Разделы презентаций


Основные изобразительно-выразительные средства к экзамену в 9 классе

Содержание

Эпитет – («приложение») образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления (прилагательное, наречие, существительное)N: сказочный лес, великий русский язык, бродяга-ветер, тихонько плачет, великолепная картинаПостоянные эпитеты: красна девица, добрый молодецОлицетворение – перенос

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основные изобразительно-выразительные средства к экзамену в 9 классе Составитель: Кальмина Т.В.

Основные изобразительно-выразительные средства к экзамену в 9 классе  Составитель: Кальмина Т.В.

Слайд 2Эпитет – («приложение») образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или

явления (прилагательное, наречие, существительное)
N: сказочный лес, великий русский язык, бродяга-ветер,

тихонько плачет, великолепная картина
Постоянные эпитеты: красна девица, добрый молодец

Олицетворение – перенос качества живого существа на неживые предметы
( это разновидность метафоры)
N: Осторожно ветер из калитки вышел
Робко месяц смотрит в очи
Улыбнулись сонные берёзки
Море смеялось



Эпитет – («приложение») образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления (прилагательное, наречие, существительное)N: сказочный лес, великий

Слайд 3Метафора («перенесение») – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного

предмета или явления другому (скрытое сравнение)
N: Горит восток зарёю новой…

Золотое сердце
Пчела из кельи восковой летит за данью полевой
Речь льётся, бурлит

Сравнение - предметное или смысловое сходство явлений
N: Глаза как звёзды
Он пролетел метеоритом (в форме Т.п.)

Оксюморон («умная глупость»)- сочетание слов с противоположным значением
N: Живой труп, горячий снег, светлая тьма,
грустная радость, пленница свободы
Метафора («перенесение») – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому (скрытое сравнение)N: Горит

Слайд 4Метонимия («переименование») - перенос названия с предмета на предмет на

основе их объективной близости, логической связи
N: Вся изба храпела (люди,

которые находятся в избе)
Принеси Пушкина (книгу)
Я съел всю тарелку (еду на тарелке)

Синекдоха («соотнесение») – разновидность метонимии, перенос значения по количеству (замена мн.ч. единственным)
N: Швед, русский – колет, рубит, режет…
Сегодняшний выпускник уже не желает работать только за опыт, он претендует на достойную оплату труда (все выпускники)
Покупатель, будь вежлив с продавцом!
Все флаги в гости будут к нам (корабли)

Метонимия («переименование») - перенос названия с предмета на предмет на основе их объективной близости, логической связиN: Вся

Слайд 5Аллегория - выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством

конкретного (образа)
N: изображение смерти в виде скелета с косой

В баснях в образе лисы – хитрость, волка – жадность, зайца – трусость

Перифраза – (парафраз) замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета
N: Царь зверей вместо лев
Создатель «Евгения Онегина» (Пушкин)
Петра творение (Петербург)
Аллегория - выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа)N: изображение смерти в виде скелета

Слайд 6Ирония – (притворство) скрытая насмешка
N: Откуда, умная, бредёшь ты, голова?


(об осле)
О дурном деле отзываются: «Очень хороший

поступок!»
На глупые слова иронически замечают: «Как это умно!»

Сарказм - злая и язвительная насмешка, беспощадная издёвка. Одно из самых сильных средств сатиры
N : Молчалин! Кто другой так мирно всё уладит! Там Моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрёт…
Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву


Ирония – (притворство) скрытая насмешкаN: Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (об осле)   О дурном деле

Слайд 7Гипербола - преувеличение
N: Солнца шар я держу на руках

В сто сорок солнц закат пылал
Я

говорил это тысячу раз
Волны вставали горами

Литота – преуменьшение
N: Мальчик с пальчик
Мужичок с ноготок
Осиная талия


Гипербола - преувеличениеN: Солнца шар я держу на руках   В сто сорок солнц закат пылал

Слайд 8Ассонанс – повтор в стихотворной речи одинаковых гласных звуков
N: У

наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -
Французы тут как тут
(Ушки – прислушиваются)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм.
Сижу ль меж юношей безумных.
Я предаюсь моим мечтам
( ощущение спокойствия)
Ассонанс – повтор в стихотворной речи одинаковых гласных звуковN: У наших ушки на макушке!  Чуть утро

Слайд 9Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее

ему особую звуковую выразительность
N: Лет до ста

расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости (рост)

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой… (шипенье)

Звукоподражание – мяуканье кошки, стук копыт, лай собаки
Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность N: Лет до

Слайд 10Анафора - повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных

ритмических рядов (полустиший, строк, строф)
N: Наше оружие — наши песни,

Наше золото — звенящие голоса

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер,
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор

Эпифора - повторение каких-либо сходных звуковых элементов в конце смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф)
N: Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот! (М.Цветаева)
Анафора - повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф)N: Наше оружие

Слайд 11Антитеза – противопоставление
N: Я зряч — без глаз; нем —

вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;

Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю

N: Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Градация – постепенное усиление или понижение признака
N: Восток белел... Восток алел... Восток вспылал
N: Были и лето, и осень дождливы,
Были потоплены пажити, нивы,
Хлеб на полях не созрел и пропал,
Сделался голод, народ умирал


Антитеза – противопоставлениеN: Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;  И жажду гибели —

Слайд 12Инверсия – нарушение прямого порядка слов
N: Сравнится ль что в

моих стихах
С нежнейшей матери слезами?

N: Чего

ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она

N: Государь мой, — читал он, — Александр Васильич! Сколь прискорбно мне Ваш мирный покой тревожить…


Инверсия – нарушение прямого порядка словN: Сравнится ль что в моих стихах   С нежнейшей матери

Слайд 13Парцелляция - стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на

части или даже на отдельные слова
N: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет…

N: Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.


Парцелляция - стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные словаN: Ночь.

Слайд 14Вопросительные предложения - предложения, выражающие вопрос
N: Далеко вы отсюда

живете?

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа
N: Сколько еще

мы будем терпеть эту несправедливость?
N: Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?

Риторическое восклицание - в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению
N: Взмах! Взлёт! Челнок, снуй! Вал вертись вкруг!
Привод вихрь дли! Не опоздай!


Вопросительные предложения - предложения, выражающие вопрос N: Далеко вы отсюда живете? Риторический вопрос – вопрос, не требующий

Слайд 15Риторическое обращение, то есть опять условное обращение к предметам, к

которым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!) Стилистическая фигура, состоящая

в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. «Мечты, мечты! Где ваша сладость?» (Пушкин)

Тавтология - повторение однозначных или одних и тех же слов
N: Масло масляное
Яснее ясного
Черные чернила

Риторическое обращение, то есть опять условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!)

Слайд 16Синтаксический параллелизм - стилистическая фигура, устанавливающая подобие смежных синтаксических отрезков

текста (стихов, предложений или частей предложения)
N: Твой ум — глубок,

что море,
Твой дух высок, что горы

N: Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету

Синонимы – слова, имеющие одно значение, но разное написание
N: Красный - алый, смелый – храбрый

Антонимы – слова, имеющие противоположное значение
N: Верх – низ, ложь – истина, говорить - молчать
Синтаксический параллелизм - стилистическая фигура, устанавливающая подобие смежных синтаксических отрезков текста (стихов, предложений или частей предложения)N: Твой

Слайд 17Омонимы – слова, имеющие одно написание, но различное лексическое значение
N:

Ключ, лук, ручка

Омофоны - слова, совпадающие по произношению
N: Поколочу –

по калачу, луг — лук, плод — плот, род — рот, труд - трут, туш — тушь. Омофоны называют также фонетическими омонимами

Омографы – слова, различающиеся ударением
N: орган – орган, замок - замок

Омонимы – слова, имеющие одно написание, но различное лексическое значениеN: Ключ, лук, ручкаОмофоны - слова, совпадающие по

Слайд 18Фразеологизмы - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и

целостное по значению словосочетание или предложение
N: Водить за нос, дать

отставку, не вести ухом, зайти в тупик, бить ключом, плыть по течению, держать камень за пазухой

Бессоюзие - бессоюзная связь однородных членов простого предложения
N: Швед, русский колет, рубит, режет
N: Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики…
Фразеологизмы - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложениеN: Водить

Слайд 19Многосоюзие - такое построение предложения, когда все или почти все

однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом

(чаще "и")
N: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность

Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии
N: Палитра, гуашь, аккорд, октава, наложить пломбу

Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности
N: Бурак – свёкла, бахилы - охотничьи сапоги, вестимо – конечно, чапыга – частый кустарник


Многосоюзие - такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и

Слайд 20Жаргонизмы – слова, ограниченные в своём употреблении социальной или возрастной

средой
N: Пришить – убить, домашка – дом. задание, кумпол –

голова, баксы – доллары

Эмоционально окрашенные слова – слова, выражающие отношение к предметам
N: Кляча – лошадь, врать – говорить неправду, жаждать – желать страстно

Устаревшие слова – слова, вышедшие из употребления. Архаизмы – слова, которые вытесняются более точными и удобными
N: Ветрило – парус, глас – голос, уста – губы
Историзмы – слова, которые выходят из активной лексики в связи с исчезновением предметов
N: Веретено, кафтан, лапти
Жаргонизмы – слова, ограниченные в своём употреблении социальной или возрастной средойN: Пришить – убить, домашка – дом.

Слайд 21Неологизмы – новые слова, возникающие в языке
N: Ракета, компьютер, атмосфера,

принтер

Заимствованные слова – слова, вошедшие в русский язык из других

языков
N: Барабан (тюркск.), кукла (греч.), танк (англ.)
Неологизмы – новые слова, возникающие в языкеN: Ракета, компьютер, атмосфера, принтерЗаимствованные слова – слова, вошедшие в русский

Слайд 22Определите изобразительно-выразительные средства

Чахлая рябина мокнет под дождём
Луна, как бледное пятно,

сквозь тучи мрачные желтела

В саду горит костёр рябины красной

Заря алая

улыбается

Съел три тарелки

И слышно было до рассвета, как ликовал француз

Определите изобразительно-выразительные средстваЧахлая рябина мокнет под дождём	Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела	В саду горит костёр

Слайд 23Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед

В сто

сорок солнц закат пылал

Мальчик с пальчик

За всё, за всё тебя

благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был.
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я ещё благодарил

Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бедВ сто сорок солнц закат пылал	Мальчик с пальчик	За всё,

Слайд 24"Всё моё", - сказало злато;
"Всё моё", - сказал булат;
"Всё куплю",

- сказало злато;
"Всё возьму", - сказал булат

Ты и убогая, ты

и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная,
Матушка-Русь

Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас
Сребрит мороз увянувшее поле

Молодая старость. Не каждому отпущено такое счастье!




Слайд 25О России петь -
что стремиться в храм.
О России петь

-
что весну встречать

Этим летом я видел море. Первый

раз

Швед, русский колет, рубит, режет
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы



О России петь - что стремиться в храм.О России петь - что весну встречать	Этим летом я видел

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика