Слайд 1
Основные направления реализации Стратегии повышения финансовой грамотности
в Российской Федерации
на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р
в учреждениях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Чернышова Елена Александровна –
главный специалист отдела методического сопровождения
Управления координации деятельности подведомственных учреждений Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга
Слайд 2СТРАТЕГИЯ
ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2017 - 2023 ГОДЫ
Цель
Стратегии - создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения
как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
Слайд 3Финансово грамотный гражданин
должен как минимум:
следить за состоянием личных финансов;
планировать
свои доходы и расходы;
формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности»
для непредвиденных обстоятельств;
иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
рационально выбирать финансовые услуги;
жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей
по ним;
знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
знать о рисках на рынке финансовых услуг;
знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Слайд 4Приоритетные целевые группы населения
целевая группа населения, составляющего потенциал будущего развития
России, - обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных
организаций высшего образования;
целевая группа населения, склонного к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах, - граждане с низким и средним уровнем доходов;
целевая группа населения, испытывающую трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту, - граждане пенсионного и предпенсионного возраста и лица с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 5Основные термины
финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется
как сочетание осведомленности, знаний, умений
и поведенческих моделей, необходимых для
принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге
для достижения финансового благосостояния;
основы финансово грамотного поведения - сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных
и ответственных решений на финансовом рынке
и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.
Слайд 6Основные термины
финансовое образование - процесс, посредством которого потребители финансовых услуг
(инвесторы) улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и
с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность
о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения.
Слайд 7Современное состояние и проблемы финансовой
грамотности населения в Российской Федерации
Уровень финансовой
грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким.
Навыки
личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств
по-прежнему отсутствуют у большинства российских домохозяйств.
Только в каждом 4-м домохозяйстве ведется письменный учет доходов
и расходов.
Лишь треть россиян стараются финансово обеспечить свою пенсию
и обращают внимание на доходность и гарантию сохранности сбережений при выборе инструментов накоплений.
Более 20 % трудоспособного населения Российской Федерации полагают, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна.
По мнению 37 % потребителей, возвращать взятый в банке кредит
не обязательно, если этому препятствуют непредвиденные обстоятельства (потеря работы, болезнь, развод, переезд).
Слайд 8ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2023 ГОДЫ
Подготовка и проведение:
недель финансовой
грамотности,
недель сбережений,
дней пенсионной грамотности
Обобщение и распространение информации о наилучших практиках и инициативах в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг
Расширение практики информирования граждан по вопросам повышения финансовой грамотности и способах защиты своих прав и интересов как потребителей финансовых услуг
Разработка программ, дополнительного образования
Слайд 9ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2023 ГОДЫ
Содействие в распространении информационных
материалов Банка России получателям социальных услуг
Оборудование информационных стендов для получателей социальных услуг по вопросам повышения уровня финансовой грамотности
Организация вебинаров, научно-практических и (или) научно-
методических конференций по вопросам: повышения финансовой грамотности работников социальной сферы Санкт-Петербурга
Слайд 10Видео материалы по вопросам финансовой грамотности
Слайд 11Повышение финансовой грамотности в рамках
предоставления социальный услуг
в Санкт-Петербурге
Услуги в
целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности,
в том числе детей-инвалидов
Обучение навыкам (поддержание навыков) поведения
в быту и общественных местах: обучение навыкам самостоятельного проживания - подготовка
к независимому образу жизни; обучение персональной сохранности (безопасности);
Обучение навыкам социально-средовой ориентации: составление программы индивидуальных занятий; обучение взаимодействию с другими людьми; обучение обращению
с деньгами; обучение поведению при покупках, и др.
Слайд 12Правовые акты, которые затрагивают интересы социального развития
Социально-педагогические услуги
Организация досуга: организация
и проведение лекций, семинаров; проведение занятий и бесед по повышению
уровня общей культуры получателя социальных услуг
Оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности: определение уровня навыков компьютерной грамотности; выбор форм и методов работы
с получателем социальных услуг
Слайд 13Спасибо
за внимание!
Санкт-Петербург, 2019 год