Разделы презентаций


Основные этапы развития философии

Содержание

1. Когда появилась философия?Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII—VI вв. до н. э. на разных концах земного шара: в Китае, в Индии и в средиземноморских греческих

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основные этапы развития философии

Основные этапы развития философии

Слайд 21. Когда появилась философия?
Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось

примерно одновременно в VII—VI вв. до н. э. на разных

концах земного шара: в Китае, в Индии и в средиземноморских греческих колониях. В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии. На ранних этапах культуры не существовало слов "Учёный" и "Наука", и философами называли тех, кто занимался знаниями и искал ответы. Происхождение термина «философия» связано с античной культурной традицией, в которой она определялась как познание и осмысление первопричин и начал всего сущего. Древнегреческое слово «φιλία» широко использовалось с VIII века до новой эры в сочетании с любым существительным и обозначало влечение, любовь, стремление к чему-либо. Слово «σοφία» с V века до новой эры применялось для обозначения знания, умения, преданности делу, способности к рассуждению, а также понималось в обобщённом смысле как обозначение высокой степени ума, мудрости и любознательности.
1. Когда появилась философия?Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII—VI вв. до н.

Слайд 32. Система философии Аристотеля.
Творчество Аристотеля (4 в.до н.э.) является

вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления,

наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю. Определением первой категории являются четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях:
Первичная сущность, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. Вторичные сущности определенным образом производны от первичных. Они являются в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением. Категории сущности Аристотель считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат для их определения.
2. Система философии Аристотеля. Творчество Аристотеля (4 в.до н.э.) является вершиной не только античной философии, но и

Слайд 4Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения.

"Движения помимо вещей не существует", движение "всегда было и во

всякое время будет". Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. Существование движения он связывает с наличием противоположностей. Движение выступает переходом возможности в действительность. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного познания. Он заложил теоретические основы логики как науки.
Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство. Основными задачами государства он считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в подчинении. Рабовладение он считает естественным состоянием организации общества. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности. В своих суждениях об искусстве Аристотель употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином значении, чем Платон. Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит науки на 3 большие группы: теоретические (1я физика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, искусство).
Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения.

Слайд 53. Софисты и Сократ. Философия Платона.
Софизм - мастерство формирования ложных

умозаключений, которые, на первый взгляд кажутся верными. Пример софизма: Полупустое

и полу полное - «Полупустое есть то же, что и полу полное. Если равны половины, значит равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное».
Сократ. Основной метод, Сократа, - «майевтика». Суть майевтики в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению его сущности. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.
3. Софисты и Сократ. Философия Платона.Софизм - мастерство формирования ложных умозаключений, которые, на первый взгляд кажутся верными.

Слайд 6Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V

– первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской

школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний. Среди софистов выделятся группы так называемых: старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности. Платон — объективный идеалист, ученик Сократа. Учение об идеях является концептуальным ядром платонов­ской философии. Идеи (эйдосы) — это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении, но сами эйдосы не вещи, их невозможно восприни­мать органами чувств. Идея для Платона не есть понятие человеческого ума. Она есть истинно сущий род бытия. Она объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом. Идея — это цель, к которой устремляются все чувственные вещи. На вершине пирамиды находится наивысшая идея — Блага. Миру идей, то есть миру истинно сущего бытия, противостоит не мир чувственных вещей, а мир небытия, т.е. материи. Решая вопрос о характере взаимосвязи идей и вещей, Платон говорит о трех видах отношений: подражании, причастности и присутствии. Платон различает чувственное и интеллектуальное знание. Разновидностью чувственного знания является «вера» и «подобие». Интеллектуальное знание включает в себя мышление и рассудок... Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше.
Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э.

Слайд 74. Античность
Главный философский интерес - космос. Присутствует жесткое разделение физического

и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса -

умственный (абстрактно-духовный) труд. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа - объясняющая.
Основные особенности:
Космоцентризм – рассмотрение мира через призму космоса.
Антропоцентризм – человек в центре внимания философии.
Рационализм – стремление к разумному объяснению всего происходящего вокруг.
Синкретизм – идеи слияния человека с природой.
4. АнтичностьГлавный философский интерес - космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для

Слайд 85. Средневековье
Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми

отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но

еще не относится к отдельной личности. Источник бытия, блага и красоты - Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной и религиозно-мистической философии. Переход от Средневековья к Новому времени - Возрождение (XIV-XV вв.): возникновение городов-государств, становление национальных государств, церковные реформы - поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек - творец, художник. Антропоцентризм.
Основные особенности:
Креационизм – представление о том, что все в мире создано Богом.
Теоцентризм – учение о том, что Бог в центре мира.
Провиденциализм – мировоззрение, в соответствии с которым миром и людьми управляет воля Божья.
5. СредневековьеЧеловек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена

Слайд 96. Возрождение и Новое время
 Человечество впервые осознало, что оно обречено

жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с

XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи, подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая у власти монархов буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом - идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек - автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина..
Основные особенности Возрождения:
Антропоцентризм – учение о том, что человек –центр мира.
Гуманизм – мировоззрение, согласно которому человек –высшая ценность.
Антисхоластика – мировоззрение, направленное против злоупотреблений Церкви, представители данного направления выступали за отделение Церкви от государства, а также развитие светского образования
Основные особенности Нового времени:
Наукоцентризм – стремление научно объяснять все происходящее в мире.
Логоцентризм – опора философии на логику.
Математизация мышления.
Рационализм – опора на мышление, разум.
6. Возрождение и Новое время Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и

Слайд 107. Новейшее время
Западная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним

разнообразием. Ее характеризовал интерес к проблемам человека, его экзистенции, к

