Слайд 1Орнитологическое обеспечение полетов
Слайд 2Орнитологическое обеспечение полетов
Первое зарегистрированное столкновение самолета с птицей произошло в
1912 г., когда в Калифорнии в результате попадания чайки в
рулевое управление -погибли машина и пилот.
Международная организация гражданской авиации (IСAO) ежегодно регистрирует порядка 5400 столкновений воздушных судов (ВС) с птицами.
Слайд 3В период 1988—2010 гг. из-за столкновений самолётов с птицами во
всём мире было повреждено 163 самолёта и погибло 194 человека
Одной
только авиации США такого рода аварии нанесли более 2 млрд. долл. ущерба в результате:
повреждения элементов или полного выхода воздушных судов из строя
отложенных вылетов воздушных судов
Орнитологическое обеспечение полетов
Слайд 4Орнитологическое обеспечение полетов
Ежегодно в США сообщается о более чем 5000
инцидентах с участием птиц, причем эта цифра отражает лишь немногим
более 20% всех имеющих место случаев.
С 1960 года в мире произошло 26 столкновений с птицами с последующим разрушением воздушного судна , из которых 93 процента – на этапах взлета и посадки на высоте 150 метров или ниже над уровнем земли вблизи аэропортов
Слайд 515 января 2009 года
самолет Airbus A320-200
река Гудзон, Нью-Йорк,
США
Слайд 6Орнитологическое обеспечение полетов
Участники процесса:
Инженер по авиационной орнитологии
Специалисты по орнитологическому обеспечению
полетов (5 сотрудников)
Начальник аэродромного подразделения
Инженеры по эксплуатации аэродрома
Инспектор по безопасности
полетов
Слайд 7
Мероприятия по предотвращение столкновений ВС с птицами
Организация контроля
за перемещениями птиц
Организация оперативного оповещения
Устранение условий концентрации птиц
Организация отпугивания птиц
Расследование
столкновений ВС с птицами
Анализ орнитологической обстановки
Орнитологическое обеспечение полетов
Слайд 8Организация контроля за перемещениями птиц
Начальник смены аэродромного подразделения ежедневно
(не менее четырех раз в сутки) проводит проверки искусственных покрытий
(ИП) ВПП на предмет наличия мусора и продуктов разрушения, в ходе которых также осуществляет сбор останков птиц, сбитых птиц
Слайд 9Организация контроля за перемещениями птиц
В целях учета орнитологической обстановки вся
территория КЗА разделена на 20 учетных зон в соответствии с
возможностями визуального определения самолетоопасных видов птиц
Эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома выполняется не реже, чем 2 раза в неделю Орнитологами, патрулирующими по установленному маршруту.
Слайд 11Организация контроля за перемещениями птиц
Мониторинг (орнитологическое обследование) приаэродромной территории выполняется
с периодичностью не реже, чем 1 раз в квартал.
Мониторинг организует
Инженер по авиационной орнитологии
Осматривается прилегающая к аэропорту приаэродромная территория - тридцатикилометровая зона, прилегающая к аэропорту, особое внимание уделяют выявлению хозяйственных объектов, способствующих концентрации птиц (свалки, фермы, водоемы)
По факту мониторинга приаэродромной территории составляются таблицы и схемы распределения самолетоопасных видов птиц, которые включают в Отчет по орнитологическому обеспечению полетов
Слайд 12Организация оперативного оповещения
В случае обнаружения скоплений и массовых перелетов птиц
по курсу взлета / посадки ВС Ответственный за производство работ
на площади маневрирования обязан немедленно проинформировать об этом Диспетчера СДП Вышки АКДП
Слайд 13Устранение условий концентрации птиц
Компакторы для сухих отходов
Слайд 14Орнитологическое обеспечение полетов
Патрульные птицы
Патрульные птицы используются для отлова / отпугивания
птиц
на приаэродромной территории
на территории аэродрома
в ангарах ВС
Организация отпугивания птиц
Слайд 15Орнитологическое обеспечение полетов
Патрульные птицы используются на расстоянии не ближе 500
м от действующей ВПП
Организация отпугивания птиц
Слайд 16Орнитологическое обеспечение полетов
Биоакустические приборы для отпугивания птиц
Предназначены для отпугивания любых
видов птиц. В сменную память прибора может быть занесено до 8
различных голосов
Организация отпугивания птиц
Слайд 17Орнитологическое обеспечение полетов
Пропановый отпугиватель
Принцип работы прибора основан на воспроизведении звуков,
имитирующих раскат грома. Работает автономно, не требует больших материальных и
человеческих затрат на обслуживание. Имитация раската грома происходит за счет разряжения пропана.
Слайд 18Орнитологическое обеспечение полетов
Лазерные приборы для отпугивания птиц
Лазерные отпугиватели применяются в
аэропортах Европы, Америки и Азии. Приборы изготовлены на базе лазеров
красного или зелёного цветов.
Эффективная рабочая дистанция - 800 м
Организация отпугивания птиц
Слайд 19Орнитологическое обеспечение полетов
Противоприсадные струны
Создают для большинства птиц непреодолимые препятствия
для посадки. Устанавливается в местах дневного и ночного отдыха и
наблюдения птиц, местах устройства гнезд. Представляет собой стальной оцинкованный трос диаметром до 1 мм. Растягивается на одинарных кронштейнах-стойках высотой в одну линию и на трехстоечных кронштейнах-гребенках - в три линии
Слайд 20Орнитологическое обеспечение полетов
Противоприсадные шипы
Поскольку птицам необходимо проводить свободное время
в безопасных местах с хорошим обзором, оснащение таких излюбленных мест
противоприсадными устройствами сильно уменьшает привлекательность для птиц территории в целом
Слайд 21Орнитологическое обеспечение полетов
Надувные виниловые шары с нарисованными на них глазами
хищной птицы
оказывают отпугивающее действие на птиц, идеальны для защиты от
уток и других водоплавающих птиц. Шары надуваются обычным воздухом и закрепляются в таком месте, чтобы птицы могли их видеть издалека
Слайд 22Организация отпугивания птиц
РЛС DeTect MERLIN для предотвращения столкновений птиц с
воздушными судами
Орнитологическое обеспечение полетов
Слайд 23Питомник ловчих птиц аэропорта «Домодедово»
состоит из нескольких элементов –
блок-вольера, облеточных вольеров и служебно-технического блока, который включает в себя
инкубаторную, медицинскую лабораторию, виварий и др.
Орнитологическое обеспечение полетов
Запланировано разведение редких видов ловчих птиц с последующим их обучением по специальным методикам для передачи соответствующим службам других аэропортов России
Слайд 24Орнитологическое обеспечение полетов
Расследование столкновений ВС с птицами
К расследованию столкновения ВС
с птицей привлекается Инженер по авиационной орнитологии, в его отсутствие
– Орнитолог (Специалист по орнитологическому обеспечению полетов)
Нормативное время прибытия Орнитолога / Инженера по авиационной орнитологии (в его рабочее время) на место осмотра ВС - 15мин
Слайд 25Орнитологическое обеспечение полетов
К инцидентам относятся только те столкновения ВС с
птицами, которые привели к повреждению элементов планера, двигателя или нарушению
его работы
Слайд 26Орнитологическое обеспечение полетов
Параметр процесса - столкновение ВС с птицами в
районе аэродрома Домодедово на высотах
от 0 до 60 м
при посадке,
от 0 до150 м при взлете
Слайд 27Орнитологическое обеспечение полетов
Анализ орнитологической обстановки
Периоды годовой активности птиц:
Зимний период (декабрь-февраль)
– период низкой активности птиц, бедного видового состава, относительно простой
и стабильной орнитологической обстановки
Весенний период (март-май) – период массовой миграции птиц
Раннелетний период (май-июнь) – период гнездования большинства видов птиц
Позднелетний период (июль-август) – период массового вылета птенцов
Осенний период (сентябрь-ноябрь) – период массовой миграции птиц
Слайд 28Анализ орнитологической обстановки
Перед началом очередного периода активности птиц Инженер по
авиационной орнитологии составляет Сезонную карту-схему орнитологической обстановки и передает её
в штурманскую комнату, службу УВД и Инспекцию по безопасности полетов
На Сезонных картах-схемах орнитологической обстановки показывают:
места скоплений птиц,
основные маршруты и высоты перелетов самолетоопасных видов птиц в соответствии с их биотопическими группами,
суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома
Слайд 29Орнитологическое обеспечение полетов
Анализ орнитологической обстановки
Приказ об утверждении Плана мероприятий по
орнитологическому обеспечению полетов (ООП) разрабатывается Инженером по авиационной орнитологии при
подготовке к ВЛП / ОЗП в соответствии с утвержденной формой на основе анализа орнитологической обстановки и эффективности выполнения мероприятий по Орнитологическому обеспечению полетов.
Сезонный план мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов должен быть подтвержден за неделю до наступления ВЛП / ОЗП