Разделы презентаций


Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и

Содержание

Высшая школа экономики, Москва, 2016photophotophotoХарактеристика исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и

меры противодействия
Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ

При поддержке Содружества производителей

фирменных торговых марок (Русбренд)
(21 декабря 2016 г.)

Высшая школа экономики, Москва, 2016
www.hse.ru

Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействияВадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭПри

Слайд 2Высшая школа экономики, Москва, 2016
photo
photo
photo
Характеристика исследования

Высшая школа экономики, Москва, 2016photophotophotoХарактеристика исследования

Слайд 3photo
photo
photo
Проблема
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Россия переживает экономический кризис. При снижении

реальных располагаемых доходов потребители переключаются на более дешевые виды товаров

и менее требовательно относятся к их происхождению и качеству. Все это создает условия для распространения незаконного оборота продукции
photophotophotoПроблемаВысшая школа экономики, Москва, 2016Россия переживает экономический кризис. При снижении реальных располагаемых доходов потребители переключаются на более

Слайд 4photo
photo
photo
Цель исследования
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Анализ форм и последствий незаконного

оборота продукции на российских потребительских рынках, экспертная оценка эффективности мер

противодействия недобросовестной конкуренции, выработка рекомендаций для улучшения борьбы с нарушениями
photophotophotoЦель исследованияВысшая школа экономики, Москва, 2016Анализ форм и последствий незаконного оборота продукции на российских потребительских рынках, экспертная

Слайд 5photo
photo
photo
Объект исследования
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Продовольственные товары
Алкогольная продукция
Табачные изделия
Изделия

легкой промышленности (включая спортивную одежду)
Парфюмерия и косметика,
Предметы личной гигиены
Чистящие

и моющие средства
photophotophotoОбъект исследованияВысшая школа экономики, Москва, 2016Продовольственные товары Алкогольная продукцияТабачные изделияИзделия легкой промышленности (включая спортивную одежду)Парфюмерия и косметика,

Слайд 6photo
photo
photo
Статистические данные
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Ведомственная статистика:
Росстат, Росалкогольрегулирование, Роспотребнадзор, Роспатент,

Федеральная таможенная служба, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Евразийская

экономическая комиссия
Данные международных агентств:
Euromonitor International, Nielsen, UN Comtrade
photophotophotoСтатистические данныеВысшая школа экономики, Москва, 2016Ведомственная статистика:Росстат, Росалкогольрегулирование, Роспотребнадзор, Роспатент, Федеральная таможенная служба, Судебный департамент при Верховном

Слайд 7photo
photo
photo
Опросные данные и другие материалы
Высшая школа экономики, Москва, 2016
26 углубленных

интервью с представителями компаний и экспертами
56 стандартизованных анкет от компаний
Ценовой

аудит по 19 видам товаров
Данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) и других опросов населения
Аналитические материалы НИУ ВШЭ и других центров, материалы компаний
photophotophotoОпросные данные и другие материалыВысшая школа экономики, Москва, 201626 углубленных интервью с представителями компаний и экспертами56 стандартизованных

Слайд 8Высшая школа экономики, Москва, 2016
photo
photo
photo
Основные понятия

Высшая школа экономики, Москва, 2016photophotophotoОсновные понятия

Слайд 9photo
photo
photo
Незаконный оборот продукции
Высшая школа экономики, Москва, 2016
производство и распространение продукции,

осуществляемое с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и международных договоров

photophotophotoНезаконный оборот продукцииВысшая школа экономики, Москва, 2016производство и распространение продукции, осуществляемое с нарушением действующего законодательства Российской Федерации

Слайд 10photo
photo
photo
Формы незаконного оборота
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Контрафактная продукция –

выпущенная с неправомочным размещением на ней (подделкой) товарных знаков
Фальсифицированная

продукция –сопровождаемая неполной или недостоверной информацией о ее составе, характеристиках или свойствах в целях введения потребителей в заблуждение
Серый импорт – ввоз товаров с недостоверным декларированием в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и НДС
Незаконное перемещение товаров между странами ЕАЭС в целях уклонения от уплаты налогов и акцизных сборов
Контрабанда (черный импорт) – ввоз товаров без таможенного оформления или ввоз запрещенных товаров
Параллельный импорт – импорт товара, защищенного товарным знаком, без авторизации правообладателя
Неучтенный оборот продукции – незаконное производство и продажа продукции без учета в ФНС России, связанные с уклонением от уплаты налогов

photophotophotoФормы незаконного оборота Высшая школа экономики, Москва, 2016Контрафактная продукция – выпущенная с неправомочным размещением на ней (подделкой)

Слайд 11Высшая школа экономики, Москва, 2016
photo
photo
photo
Полученные результаты

Высшая школа экономики, Москва, 2016photophotophotoПолученные результаты

Слайд 12photo
photo
photo
Общий объем незаконного оборота во всех формах (2015 г.)
Высшая

школа экономики, Москва, 2016
Общий объем незаконного оборота

на обследованных рынках ≈ 2,5 трлн руб.
Доля в общем обороте розничной торговли ≈ 9%
Доля в обороте обследованных рынков ≈ 15%
photophotophotoОбщий объем незаконного оборота  во всех формах (2015 г.)Высшая школа экономики, Москва, 2016Общий объем незаконного оборота

Слайд 13photo
photo
photo
Доли незаконного оборота по товарным рынкам
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Рынок

водки и ликероводочных изделий ≈ 40%
Рынок изделий легкой промышленности ≈

35%
Рынок парфюмерии и косметики ≈ 20%
Рынок продовольственных товаров ≈ 10%
Рынок товаров личной гигиены ≈ 5%
Рынок чистящих и моющих средств ≈ 5%
Рынок табачных изделий ≈ 4%
photophotophotoДоли незаконного оборота по товарным рынкамВысшая школа экономики, Москва, 2016Рынок водки и ликероводочных изделий 	≈ 40%Рынок изделий

Слайд 14photo
photo
photo
Косвенные индикаторы неблагополучия: растет число выявленных экономических преступлений
Высшая школа экономики,

Москва, 2016
2015: почти в полтора раза увеличилось число выявленных налоговых

преступлений
2013-2015: на одну треть выросло число преступлений, связанных с легализацией (обналичиваем) денежных средств
2010-2015: почти монотонно возрастало число выявленных преступлений по статье об использовании немаркированных товаров
2015: почти удвоилось число единиц контрафактного товара, задержанного таможенными органами
photophotophotoКосвенные индикаторы неблагополучия: растет число выявленных экономических преступленийВысшая школа экономики, Москва, 20162015: почти в полтора раза увеличилось

Слайд 15photo
photo
photo
Тенденция к росту объемов изъятой незаконной продукции (пример алкоголя)
Высшая

школа экономики, Москва, 2016
Источник: Росстат, РАР

photophotophotoТенденция к росту объемов изъятой незаконной продукции (пример алкоголя) Высшая школа экономики, Москва, 2016Источник: Росстат, РАР

Слайд 16photo
photo
photo
Контрафактная (поддельная) продукция по мере распространения
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Группа

отраслей широкого распространения контрафакта (≈10–20%):

изделия легкой промышленности, парфюмерия и косметика, бытовая химия
Группа отраслей умеренного распространения контрафакта (в пределах 3–5%): продовольственные товары, табачные изделия, средства по уходу за кожей и волосами
photophotophotoКонтрафактная (поддельная) продукция по мере распространенияВысшая школа экономики, Москва, 2016Группа отраслей широкого распространения контрафакта (≈10–20%):

Слайд 17photo
photo
photo
Доля фальсификата в сфере продовольственных товаров
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Молочная

продукция ≈ 10-20%
Рыбная продукция ≈ 40-50%
Полусладкие

игристые вина ≈ 30%
photophotophotoДоля фальсификата в сфере продовольственных товаровВысшая школа экономики, Москва, 2016Молочная продукция 		 ≈ 10-20% Рыбная продукция

Слайд 18photo
photo
photo
Взлет и падение серого импорта
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Источник: расчеты

по данным МВФ

photophotophotoВзлет и падение серого импортаВысшая школа экономики, Москва, 2016Источник: расчеты по данным МВФ

Слайд 19Высшая школа экономики, Москва, 2016
Серый импорт доминирует в импорте одежды

и меховых изделий
фото
фото
фото
Источник: UN Comtrade

Высшая школа экономики, Москва, 2016Серый импорт доминирует в импорте одежды и меховых изделийфотофотофотоИсточник: UN Comtrade

Слайд 20photo
photo
photo
Типичная схема серого импорта
Высшая школа экономики, Москва, 2016

photophotophotoТипичная схема серого импортаВысшая школа экономики, Москва, 2016

Слайд 21Higher School of Economics , Moscow, 2016
photo
photo
photo
Неучтенное производство доминирует в

сегменте водки и ликероводочных изделий
Домашний алкоголь для собственного потребления

и для продажи

Недекларируемый алкоголь фабричного производства

Суррогатный алкоголь и спиртосодержащие жидкости, не предназначенные для пития (лекарственные препараты, косметические препараты, бытовая химия)

20 млн дал

28 млн дал

51,5 млн дал

Декларируемый алкоголь фабричного производства

70,5 млн дал

Higher School of Economics , Moscow, 2016photophotophotoНеучтенное производство доминирует в сегменте водки и ликероводочных изделийДомашний алкоголь для

Слайд 22photo
photo
photo
Транзитные схемы vs эмбарго
Высшая школа экономики, Москва, 2016
2014-2015: Импорт сыра

и творога из Нидерландов в Россию сокращается в 2 раза,

а в Беларусь увеличивается в 10 раз. Доля Беларуси в импорте в Россию сыра и сливочного масла вырастает с 25-30% до 80%
Импорт польских фруктов в Россию падает в 2 раза, а в Беларусь возрастает 1,7 раза. Поставки из Беларуси в Россию возрастают в 6 раз
photophotophotoТранзитные схемы vs эмбаргоВысшая школа экономики, Москва, 20162014-2015: Импорт сыра и творога из Нидерландов в Россию сокращается

Слайд 23photo
photo
photo
Рынки незаконной продукции постоянно эволюционируют
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Переход от

кустарного к промышленному производству
После девальвации рубля перемещение части незаконного производства

в Россию
Повышение качества поддельной продукции
Вытеснение незаконной продукции в регионы и поселения с менее эффективным контролем над рынками и меньшей требовательностью покупателей
Сочетание выгодных цен на нелегальную продукцию и прямого обмана покупателей
photophotophotoРынки незаконной продукции постоянно эволюционируютВысшая школа экономики, Москва, 2016Переход от кустарного к промышленному производствуПосле девальвации рубля перемещение

Слайд 24photo
photo
photo
Цены не всегда являются надежным индикатором
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Разница

между розничными ценами добросовестных и сомнительных продавцов может достигать 2-3

раз, а в случае «дубликатов» (откровенных подделок) более чем 10 раз
Однако по многим товарам ценовые отличия незаконной продукции не больше 10-15%
По некоторым товарам незаконная продукция может быть дороже законной
Крупные легальные игроки применяют большие ценовые скидки
photophotophotoЦены не всегда являются надежным индикаторомВысшая школа экономики, Москва, 2016Разница между розничными ценами добросовестных и сомнительных продавцов

Слайд 25photo
photo
photo
Переориентация каналов
распространения незаконной продукции
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Часть нелегально

произведенной продукции реализуется через легальную розницу
Эта часть снижается: нелегально

произведенная продукция перетекает в нелегальную розницу
Рост сетевой торговли (> 50%) и снижение доли розничных рынков (в среднем 8%, по отдельным рынкам до 40%) как факторы снижения риска
Повышение доли интернет торговли (1-8%), в том числе трансграничной торговли, как фактор повышения риска
photophotophotoПереориентация каналов распространения незаконной продукцииВысшая школа экономики, Москва, 2016Часть нелегально произведенной продукции реализуется через легальную розницу Эта

Слайд 26Высшая школа экономики, Москва, 2016
photo
photo
photo
Фискальная политика может стимулировать рост незаконного

оборота
(пример повышения акцизов)

Высшая школа экономики, Москва, 2016photophotophotoФискальная политика может стимулировать рост незаконного оборота (пример повышения акцизов)

Слайд 27photo
photo
photo
Общая логика процесса
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Ускоренное повышение ставок акциза

приводит к росту потребительских цен
На фоне экономического кризиса падают

продажи легальной продукции
Легальный продукт частично замещается нелегальной продукцией
Объем акцизных сборов растет с замедлением и с отставанием от роста ставки акциза, а в определенный момент начинает сокращаться
photophotophotoОбщая логика процессаВысшая школа экономики, Москва, 2016Ускоренное повышение ставок акциза приводит к росту потребительских цен На фоне

Слайд 28photo
photo
photo
Потребительские цены на алкоголь растут вслед за ростом акцизов
Высшая школа

экономики, Москва, 2016
Источник: Росстат, РАР

photophotophotoПотребительские цены на алкоголь растут вслед за ростом акцизовВысшая школа экономики, Москва, 2016Источник: Росстат, РАР

Слайд 29photo
photo
photo
Продажи легальной алкогольной продукции снижаются
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Источник: Росстат

photophotophotoПродажи легальной алкогольной продукции снижаютсяВысшая школа экономики, Москва, 2016Источник: Росстат

Слайд 30photo
photo
photo
Рост акцизных сборов замедляется и начинается их снижение
Высшая школа

экономики, Москва, 2016
Источник: Федеральное Казначейство

photophotophotoРост акцизных сборов замедляется  и начинается их снижениеВысшая школа экономики, Москва, 2016Источник: Федеральное Казначейство

Слайд 31photo
photo
photo
Отсутствие гармонизации акцизов между странами ЕАЭС способствует росту незаконному перетоку

продукции
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Ставки акцизов в Казахстане на крепкий

алкоголь почти в 2 раза ниже, а на пиво и вино в 4 раза ниже, чем в России. В Беларуси ставки по крепкому алкоголю и вину ниже на 10%, по пиву – на 70%. В Кыргызстане ставки по крепкому алкоголю и пиву на 70% ниже
Ставки акциза на сигареты в Казахстане ниже на 70%, в Кыргызстане – в 2,3 раза, в Беларуси – в 3,3 раза (местные марки), в Армении ставки номинальные
photophotophotoОтсутствие гармонизации акцизов между странами ЕАЭС способствует росту незаконному перетоку продукцииВысшая школа экономики, Москва, 2016Ставки акцизов в

Слайд 32Высшая школа экономики, Москва, 2016
photo
photo
photo
Противодействие незаконному обороту

Высшая школа экономики, Москва, 2016photophotophotoПротиводействие незаконному обороту

Слайд 33photo
photo
photo
Основные факторы противодействия
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Ужесточение законодательства в отношении

незаконного оборота продукции
Повышение эффективности правоприменения
Возросшая активность правообладателей
Технологическое усложнение производства

оригинальной продукции
Переход от ценовой конкуренции к конкуренции качеством
Локализация производства глобальными операторами
Заинтересованность растущей крупной сетевой розницы в очищении рынка
Повышение грамотности потребителей (в том числе, силами ведущих участников рынка)
photophotophotoОсновные факторы противодействияВысшая школа экономики, Москва, 2016Ужесточение законодательства в отношении незаконного оборота продукции Повышение эффективности правопримененияВозросшая активность

Слайд 34photo
photo
photo
Ужесточение законодательства
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Вновь снижены пороги крупного размера

ущерба (для алкогольной и табачной продукции установлены ниже общего уровня)
Возвращена

ранее отмененная уголовная ответственность за контрабанду для алкогольной и табачной продукции
Повышены штрафные санкции за операции с немаркированными товарами
Установлена ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара
Ужесточена ответственность за незаконное использование средств индивидуализации
photophotophotoУжесточение законодательстваВысшая школа экономики, Москва, 2016Вновь снижены пороги крупного размера ущерба (для алкогольной и табачной продукции установлены

Слайд 35photo
photo
photo
Рост эффективности правоприменения (2004-2015 гг.)
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Количество дел

об административных правонарушениях, связанных с незаконным использованием товарных знаков, возбужденных

таможенными органами, выросло в 6-7 раз
Число дел о незаконном использовании товарных знаков, возбужденных арбитражными судами выросло в 10 раз
Число лиц, подвергнутых административному наказанию по статье 14.10 судами общей юрисдикции, выросло почти в 7 раз
Число недобросовестных участников рынка, осужденных по статье 180, часть 1 УК РФ (незаконное использование товарных знаков) выросло в 13-14 раз
photophotophotoРост эффективности правоприменения (2004-2015 гг.)Высшая школа экономики, Москва, 2016Количество дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным использованием

Слайд 36photo
photo
photo
Выросло число дел в арбитражных судах о незаконном использовании товарных

знаков
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Источник: ВАС РФ

photophotophotoВыросло число дел в арбитражных судах о незаконном использовании товарных знаковВысшая школа экономики, Москва, 2016Источник: ВАС РФ

Слайд 37photo
photo
photo
Рост активности правообладателей по защите ОИС через таможенный реестр
Высшая

школа экономики, Москва, 2016
Источник: ФТС России

photophotophotoРост активности правообладателей по защите ОИС через таможенный реестр Высшая школа экономики, Москва, 2016Источник: ФТС России

Слайд 38photo
photo
photo
Принятых меры пока недостаточно
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Недостаточен контроль правоохранительных

органов над внутренними рынками (в том числе, вследствие постоянной реорганизации)


Сохраняющиеся проблемы хранения вещественных доказательств, уничтожения контрафактной продукции и оборудования
Не урегулирован окончательно вопрос о параллельном импорте
Принимаемые регулятивные меры часто в большей степени ограничивают легальный бизнес, чем недобросовестных игроков
Не гармонизирована акцизная политика государств-членов ЕАЭС
photophotophotoПринятых меры пока недостаточноВысшая школа экономики, Москва, 2016Недостаточен контроль правоохранительных органов над внутренними рынками (в том числе,

Слайд 39photo
photo
photo
Активность деятельности по защите ОИС в странах ЕАЭС сильно различается
Высшая

школа экономики, Москва, 2016
Источник: ЕЭК

photophotophotoАктивность деятельности по защите ОИС в странах ЕАЭС сильно различаетсяВысшая школа экономики, Москва, 2016Источник: ЕЭК

Слайд 40photo
photo
photo
Основные принципы политики противодействия
Высшая школа экономики, Москва, 2016
Последовательно улучшать (или

хотя бы не ухудшать) экономические условия для легального бизнеса, избегая

излишней зарегулированности и запретов, которые выполняются легальными участниками рынка и легко обходятся недобросовестными участниками
Усиливать нацеленность принимаемых мер против распространителей незаконной продукции
Повышать эффективность исполнения (инфорсмента) уже существующих законодательных норм
photophotophotoОсновные принципы политики противодействияВысшая школа экономики, Москва, 2016Последовательно улучшать (или хотя бы не ухудшать) экономические условия для

Слайд 41Высшая школа экономики, Москва, 2016
фото
фото
фото
Спасибо за внимание

radaev@hse.ru

Высшая школа экономики, Москва, 2016фотофотофотоСпасибо за вниманиеradaev@hse.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика