Разделы презентаций


Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века

Содержание

«Наше время трудновато для пера...»В.В. Маяковский«Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...»В.А. Чалмаев«XX век всех нас переломал...»М.И. ЦветаеваЛитература

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX

века.

Основные направления   русской литературы  XX столетия.  Литература начала XX века.

Слайд 2«Наше время трудновато для пера...»
В.В. Маяковский
«Ни одна мировая литература XX

века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано

ушедших из жизни мастеров культуры...»
В.А. Чалмаев
«XX век всех нас переломал...»
М.И. Цветаева

Литература XX века

«Наше время трудновато для пера...»В.В. Маяковский«Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного

Слайд 3

Историческая ситуация в России начала XX века
Последние годы

XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная

с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.

Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Историческая ситуация  в России начала XX векаПоследние годы XIX столетия стали поворотными для русской и

Слайд 4I. Начало 1890-х – 1905 год
1892 год. Свод законов Российской

империи: «обязанность полного послушания царю», власть которого объявлялась «самодержавной и

неограниченной»
Быстрыми темпами развивается промышленное производство.
Растет социальное сознание нового класса – пролетариата.
1885 год. Первая политическая забастовка Орехово-Зуевской мануфактуры. Суд признал требования трудящихся справедливыми.

1896 год. Император Николай Второй.
Образовались первые политические партии: 1898 – социал-демократы, 1905 – конституционные демократы, 1901 – социал-революционеры

I. Начало 1890-х – 1905 год1892 год. Свод законов Российской империи: «обязанность полного послушания царю», власть которого

Слайд 5Революции
Исторические потрясения начала 20века

1905




1917
Февральская буржуазно-демократическая революция

Октябрьская

социалистическая революция
Первая русская революция

РеволюцииИсторические потрясения начала 20века   1905 1917Февральская буржуазно-демократическая революцияОктябрьская социалистическая революцияПервая русская революция

Слайд 6Николай Бердяев
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли,

расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания,

интереса к мистике и оккультизму».
Николай Бердяев«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного

Слайд 7Девятнадцатый век
…. 
Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В

пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и

жизнь бактерий.
 
Античный мир вел к вечным тайнам нить;
Мир новый дал уму власть над природой;
Века борьбы венчали всех свободой.
 
Осталось: знанье с тайной съединить.
Мы близимся к концу, и новой эре
Не заглушить стремленья к высшей сфере .

 (В.Брюсов)
Девятнадцатый век…. Упали в прах обломки суеверий,Наука в правду превратила сон:В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,Познав

Слайд 8Русскую литературу рубежа 19 - 20 веков
называют

Серебряным веком.

1895 – 1920 г.
Русскую литературу рубежа 19 - 20 веков   называют Серебряным веком.

Слайд 9
Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы».


Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век»

отблеском, возрождением «века золотого».
Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.
Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев,

Слайд 10Начало эпохи 1890 год
Николай Минский "Со светом совести" (1890г.)
Дмитрий

Мережковский "О причинах упадка современной российской литературы" (1893г.)
Валерий Брюсов

"Российские символисты" (1894г.)

Окончание эпохи
1921 год
смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева в 1921г.

Начало эпохи 1890 годНиколай Минский

Слайд 11

Разделение русской литературы на два направления
Направления в литературе
реализм
модернизм
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм
декаданс

Разделение русской литературы на два направления Направления в литературереализммодернизмсимволизмакмеизмфутуризмимажинизмдекаданс

Слайд 12От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia — упадок.

Настроение пассивности,

безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных

переживаний.

Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали.

Культ красоты как самодовлеющей ценности.

Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».

Декаданс
(конец 19 — начало 20 вв.)

От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia — упадок.Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в

Слайд 13Декаданская лирика
Пустынный шар в пустой пустыне,
Как Дьявола раздумие...
Висел всегда,

висит поныне...
Безумие! Безумие!
Единый миг застыл – и длится,
Как вечное раскаянье...


Нельзя ни плакать, ни молиться...
Отчаянье! Отчаянье!
Пугает кто-то мукой ада,
Потом сулит спасение...
Ни лжи, ни истины не надо...
Забвение! Забвение!
Сомкни плотней пустые очи
И тлей скорей, мертвец.
Нет утр, нет дней, есть только ночи.
Конец.
З. Гиппиус
Декаданская лирикаПустынный шар в пустой пустыне,Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне...Безумие! Безумие!Единый миг застыл – и

Слайд 14Декаданская лирика
Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой,
А

только бесконечной скукой
И тихим ужасом полна,
Что кажется — я не

живу,
И сердце перестало биться,
И это только наяву
Мне все одно и то же снится.
И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь, накажет, —
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.
Д.С. Мережковский

Декаданская лирикаТак жизнь ничтожеством страшна,И даже не борьбой, не мукой,А только бесконечной скукойИ тихим ужасом полна,Что кажется

Слайд 15Критический реализм (XIX век – начало XX века)
Правдивое, объективное отображение

действительности в ее историческом развитии.
Продолжение традиций русской литературы XIX

века, критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.


А.П. Чехов

Л.Н. Толстой

А.И. Куприн

И.А. Бунин

Критический реализм  (XIX век – начало XX века)Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение

Слайд 16Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовым

– «Среда»
Издательство «Знамя» открывает М. Горький
Реализм (неореализм)
А. Куприн


М. Горький

Л. Андреев

И. Шмелёв

И. Бунин

Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовым – «Среда»Издательство «Знамя» открывает М. ГорькийРеализм (неореализм)

Слайд 17Жанр – повесть и рассказ.
Ослаблена сюжетная линия.
Интересует подсознание, а не

«диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые

самим человеком.
Образ автора выходит на первый план, задача – показать свое, субъективное восприятие жизни.
Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий)
Возрастает роль детали.
Поэтические приемы переходят в прозу.

Реализм (неореализм)

Жанр – повесть и рассказ.Ослаблена сюжетная линия.Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные

Слайд 18Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные

цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом,

довести игру звуков до совершенства.

В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.

Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать

Слайд 19Символизм
Д. Мережковский,
З. Гиппиус, Ф. Сологуб ,
В. Брюсов, К. Бальмонт,
А.

Блок, А. Белый,
1870-1920-е гг.
От гр. symbolon - знак, символ.

СимволизмД. Мережковский,З. Гиппиус, Ф. Сологуб ,В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, 1870-1920-е гг.От гр. symbolon

Слайд 20Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.

Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.

Слайд 21Истоки русского символизма

Франция 1860-70-е годы.


Артюр Рембо

Поль Верлен

Шарль Бодлер

Стефан Малларме

Основатель символизма – Шарль Бодлер

Истоки русского символизма

Слайд 22Литературные манифесты
1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и

о новых течениях современной русской литературы».
Модернизм получает теоретическое обоснование.
Три

основных элемента «нового искусства»:
мистическое содержание,
символизация
«расширение художественной впечатлительности»


1903 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны».
Литература по воздействию должна быть приближена к музыке.
Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.

Литературные манифесты1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».Модернизм получает

Слайд 23Символический пейзаж
Звукопись. Важна музыка слова.
«Жреческий язык»: усложненный, метафоричный.
Возрождение сонета, рондо,

терцины…

Особенность поэтики
Антитеза 2-х миров (двоемирие): нетленный и реальный

Цветовая символика
синий

– разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир…


белый – идеал, женственность, любовь, мечта…

жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение…

чёрный – тайна, двойственность…

красный – кровь, катастрофа…

Символический пейзажЗвукопись. Важна музыка слова.«Жреческий язык»: усложненный, метафоричный.Возрождение сонета, рондо, терцины…Особенность поэтикиАнтитеза 2-х миров (двоемирие): нетленный и

Слайд 24Символ
образ, имеющий безграничное количество значений
«Символ только тогда истинный, когда

он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов)
«Символ – окно в

бесконечность» (Ф. Сологуб)
передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире;
образ, требующий от читателя сотворчества.
«Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов)

М. Врубель. Роза

Символ образ, имеющий безграничное количество значений«Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов)«Символ

Слайд 25Особенность мировосприятия
Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни,

а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей», «мировой души»)

В. Соловьев.
Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

К. Сомов «Синяя птица».1918

Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее

Особенность мировосприятияМир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей»,

Слайд 26 Старшие символисты
1903 Брюсов «Ключи тайн» :
Цель искусства

– выражение «движения души» поэта, тайн человеческого духа
Сущность мира непознаваема

рассудком, но познаваема интуицией
Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями.
Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения
Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность

В. Брюсов

К. Бальмонт

Д. Мережковский

З. Гиппиус

Ф. Сологуб

Старшие символисты1903 Брюсов «Ключи тайн» : Цель искусства – выражение «движения души» поэта, тайн человеческого

Слайд 27 Младосимволисты

1900гг.-рубеж веков
Философия Владимира Соловьева
…Мы подошли – и воды синие
Как две

расплеснутых стены.
И вот в дали белеет скиния,
И дали мутные видны…

божественное единство Вселенной
Душа мира – Вечная Женственность
Общество построено на духовных началах

В. Иванов

А. Белый

А. Блок

Младосимволисты   1900гг.-рубеж вековФилософия Владимира Соловьева…Мы подошли –

Слайд 28Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания
Мотив

ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры
Эклектичность , противоречивость
В центре

внимания – вопросы о судьбах России

Младосимволисты

Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познанияМотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эрыЭклектичность

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика