации составляет 21,6—22,9 % на 100 жителей
Уровень обеспечения койками – 87,6 на 10 тис. (в странах Европы 66,7)
Слайд 47Нормативы
Количество должностей заведующих отделений, среднего и младшего мед.персонала осуществляется с
учетом врачебных должностей.
Количество населения:
-На терапевтическом участке – 1700 лиц
-на педиатрическом
- 800
- работников на цеховом участке – 2000
-женщин, обслуживаемых врачом акушером-гинекологом – 3300лиц
Мощность стационара определяется количеством коек (от 25-100 коек сельской участковой больницы до 1000 коек областной больницы),
а поликлиники – количеством посещений в смену.
Слайд 51Организация скорой медицинской помощи
Служба скорой медицинской помощи (СМП) – является
одной из наиболее важных составных частей системы здравоохранения в обеспечении
помощи населению на догоспитальном этапе
СМП представлена специальными учреждениями:
станциями,
подстанциями (пунктами)
больницами скорой медицинской помощи.
Слайд 52Организация скорой медицинской помощи
Создаются станции СМП в городах и сельских
административных регионах и делятся в зависимости от численности населения, проживающего
на территории обслуживания, на 5 категорий:
5-я категория - до 50 тыс. населения,
1-я категория - от 1 млн. до 2 млн. населения
некатегорийные - станции, обслуживающие более 2 млн. населения.
Станция должна обеспечить прибытие выездной бригады к места вызова в 10-минутный срок с момента их поступления в городах и 20-минутный срок в сельской местности.
Для соблюдения указанного срока прибытия бригады скорой медицинской помощи к месту вызова в городах создают подстанции (пункты) скорой помощи.
Слайд 53Организация скорой медицинской помощи
Для оказания СМП создаются выездные бригады: врачебные
и фельдшерские.
В состав врачебной бригады кроме врача, входят фельдшер
(медицинская сестра), санитар и водитель машины;
В фельдшерской, кроме фельдшера, входят санитар и водитель машины.
В отличие от городов, в сельской местности доля фельдшерских бригад достигает 90% и по их направлению госпитализируют 70-75% больных.
В структуре выездов бригад
1-е место занимают выезды при внезапных заболеваниях,
2-е - другие заболевания,
3-е - несчастные случаи.
Слайд 54Основные функции станции скорой медицинской помощи
прием от населения вызовов и
их обеспечение;
оказание экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим на догоспитальном
этапе согласно медико-экономическим стандартам;
перевозка больных и пострадавших, нуждающихся в медицинском сопровождении, в стационары учреждений здравоохранения;
подготовка и направление выездных бригад за пределы территории обслуживания для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
ведение учета свободных коек в стационарах медицинских учреждений и определение мест экстренной госпитализации
диагностическо-консультативные и справочно-информационные услуги населению по телефону;
накопление и обновление запасов медикаментов, перевязочного материала, изделий медицинского назначения, укладка наборов и т.д. для работы в повседневных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций;
обеспечение взаимодействия с другими учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами, пожарными частями, службой экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, со спасательными и оперативно-ремонтными службами