Разделы презентаций


Проблема стресса. Современные представления о механизмах стресса

Содержание

Cтресс Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а так же соответствующее состояние нервной системы организма (или

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проблема стресса. Современные представления о механизмах стресса.
Подготовил студент группы Л2-193А Кенджаметов

Адиль Шевкетович Преподаватель: Доцент Смирнова Светлана Николаевна

Проблема стресса. Современные представления о механизмах стресса.Подготовил студент группы Л2-193А Кенджаметов Адиль Шевкетович Преподаватель: Доцент Смирнова Светлана

Слайд 2Cтресс
Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) –

неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее

его гомеостаз, а так же соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом.
Таким образом, это определение отражает то, что на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением. Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля. Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться
Cтресс Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое

Слайд 3В своей книге «Стресс без дистресса» Ганс Селье рассматривал стресс

как физиологическую реакцию на физические, химические и органические факторы. Эти

реакции доказывают, что:
1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.
2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.
3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.
4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти. Г. Селье обобщил все результаты своих исследований и пришел к выводу, что развитие стрессовой ситуации проходит три стадии, который он назвал общим адаптационным синдромом
В своей книге «Стресс без дистресса» Ганс Селье рассматривал стресс как физиологическую реакцию на физические, химические и

Слайд 4Стадии стресса
Первая стадия проявляется при первом появлении стрессора и носит

название стадия тревоги. Для этой стадии характерны снижение уровня резистентности

организма, нарушение некоторых соматических и вегетативных функций. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов.
Вторя стадия, стадия резистентности  (сопротивления), наступает при продолжительном воздействии стрессора, когда возникает необходимость поддержания защитных реакций организма.
Третья стадия – это стадия истощения. Наступает при нарушении механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются.
Эти три фазы развития стресса можно проследить на большом отрезке времени. Интенсивность реакций человека зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора.
Стадии стресса Первая стадия проявляется при первом появлении стрессора и носит название стадия тревоги. Для этой стадии

Слайд 5Психологический стресс обусловлен субъективными и объективными причинами.
К субъективным причинам можно

отнести:
несоответствие ожидаемых и реальных событий;
• стрессовые напряжения, развивающиеся от

навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным;
• стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;
• несоответствие виртуального и реального миров;
• стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими);
• невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потр
Психологический стресс обусловлен субъективными и объективными причинами. К субъективным причинам можно отнести:несоответствие ожидаемых и реальных событий; •

Слайд 6Объективные причины
К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести:
• условия

жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая работа и т.д.);
• взаимоотношения

с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми);
• экономические факторы;
• политические факторы;
• чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства).
Субъективные и объективные причины стрессовых ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как, например нарушение психомоторики, которое проявляется в дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции
Объективные причины  К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести:• условия жизни и работы (домашние проблемы,

Слайд 7Классификация
W. Harris и др. (1956) классифицировали стрессоры как психосоциальные воздействия

по виду и продолжительности.
Кратковременно действующие стрессоры:
 связанные с

неудачами;
 обусловленные перегрузками, чрезмерной скоростью и отвлечением;
 вызывающие страх.
Продолжительно действующие стрессоры:
 борьбы;
 опасных ситуаций;
 заключения и изоляции;  утомления от длительной активности
Классификация W. Harris и др. (1956) классифицировали стрессоры как психосоциальные воздействия по виду и продолжительности. Кратковременно действующие

Слайд 8Модели и теории стресса
Генетически-конституциональная теория, суть которой сводится к положению,

что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий

функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств
Модель предрасположенности (diathesis) к стрессу – основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий в развитии реакций напряжения
3. Психодинамическая модель, основанная на положениях теории З.Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника.
Модель Н. G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней.
Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы
Модели и теории стрессаГенетически-конституциональная теория, суть которой сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от

Слайд 9Существует множество вариантов разных классификаций стрессовых ситуаций. Приводимые нами варианты,

носят относительный характер. Стрессы, которые испытывает человек, можно классифицировать следующим

