Слайд 1Тема 1
Мировоззрение и философия.
Специфика философского знания и задачи философии
Слайд 2План
Понятие мировоззрения, его виды и уровни
Исторические формы мировоззрения:
1)Мифологическое мировоззрение и его черты
2)Религиозное мировоззрение : черты
и функции
3) Философское мировоззрение. Черты и функции философии
Основной вопрос философии. Система философского знания
Слайд 3Понятие философии
Φιλοσοφία
φιλειν – любить
σοφία – мудрость
Пифагор
(VI в. до н.э.)
Слайд 4Три философские традиции
Греция
Китай
Индия
Слайд 5Периодизация западной философии
Античная философия (VI в. до н.э. –
III в. н.э.)
Ранняя античная философия (VI-V в. до н.э.)
«Высокая классика»
(конец V – IV в. до н.э.)
Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.)
Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)
Средневековая философия (IV-XIV вв.)
Патристика (IV-VIII вв.)
Схоластика (XI-XIV вв.)
Философия Возрождения (XV-XVI вв.)
Новая философия (XVII – 1-я треть XIX в.)
Современная философия (с 40-х гг. XIX в.)
Слайд 6Мировоззрение -
система наиболее общих взглядов на мир и человека
в их соотношении.
Формы мировоззрения:
обыденное
Наука
теоретическое
Философия
Слайд 7
Что формирует и изменяет мировоззрение
?
мировоззрение
Картина мира
Цен-
ности
знания
верования
традиции
Слайд 8Мифологическое мировоззрение
Слайд 10Синкретичность(слитность, нерасчлененность) мира.
Слайд 11Очеловечение и одушевление природы.
Основа - человеческая фантазия.
Слайд 12Отсутствие рефлексии - абстрактных размышлений. Описательность.
Слайд 13Отсутствие причинно –следственных связей между предметами и явлениями
Слайд 15Черты мифологического мировоззрения
Синкретичность (слитность, нерасчлененность) мира.
Нечувствительность к противоречиям. Основа -
человеческая фантазия.
Отсутствие причинно–следственных связей между предметами и явлениями.
Отсутствие рефлексии-абстрактных размышлений.
Описательность.
Практическая направленность.
Слайд 19Религиозное мировоззрение [религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня)]
– способ (форма) освоения действительности через ее удвоение: посюсторонний (земной,
естественный, реальный) мир дополняется потусторонним (небесным, сверхъестественным, сверхчувственным) миром.
Слайд 20 Главный признак и черта всех религий: вера в сверхъестественное,
сверхприродное. Граница между естественным и сверхъестественным окончательно оформилась с появлением
религий единобожия (христианство, ислам и др.).
Слайд 21 Функции религии (определяются той социальной ролью, которую она играет
в обществе):
1) мировоззренческая
2) иллюзорно-компенсаторная
3) регулятивная
4) коммуникативная
5) интегрирующая (объединительная, консолидирующая)
6) культуротворческая
7)
нравственно-воспитательная
Слайд 22С одной стороны – консервативно, традиционно, догматично сверхъестественные силы в
виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни
людей;
Слайд 23С другой стороны – внутренне стабильно, следует в направлении исторически
сложившихся идеалов и ценностей, дает ясные смысложизненные ответы, характерно чувственным,
образно-эмоциональным восприятием действительности.
Слайд 24Философия как способ духовного познания и его особенности
Духовное познание –
это самопознание или самосознание человека.
Искусство как способ духовного познания основано
на чувственном восприятии мира и содержит в себе эмоциональные переживания художника.
Религия как способ духовного познания основана на вере в Бога. Религиозная вера - это убеждение, уверенность в реальности сверхъестественного для нас бытия Бога, сотворившего наш мир.
В отличие от искусства и религии
Философия – это рациональный способ духовного познания.
Философское духовное познание основано на разуме.
Разум (в самом общем виде) - это способность выносить суждения (рассуждать) на основе имеющихся у человека общих представлениях (идеалах).
Слайд 25Особенность философии как науки
Философия – это особая сфера человеческого познания,
которая отличается спецификой, связанной как с объектом исследования, так и
способом познания и изложения получаемого ею знания.
Философия – это наука о наиболее общих законах развития материального и духовного мира.
Слайд 26Критерии научности и особенность философии:
1. Наличие методологии.
Особенность: методология философии имеет
теоретический характер.
2. Наличие понятийного аппарата.
Особенность: философские понятия имеют абстрактный характер.
3.
Наличие предмета исследования.
Особенность: предмет исследования философии – сущее в целом.
4. Цель научного познания – открытие закономерностей.
Особенность: философия открывает наиболее общие закономерности, в основе которых заключаются частные научные закономерности.
Слайд 27Основные разделы философии
Философия
Онтология
(метафизика)
Гносеология
(эпистемология)
Этика,
аксиология
ηθικός – относящийся
к нраву, характеру;
αξια – ценность
όν (род.
όντος) – сущее;
μετά τά φυσικά – то,
что после физики
γνώσις –
познание;
επιςτήμη – знание;
λόγος – слово
учение о бытии
теория познания
учение о благе
и ценностях
Слайд 33Особенность древней философии
1. Космоцентризм. В представлениях древних философов космос (весь
мир) представлялся как всеобщая, упорядоченная и всеохватывающая целостность, которую упорядочивает
космический Закон.
Слайд 342. Стихийно-материалистический характер. В целом древние философы представляли космос, со
всеми его частями, природой, богами, людьми материальным. А в основе
материального бытия они представляли природные стихии (земля, вода, огонь, воздух).
3. К числу важных особенностей этого типа философствования можно отнести и ее рационалистический характер. Это предполагало систему рациональных доказательств и аргументации. Истины достигались при помощи логически обусловленного размышления.
Слайд 35В религиозном отношении древняя философия была языческой. То есть, она
предполагала веру во множества богов, с которыми олицетворялись отдельные природные
стихии или закономерности мира.
Слайд 36Философия Древней Индии
Веды – древнейший сборник духовных текстов религиозного
и философского содержания.
Деление общества на 4 варны (касты): брахманы -
жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - ремесленники, торговцы, шудры – работники-земледельцы, а также парии – неприкасаемые.
Слайд 37Основные идеи Вед
идея Брахмана и Атмана, как духовной основе мира,
идея сансары - круга перерождений, жизни и смерти,
идея кармы
– морального закона, управляющего перерождением, выражающим зависимость существования индивида от его прошлых деяний,
идея мокши - освобождении, выхода из круга перерождений.
Слайд 38Философские школы Др.Индии
Ортодоксальные
1) ньяя ;
2) вайшешика;
3) санкхья;
4)
йога;
5) миманса;
6) веданта.
Неортодоксальные
1) буддизм
2) джайнизм
3) чарвака
(локаята).
Слайд 39Философия буддизма
Буддизм возникает в VI веке до н.э.
Основатель - Сиддхартха
Гаутама Шакьямуни
Имя Будды означает пробужденный, просветленный
Слайд 40Четыре
благородные истины
Вся жизнь – есть страдание
Причина страдания –
желание, жажда.
Прекращение страдания - в отказе от желаний. Нирвана
– конец страданий
Путь освобождения – Благой восьмеричный путь:
правильные взгляды, решимость, речь, поведение, образ жизни, усилие, направление мысли, сосредоточение.
Основной трактат: Дхаммапада
Два направления буддизма: Хинаяна и Махаяна
Слайд 41Философия Древнего Китая:
Даосизм
Слайд 42Философские школы Др.Китая
школа инь и ян,
школа Конфуция,
школа Моистов,
школа имен,
школа легистов,
школа пути и силы даосов.
Слайд 43Общие черты философии Китая
1. Идея неразрывности человека и природы, всех
частей мироздания.
2. Повышенное внимание к вопросам устройства общества, управления и
государственной организации.
3. Ориентир на гармонию человека и природы, человека и общества.
4. Принцип внутреннего единства противоположностей (инь-ян), составляющих все вещи
Слайд 45Даосские трактаты
Лао-цзы - «Дао дэ дзин»;
Ле-цзы – «Желтый предок»;
Чжуан-цзы –
«Чжуан-цзы»
Слайд 46Дао в даосизме это -
1) вечная, безымянная сущность природы, мира,
заключенная в естественной гармонии всех элементов;
2) первоначало, «мать всех
вещей», «корень земли и неба», источник развития мира.
Слайд 47Цель даосизма – сохранение гармонии и достижение бессмертия
Душа и тело
- воплощения инь и ян, несуществующие друг без друга.
Человек
- часть мира. Дао - бессмертно, следовательно, человек тоже может достичь бессмертия.
Бессмертие – путь избранных (шень жэнь)
Слайд 48
Конфуций (Кун-цзы)
(551-479 до н. э.) – основатель учения
Сущность учения: «Государь должен быть государем, сановник – сановником,
отец – отцом, сын – сыном». (Кун-цзы)
Слайд 49Качества «Благородного мужа» (цюань цзы)
человеколюбие или гуманность (жэнь),
следование традициям,
соблюдение церемониала (ли),
справедливость (и),
сыновья почтительность (сяо),
ученость (чжи).
Слайд 50Цели конфуцианства
1. Достижение бессмертия в доброй памяти потомков,
для чего необходимо быть в гармонии со своей природой и
общественным долгом.
2. Достижение в обществе состояния социальной гармонии, без войн и распрей.
Слайд 53 Милетская школа: проблема единого первоначала
Проблема единства сущего
Проблема первоначала (архе)
Фалес: вода как первоначало сущего
Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего
Анаксимен: воздух
как первоначало сущего
Гераклит: проблема изменчивости
Мир как вечное становление (генезис)
Элейская школа: иллюзорность изменчивости
Парменид: мир как единое, вечное и неизменное бытие
Парадоксы Зенона: обоснование элейской онтологии
Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс делимости
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий»
Иллюзии восприятия и мыслимая реальность
Слайд 54Милетская школа
Проблема единого первоначала
Милет
Слайд 55Милетская школа
Проблема единого первоначала
Фалес
(ок. 640-562)
Анаксимандр
(ок. 610 - ок. 540)
Анаксимен
(ок. 588
- ок. 525)
Слайд 56Милетская школа
Проблема первоначала (архе)
Архе
(греч. αρχή, лат. principium) –
термин древнегреческой философии,
означающий
начало (принцип) как
1) исходную точку (отправной момент) чего-либо
(в пространственном и
временном смыслах);
2) начало как зачин или причину чего-либо;
3) начало как начальство (власть);
в специфически философском употреблении –
4) онтологическое начало (первоначало) или
5) начало познания (гносеологический принцип).
Слайд 57Фалес
Вода как первоначало
Аристотель.
«Метафизика».
Фалес утверждал,
что начало – вода, потому что:
Земля находится на
воде;
пища всех существ влажная и
тепло возникает из влаги и
ею живет.
семена всего по природе влажны,
начало природы влажного – вода.
Слайд 58Милетская школа
Проблема первоначала (архе)
Философ
Первоначало
Фалес
Вода
Анаксимандр
Апейрон
(беспредельное,
неопределённое)
Анаксимен
Воздух
Слайд 59Анаксимандр
Апейрон как первоначало
Апейрон
(греч. άπειρον; от α, отрицательная приставка,
и πέρας, конец,
предел) –
термин древнегреческой философии,
обозначающий бесконечное (беспредельное)
и/или неопределённое.
Слайд 60Анаксимандр
Апейрон как первоначало
Диоген Лаэртский.
«О жизни, учениях и
изречениях знаменитых
философов».
Анаксимандр Милетский... учил,
что
первоначалом и основой
является беспредельное,
и не определял его ни как
воздух, ни
как воду, ни как
что-либо иное. Он учил, что
части изменяются, целое же
остаётся неизменным.
Слайд 61Анаксимен
Воздух как первоначало
Ипполит.
«Опровержение
всех ересей».
Анаксимен полагал, что начало –
бесконечный воздух,
из которого
рождается то, что есть, что было и что
будет
Сгущаясь и разрежаясь,
[воздух] приобретает видимые различия.
Так, растекшись до более разреженного
состояния, он становится огнём;
в среднем состоянии возвращается
к [природе] воздуха; по мере сгущения
из воздуха путем «валяния» образуется
облако, сгустившись ещё больше,
[он становится] водой, ещё больше –
землёй, а достигнув предельной
плотности – камнями.
Слайд 62Гераклит
Проблема изменчивости
Милет
Эфес
Слайд 63Гераклит
Мир как вечное становление (генезис)
Гераклит
(ок. 540 - 480)
Этот космос,
тот же
самый для всех,
не создал никто
ни из богов, ни из людей,
но
он
всегда был, есть и будет
вечно живым огнём,
мерно возгорающимся,
мерно угасающим.
Слайд 64Гераклит
Мир как вечное становление (генезис)
Первоначало по природе своей изменчиво: стихия
мира – огонь.
Мир вечен, но не неизменен: в нём всё
течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Всё возникает через борьбу противоположностей.
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.
Слайд 65Демокрит
Учение об атоме и пустоте
Атом – неделимая материальная частица
Душа и
тело, мир и боги состоят из атомов
Атомы находятся в движении
Распад
атомов – небытие
Материализм-атомизм
Слайд 66Элейская школа
Иллюзорность изменчивости
Как из единого получается многое,
из неизменного – изменчивое?
Элеаты
Мир
как
вечное становление
Мир как вечное
неизменное бытие
Гераклит
Слайд 67Парменид
Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Бытие есть, небытия нет
Бытие
едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Небытие немыслимо
Сущее не может быть
несуществующим,
не-сущее же не может существовать.
При допущении множественности бытия
придётся допустить бытие небытия.
Сущее не может ни возникнуть
из не-сущего, ни сделаться не-сущим.
Одно и то же – мысль
и предмет мысли.
Слайд 68Парадоксы Зенона
Обоснование элейской онтологии
Апория
(греч. απορία, затруднение, безвыходное положение;
от α, отрицательная
приставка, и πόρος, выход) –
понятие древнегреческой философии,
обозначающее трудноразрешимую
или неразрешимую проблему.
Слайд 69Парадоксы Зенона
Апория делимости
Если бытие делимо,
то каждая частица бытия
будет одновременно
и
бесконечно
большой
и
вовсе
лишённой
величины
(как делимая до
бесконечности),
(как результат
бесконечного
деления).
Слайд 70Парадоксы Зенона
Апория «Ахилл и черепаха»
Быстроногий Ахилл
никогда не догонит
медленно ползущую
черепаху,
так как прежде, чем догнать её,
он должен пройти то место,
из
которого она вышла,
и, таким образом,
черепаха всегда будет
находиться впереди Ахилла.
Слайд 71СОФИСТЫ
Протагор из Абдер (481-411 или ок. 490 – 420 гг.
до н.э.): Утверждал, что человек – «мера всех вещей, существующих,
что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Софисты считали, что
- познание должно быть направлено не на природу космоса, а на человека, на решение его практических проблем;
- истина не познаваема
о
Слайд 72СОКРАТ
Сократ (469-399 гг. до н.э.) является ключевой фигурой античной философии.
Считал,
что
- целью познания должен быть человек
- истина познаваема
- истина
находится внутри человека
Метод Сократа – диалектика: спор в котором рождается истина
Слайд 73Для Сократа мудрость – это знание человека, себя. Такое знание
позволит человеку управлять собой и совершенствовать себя.
Для Сократа знание (мудрость)
и нравственность неразделимы.
Безнравственный поступок – результат незнания истины; если человек знает, что такое хорошо, он никогда не поступит плохо.
Слайд 74ПЛАТОН
Платон
С Платоном в диалог вступая, ночью, утром, днем,
Душой мы
никогда не постареем -
Из чаши знаний Академика, чем больше пьем,
Тем
больше не пьянеем, а мудреем….
(Л.Я. Подвойский)
(427-347 гг до н.э.)
Слайд 75Главные положения его идеалистического учения в следующем:
- материальные вещи изменчивы,
непостоянны и со временем прекращают свое существование;
- окружающий мир («мир
вещей) также изменчив и временен и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, постоянны и вечны;
ПЛАТОН – ОСНОВАТЕЛЬ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА
Слайд 76Аристократия - справедливая власть меньшинства
Олигархия - несправедливая власть меньшинства
Слайд 77Демократия - справедливая власть большинства
Тимократия - несправедливая власть большинства, власть
военных вождей, армии
Слайд 78Историческое значение философии Платона в следующем:
- впервые философом оставлено целое
собрание фундаментальных произведений;
- положено начало идеализму как крупному философскому направлению
(так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической линии «линии Демокрита»);
- впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы, этика и т.д., создал учение об «идеальном государстве»;
- заложены основы понятийного мышления, осуществлена попытка выделить философские категории (бытие -становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.);
- была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет (387 г. до н.э. – 529 г. н.э.), где выросли многие видные последователи Платона (например, Аристотель).
Слайд 79Аристотель
«Платон мне друг, но истина дороже…»
И, как бы вдруг, прозрение
Приходит мне через сомнение,
Что истина мне очень дорога,
Но и Платон
мне все же
не менее дороже…
(Л.Я. Подвойский)
Слайд 80Философию разделил на три вида:
1) теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных
сфер бытия. Происхождения всего сущего. Причины различных явлений (первичная философия);
2)
практическая – о деятельности человека, устройстве государства;
3) творческая (поэтика, риторика, искусство ремесел)
Считается, что фактически им была выделена и четвертая часть философии - логика
Слайд 81Он определил материю как потенцию, ограниченную формой, и выделил 10
категорий: сущность, количество,
качество, отношение,
место, время,
положение, состояние,
действие, страдание.
Слайд 82Аристотель выделил шесть типов государства:
• монархия
• тирания
• аристократия
• крайняя олигархия
• охлократия (власть толпы)
• полития (смесь умеренной
олигархии и умеренной демократии)
Слайд 83Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
-внес коррективы в
ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
- дал
материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
- выделил 10 философских категорий;
- определил сущность материи;
- выделил шесть типов государства и дал свое понимание «идеального государства»;
- внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода заключения из двух и более посылок).
Слайд 85Две тенденции:
от философии отделяются и становятся самостоятельными конкретные науки
вопросы объективного
миропорядка –второстепенные
в центре внимания -личная жизнь человека
сама философия меняет
свою направленность. Меняется стиль философствования.
От философии ожидают практической пользы, что она будет руководством к житейской мудрости
Слайд 86Философские школы эллинистическо-римского периода:
кинизм (Антисфен, Диоген);
эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар);
стоицизм
((Зенон из Китеона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий);
скептицизм (Пиррон)
неоплатонизм (Плотин)
Слайд 87Киники(Антисфен, Диоген)
человек должен жить, удовлетворяя свои естественные потребности наиболее простым
путем и избегая удобств. Благодаря этому получил прозвище "Кинон»( в пер.
с греч. собака, бесстыдник)
философия должна показывать человеку путь к добродетельной (аскетической) жизни (киники)
Слайд 88Стоицизм (Сенека и Марк Аврелий).
В основе учения стоицизма лежал принцип фатализма. Миром правит
промысел, все предопределено заранее. Проведение – это неотвратимая необходимость, представляющая
собой цепь необратимых причин.
они считали себя гражданами мира, т.е. космополитами.
человек не властен изменить судьбу, но он властен по отношению к ней
ввели и само слово “логика”.
Слайд 89Эпикурейство.
Очень часто учение Эпикура искажают. В основе учения Эпикура лежит
понятие «удовольствие». Счастье человека в получении удовольствия, но смысл удовольствия – это
наслаждение духа (например, искусство, литература).
Страдания – это страхи.
«Когда мы живы, смерти нет. Когда смерть есть – нас нет».
Душа – материальное образование, она смертна.
Слайд 90Скептицизм (Пиррон,Секст Эмирик)
в пер. с греч. - исследование
Скептицизм – в
основе данного учения лежал тезис: «Воздержись от суждения», т.к. суждения людей
о вещах произвольны и недоказуемы.
Нет понятий Абсолютное Знания и Абсолютная Истина.
Все относительно.
Слайд 91
Неоплатонизм (Плотин )
идея творения высшим бытием низшего путем эманации («изливания»), плавного перехода.
Единое Благо –
начало всего
Ум – идеи и числа
Душа – все одушевленное
Материя
Слайд 92Античная философия закончилась на неоплатонике Прокле, жившем в V веке
н.э. У этого философа громадное наследие, состоящее из комментариев к
Платону и к “Началам” Эвклида. До сих пор оно мало изучено
Официально античная философия окончилась в VI веке, когда в 529 году декретом императора Юстина была закрыта платоновская Академия в Афинах. Таким образом, античная философия просуществовала с VII-VI веков до н.э. по VI век, т.е. около 1000 лет.