развитию общества и ходу исторического процесса, к сфере иррационального, к субъективному человеческому «Я», а так же к процессу познания, понимания, объяснения и т.д. С одной стороны, продолжалась предшествующая традиция (неотомизм, например, восходит к средневековой философии, является ее переосмыслением и развитием в иных исторических условиях, а основная часть современных учений возникла на базе философии Нового времени, эпохи Просвещения, немецкой классической философии). С другой стороны, следует отметить стремление «преодолеть», изменить традицию, отойти от нее (философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм). Можно сказать, что идет отрицание классической немецкой философии, иногда философии Нового времени в целом, отрицание рационализма вообще.
Основные особенности:
Плюрализм – свобода философского творчества.
Иррационализм - философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.
Практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества.
Широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания.
Релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей.
7. Новейшее времяЗападная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним разнообразием. Ее характеризовал интерес к проблемам человека,

Слайд 118. Философия Карла Маркса
Философия К. Маркса отражает переходный характер развития

философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического

учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.
На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля и гуманистический материализм Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни. Философское и социально-политическое учение сформировалось к 1848 году. В 1848-1859 годах идет процесс разработки экономической теории. В отличие от предшественников (Гегеля, Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуждение труда. В условиях частной собственности чем больше трудится рабочий, тем сильнее над ним власть капитала. Маркс выделяет различные аспекты отчуждения труда: отчуждение как опредмечивание труда, самоотчуждение труда, отчуждение от рабочего его родовой человеческой сущности, отчуждение между людьми. Отчужденный труд воспроизводит зависимость человека, делая его неполным, «частичным» существом. Отсюда вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений, где каждый сможет свободно трудиться и развивать свои способности, присвоить себе свою человеческую сущность и стать универсальным существом.
8. Философия Карла МарксаФилософия К. Маркса отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной

Слайд 129. Современная философия.
Характерная черта современной философии — отсутствие ярко выраженного

господствующего направления (в отличие, например, от XVIII—XIX вв.)
1) Экзистенциализм –

направление в философии ХХ века, идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а так же США. Экзистенциализм не является системой каких-либо определенных взглядом в философии, а представляет собой способ философского мышления, часто выраженный в литературной форме.
Утверждение о том, что «существование (экзистенция) предшествует сущности: то есть сначала человек появляется на свет, существует, что-то делает, думает, а потом определяет себя, свою сущность, стремясь к своей индивидуальной цели. По Сартру, например, ничто в мире не может стать причиной человеческого бытия, человек есть причина самого себя. Поэтому он провозглашает тезис: существование предшествует сущности (Он заостряет внимание на субъективном мире человека, на проблемах индивидуального бытия личности.)
Наиболее развитым понятием философии экзистенциализма является понятие свободы. Обретая себя как экзистенция, человек впервые обретает и свою свободу, которая заключается в том, чтобы он не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Наиболее ярко эта проблема отражена в творчестве Сартра. Во-первых, он считает, что человек изначально свободен, «обречен» на свободу, «осужден» быть свободным, так как с самого рождения он не ограничен никакими установками, рамками, предписаниями. Во-вторых, человек делает свободный нравственный выбор, «выбирает себя» в процессе развития. И этот выбор, который каждый человек вынужден делать постоянно, определяется личной ответственностью. Поэтому для Сартра свобода означает ответственность, которая лежит на самом человеке за его существование, за то, кем он станет, каким содержанием наполнит свое существование.
9. Современная философия.Характерная черта современной философии — отсутствие ярко выраженного господствующего направления (в отличие, например, от XVIII—XIX

Слайд 13Позитивизм – философское направление, настаивающее на том, что все положительное

(позитивное) философское знание сводится к содержанию отдельных специальных наук и

обобщению их достижений. Таким образом, философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование проблемы соотношения сознания и реальности, другие мировоззренческие проблемы не имеет права на существование.
Одним видным представителем данного этапа позитивизма был Дж.Ст. Милль (1806-1873). В своей «Системе логики» он предложил заменить философию не суммой или обобщением частных наук, а методологией формальной логики, которую он считал «наукой самой науки». И хотя его вклад в развитие логики, в частности, индуктивных методов рассуждения является значительным, отождествление философии с логикой, изучающей всего лишь способы логически правильных рассуждений, не выдерживает никакой критики. Оно фактически приводит к тому, что философия в этом случае почти полностью утрачивает свою специфику мировоззренческой дисциплины, которая складывалась на протяжении двух с половиной тысячелетий.
В ХХ веке позитивизм принимает форму неопозитивизма или логического позитивизма, а затем постпозитивизма (Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд), который концентрирует основное внимание на проблемах философии науки.
Позитивизм – философское направление, настаивающее на том, что все положительное (позитивное) философское знание сводится к содержанию отдельных

Слайд 14Философия психоанализа – одно из наиболее известных направлений в европейской

философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на

многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.
Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд - врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов, психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.
Философия психоанализа – одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие

Слайд 15Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить

на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX

века - до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.
Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви - себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику. Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности.
Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции

Слайд 16На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая

в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы - Эроса и

Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода - динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, - кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласовывая их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.
На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы

Слайд 17Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно

на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит

от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Поэтому нередко прагматизм воспринимается как одна из форм некой житейской философии. Однако такой поверхностный взгляд не улавливает существенных признаков прагматизма. Не уяснив их, трудно понять причины столь длительного его успеха и устойчивого влияния. Именно прагматизму западноевропейская философия обязана введением и последующей детальной разработкой темы человеческой деятельности. Истоки прагматизма лежат в немецкой философии, в частности, они присутствуют в творчестве Гегеля и Ницше. В последующем начальные идеи прагматизма отмечены в трудах А. Бергсона
Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика