Слайд 1I. Методологические основы изучения человека.
Как понять поведение другого
человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и
какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал. Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций.
Слайд 2
Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление
о предмете исследования.
В различных направлениях науки ученые
неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Борисом Герасимовичем Ананьевым.
Слайд 3 Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) — выдающийся российский психолог.
Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще
при жизни В. М. Бехтерева. В 1968—1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.
Слайд 4 Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия
:индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие «индивид» имеет несколько
толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида.
Слайд 5
К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как
возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к
определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности( особенности сложения тела),нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Слайд 6Рис. 1.1. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)
Слайд 7 Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира,
— «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные
варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Слайд 8Рис. 1.2. Структура понятия - «личность» (по Б. Г. Ананьеву)
Слайд 9Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект
деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между
понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Слайд 10Рис. 1.3. Структура понятия «субъект деятельности» (по Б. Г. Ананьеву)
Слайд 11Заключение
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных
живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического
развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Слайд 12 Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой
природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих,
как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность. Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Слайд 13 Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются
в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания
и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность (Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.