образом.
1. Эмоционально положительные стрессы  и  эмоционально отрицательные стрессы.
2. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы.
3. Физиологические (соматические, средовые) стрессы и психоэмоциональные стрессы.
В свою очередь, физиологические стрессы можно разделить на:
• механические;
• физические;
• химические;
• биологические.
Психоэмоциональные стрессы делятся на:
• информационные;
• эмоциональные

Существует множество вариантов разных классификаций стрессовых ситуаций. Приводимые нами варианты, носят относительный характер. Стрессы, которые испытывает человек,

Слайд 10Модели и механизмы преодоления стресса
В настоящее время признанными являются основные

три теоретические модели: модель Эго-психологии, модель характерной черты или склонности

и контекстуальная модель. Каждая из этих моделей обусловливает своеобразный взгляд на механизмы преодоления стресса и на оценку его результатов
Эго-психологическая модель базируется на концепции систем защиты, таких как бессознательные адаптивные механизмы. Вайлант считает, что существует иерархия таких механизмов в соответствии с уровнями их развития. В 23 наивысший уровень входят такие адаптивные процессы, как сублимация, альтруизм, подавление и юмор.
Модели и механизмы преодоления стрессаВ настоящее время признанными являются основные три теоретические модели: модель Эго-психологии, модель характерной

Слайд 11Модели и механизмы преодоления стресса
Модель личностных черт. Предположение, лежащее в

основе этой модели, заключается в том, что преодоление стресса как

изменчивая особенность личности влияет на поведение в широком спектре ситуаций. Полагают, что действия индивида при преодолении стресса в разных условиях можно прогнозировать на основе оценки характерной индивидуальной особенности или склонности к преодолению стресса.
Контекстуальная (ситуационная) модель. В этой модели преодоление стресса оценивается относительно определенных стрессовых условий или ситуаций. Предположение, лежащее в основе контекстуальной модели, заключается в том, 25 что на намерения и действия при преодолении стресса оказывает влияние взаимосвязь между человеком и контекстом потенциально стрессовой ситуации
Модели и механизмы преодоления стрессаМодель личностных черт. Предположение, лежащее в основе этой модели, заключается в том, что

Слайд 12Методы преодоления стресса
Однако все же есть некоторые методы борьбы со

стрессом, которые можно применять без помощи специалиста.
Например, тем, кто

постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:
• относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;
• учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;
• переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;
• больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;
• заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом
Методы  преодоления стрессаОднако все же есть некоторые методы борьбы со стрессом, которые можно применять без помощи

Слайд 13Виды стресса
Эустресс означает полезный стресс — психологический, физический (например, физические упражнения), или

биохимический/радиологический. Понятие «эустресс» имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями»

и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс-Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса
Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами
Эмоциональный стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться



Виды стресса Эустресс означает полезный стресс — психологический, физический (например, физические упражнения), или биохимический/радиологический. Понятие «эустресс» имеет два значения —

Слайд 14Типы стрессов
Очень распространенным сегодня среди людей всех стран и континентов

является двигательный стресс. В норме человек ежедневно должен проходить пешком

10 тысяч шагов.Современные технологии, многочасовое просиживание в офисах, за компьютерами не дает людям такой возможности. А ведь при ходьбе стимулируются активные точки стопы, усиливается кровоток во всем теле, и от работающих мышц мозг поддерживается в тонусе.
Неразрывно связанный с двигательным стрессом – стресс жителя мегаполиса. Он возникает в связи с тем, что, в основном, вся среда большого города для человека неестественна. Если раньше человек ложился спать с закатом, то сегодня искусственное освещение насильно растягивает продолжительность дня
Типы стрессовОчень распространенным сегодня среди людей всех стран и континентов является двигательный стресс. В норме человек ежедневно

Слайд 15Типы стрессов
К зрительному стрессу приводит то, что раньше человек смотрел,

в основном, вдаль, как птицы летают и стада пасутся, а

сейчас, большую часть времени, в монитор компьютера. Человек так устроен, что для него неестественно перемещение со скоростью большей, чем он может развить сам. Для него так же физиологичны только те расстояния, которые он мог 14 бы пройти пешком. Отсюда возникает еще один стресс – это стресс скорости и расстояния
Очень важной проблемой является рабочий стресс, который, по статистике, испытывают около трети работников. Четверть работников считают, что их работа является стрессовым фактором в их жизни. Три четверти работников считают, что всего каких-то 20-30 лет назад работа была не такой выматывающей. Многие также признают, что стресс является главной причиной текучести кадров. Немаловажными считаются условия труда, которые так же являются причиной рабочего стресса.
Типы стрессовК зрительному стрессу приводит то, что раньше человек смотрел, в основном, вдаль, как птицы летают и

Слайд 16Различают физиологический  (соматический, средовой)  и  психоэмоциональный  стресс. Стрессы физиологические  возникают

от колебаний параметров внешней среды — гравитации, влажности, температуры, а

также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов — холода, боли, голода, физических перегрузок и других. Можно выделить механический, физический, химический и биологический, физиологический, травматический и посттравматический стрессы.
Повреждение целостности кожи и различных органов, различные травмы, ранения, операции, шоковое состояние вызывают механический стресс.
Перегрев, переохлаждение, обморожение, ожог, воздействие радиации, невесомости или ускорения, голод, жажда, гипокинезия, иммобилизация приводят к физическим стрессам.
Отравление действием ядохимикатов и их паров, загрязнением воздуха, воды или почвы, недостатком или избытком кислорода приводит к химическим стрессам.
Вирусы, бактерии, токсины, грибы и их разновидности, вызывающие болезнь человека приводят к возникновению биологических стрессов
Различают физиологический  (соматический, средовой)  и  психоэмоциональный  стресс. Стрессы физиологические  возникают от колебаний параметров внешней среды — гравитации,

Слайд 17Травматический стресс
Травматический стресс представляет собой особую форму реакции на негативное

внешнее воздействие. Человек становится более уязвимым, тревожным, когда его физиологические,

психологические и адаптационные ресурсы исчерпаны.
Психология рассматривает две причины возникновения травматического стресса:
• человек осознает, что с ним произошло и знает из-за чего у него ухудшилось состояние психики;
• пережитое событие разрушает тот образ жизни, которым ранее жил человек.
Важно помнить, что человек, переживший травматический стресс со стороны может казаться сумасшедшим или странным, но на самом деле он не является таковым. Это нормальная реакция психики на не нормальные обстоятельства
Травматический стрессТравматический стресс представляет собой особую форму реакции на негативное внешнее воздействие. Человек становится более уязвимым, тревожным,

Слайд 18Признаки травматического стресса
Посттравматические расстройства имеют несколько характерных признаков:
• постоянные

отчетливые воспоминания о происшедшем; •
проблемы с концентрацией внимания и

сном;
• избегание подобных ситуаций и похожих мест, при которых произошло событие, выбившее человека из колеи;
• неспособность вспомнить или обсудить конкретные детали того, что произошло;
• намеренная изоляция, нежелание поддерживать контакты и эмоциональное оцепенение.
Признаки травматического стрессаПосттравматические расстройства имеют несколько характерных признаков: • постоянные отчетливые воспоминания о происшедшем; • проблемы с

Слайд 19Стресс в студенческой сфере
Студенты, оценивая признаки стресса, вызванного напряженной учебой,

наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость.

Также, к негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Студенты отмечали проблемы в общении, нарушения социальных контактов
Эти и другие многие причины имеют как объективный, так и субъективный характер. Исследователи к субъективным причинам относят излишне серьезное отношение к учебе, стеснительность и застенчивость и проблемы в личной жизни. К объективным факторам - большую учебную нагрузку, строгих преподавателей, жизнь вдали от родителей

Стресс в студенческой сфере Студенты, оценивая признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение

Слайд 20Стресс в студенческой сфере
Экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную,

сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. Если во время подготовки экзамена

студент стимулирует себя кофеином, особенно ночью, то это может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов.
Во время экзаменационной сессии организм студента 24 испытывает интенсивную умственную нагрузку; повышенную статическую нагрузку; ограничение двигательной активности; нарушение режима сна; эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов. Все это приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности организма
Стресс в студенческой сфере Экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. Если

Слайд 21 Спасибо за внимание!!

Спасибо за внимание!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика