Слайд 2Основные направления экологической психологии
1. Психология экологического сознания;
2. Психология взаимодействия с
окружающей средой;
психология средовых влияний;
экстремальная психология;
психология природоохранной деятельности
и экологического просвещения;
рискология;
3. Психология глобальных изменений и устойчивого развития;
4. Экопсихология развития.
Слайд 3Психология экологического сознания
Исследует индивидуальное и групповое экологическое сознание
Особенности психологии экологического
сознания природа рассматривается как «мир природы»;
основной акцент делается на субъективных
связях человека с природой;
для исследования взаимодействия человека с «миром природы» привлекается аппарат социальной психологи, психологии личности и т.д.
(С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин )
Слайд 4Психология взаимодействия с окружающей средой
исследует психологические аспекты взаимодействия человека
с окружающей средой и занимается изучением соотношения ее параметров с
психологическими особенностями переживаний, развития и поведения человека.
Слайд 5Особенности психологии окружающей среды
человек и окружающая среда рассматриваются как компоненты
единой системы;
в качестве исходного принимается представление, что среда настолько существенным
образом влияет на поведение человека, что в реакциях разных индивидов на воздействие идентичной (одной и той же) среды обнаруживается больше общего, чем различного.
Слайд 6Особенности восприятия человеком природы как среды
Природная среда не имеет определённых,
твёрдо фиксированных границ во времени;
Природная среда одновременно воздействует на все
органы чувств;
Восприятие среды обусловлено характером действия;
Каждый элемент природной среды обладает физическими, химическими характеристиками, а также социальным значением;
Этноцентрическое восприятие природы как среды (во многом)
Восприятие среды цельно, но избирательно.
Слайд 7Окружающая среда
понимается как полный, исчерпывающий набор условий и обстоятельств, в
которых живет человек, как физических, так и социокультурных.
Слайд 8
Различают два вида ситуаций
когда у индивида имеется ограниченный выбор
действий, вследствие чего он вынужден максимально адаптироваться к данной ситуации;
индивид обладает полной свободой воли в выборе своих действий => он рассматривается как целеполагающее существо.
Слайд 9Разделы направления
психология средовых влияний;
экстремальная психология;
психология природоохранной деятельности и экологического просвещения;
рискология;
Слайд 10Психология средовых
влияний
Изучает различные аспекты влияния на психику человека таких факторов
окружающей среды (природной, антропогенной, пространственной, социальной и др.), которые имеют
психологически атрибутивный, характер.
Слайд 11Основные принципы взаимоотношений
человека и среды
Интерес к средовым проблемам
с целью создания лучшей физической среды для членов общества (Прошанский
и О’Ханлон);
Согласованность человека со средой, различая при этом умственную и испытываемую сторону (Михельсон);
Оптимизация отношений между человеком и средой (Стоколс);
Слайд 12Экологический подход
Дж. Гибсона
Человек реально живет не в “физическом
мире”, а в “экологическом мире”.
“Физический мир” - это мир
как его исследует и описывает физика, химия и другие подобные науки.
“Экологический мир” - это тот мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д.
Слайд 13Средовая персонология
Основной задачей средовой персонологии является анализ взаимосвязей между
личностью, её внутренним миром и средой, в которой находится субъект.
(Ю.Г. Абрамова)
Слайд 14Экстремальная психология
изучает общие психологические закономерности жизни и деятельности человека
в изменчивых (непривычных) условиях существования:
во время авиационного и космического
полетов,
подводного плавания,
пребывания в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня),
в подземелье и т.д.
Слайд 15
Два взаимосвязанных направления:
Исследуются психологические аспекты подготовки, поддержки и реабилитации человека,
работающего или попавшего в экстремальную ситуацию;
Исследуется деятельность человека в
неестественных для него средовых условиях (под водой, в космосе, под землей и других).
Слайд 16Определении экстремальной ситуации
с одной стороны, экстремальность может создаваться формальными, внешними
условиями (когда они превышают диапазон оптимальных воздействий);
с другой -
экстремальность существеннейшим образом зависит от того, как воспринимает и как относится индивид к данным воздействиям.
(Н.И.Наенко)
Слайд 17Адаптационный барьер
Психическая дезадаптация возникает в ситуации прорыва индивидуального для каждого
человека адаптационного барьера.
Длительное особенно резкое напряжение адаптационного барьера приводит
к его перенапряжению => возникновение преневротических состояний (беспокойство, заторможенность и т.д.)
(Ю.А.Александровский)
Слайд 18Субъектно-объектное взаимодействие
Индивид воздействует на среду;
Среда воздействует на индивида;
Индивид изменяет
личностный смысл психологической ситуации, в которой он находится, и тем
самым меняет свое психическое состояние.
Слайд 19Субъект-субъектное взаимодействие
каждый из компонентов системы “индивид - среда” выступает
по отношению к другому как условие и результат взаимного развития.
Слайд 20Психология природоохранной деятельности и экологического просвещения
изучает психологические аспекты охранительного воздействия
человека на природную среду.
Основная задача:
научить и детей
и взрослых тем способам, которые способствуют сохранению окружающей, по преимуществу природной, среды от антиэкологичного действия современной техногенной цивилизации.
Слайд 21Проблемы:
проблема охраны окружающей среды от загрязнения;
проблему охраны заповедников;
проблему поведения людей в городской и природной среде.
Слайд 22Рискология
- это научная дисциплина, изучающая различные проблемы риска.
Риск –
потенциальная возможность угрозы будущих потерь (ущерба), обусловленная субъективным решением (А.В. Мозговая).
Слайд 23Виды экологических рисков
естественные - связанные с естественным преобразованием среды;
искусственные -
связанные с антропогенным преобразованием среды.
Слайд 24Вирусная теория кадрового риска
Слабый, некомпетентный, но послушный "верху" руководитель
принимает на работу таких же, как он: послушных, исполнительных, лояльных
ему, но малокомпетентных руководителей, которые через некоторое время, становясь на место старших руководителей, продолжают такую же кадровую политику.
Через несколько таких смен в организации остаются, в основном, руководители-исполнители и не остается руководителей, способных принимать стратегические решения.
Слайд 25Риск экологический
уровень вероятности возникновения неблагоприятных последствий, опасных для:
жизнедеятельности
людей,
сохранности природных ресурсов,
спонтанных экосистем,
исторических, культурных и материальных
ценностей и т.д.
связанных с:
природными катастрофами,
функционированием экологически опасного производственного объекта,
принятием решения о сооружении подобно объекта,
принятием решения о размещении жилищно-коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов в зонах возможных стихийных бедствий и т.д.
Слайд 26Психология глобальных изменений и устойчивого развития
Изучаются глобальные изменения условий
обитания человека на значительных территориях регионального или планетарного масштаба.
Слайд 27Особенности глобальных изменений
большие пространственно – временные масштабы;
вызваны непосредственно деятельностью человека;
медленно текущий и необратимый характер;
высокой степенью маскировки и отсроченности
причинно-следственных связей;
большая пространственная и социальная дистанцированность между агентами и жертвами глобальных изменений;
информация о них не отличается четкостью;
люди игнорируют информацию об угрозе их безопасности вследствие глобальных изменений
Слайд 29Экопсихология развития
- это наука, изучающая такие особенности, закономерности и
механизмы психического развития, которые проявляются в условиях взаимодействия человека с
окружающей средой.
Слайд 30Экопсихология развития предполагает
формирование экологического сознания посредством такого взаимодействия с
миром природы (в т.ч. природными объектами, другими людьми и с
самим собой), в процессе которого «порождается» непосредственное ощущение единства (общности и различия одновременно) с миром природы.