Разделы презентаций


Основные ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА

Содержание

План:Донаучные концепции развития общества. Марксистский (формационный) подход.Теория модернизации. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное обществаЦивилизационный подход.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 2
Основные ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА

ЛЕКЦИЯ 2Основные ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА

Слайд 2План:
Донаучные концепции развития общества.
Марксистский (формационный) подход.
Теория модернизации. Традиционное, индустриальное,

постиндустриальное общества
Цивилизационный подход.

План:Донаучные концепции развития общества. Марксистский (формационный) подход.Теория модернизации. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное обществаЦивилизационный подход.

Слайд 3
Архаические общества – цикличность истории, вечное повторение.

Античность – мир движется

от лучшего к худшему, от эпохи богов и героев к

упадку.

Серебряный век

Золотой век

Бронзовый век

Медный век

Железный век

Архаические общества – цикличность истории, вечное повторение.Античность – мир движется от лучшего к худшему, от эпохи

Слайд 4Религиозная концепция истории
Смысл истории заключается

в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется

свободная человеческая личность.
Христианская концепция истории финалистская и регрессивная (конец истории – Страшный Суд)

Пришествие
Христа




Сотворение мира

Апокалипсис

Религиозная концепция истории     Смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в

Слайд 5До Нового Времени понятие прогресса не существует в обыденном и

историческом сознании человечества. Земная история человечества представляется скорее как регресс.

До Нового Времени понятие прогресса не существует в обыденном и историческом сознании человечества. Земная история человечества представляется

Слайд 6Социальное изменение –

переход социальных систем из одного состояния в

другое.



Социальное развитие -


необратимое, направленное, закономерное изменение социальных систем в

сторону улучшения, усложнения, совершенствования.

Социальное изменение – переход социальных систем из одного состояния в другое.Социальное развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение

Слайд 7Прогресс –

переход от менее совершенных форм жизнедеятельности общества к

более совершенным.

Регресс

развитие от высшего к низшему, от сложного

к простому, деградация, понижение уровня, ослабление и затухание функций, застой.

Прогресс – переход от менее совершенных форм жизнедеятельности общества к более совершенным. Регресс развитие от высшего к

Слайд 8 2. Марксистский (формационный) подход
На протяжении ХХ века марксизм

самое влиятельное философское, экономическое и политическое движение в мире.

2. Марксистский (формационный) подход  На протяжении ХХ века  марксизм самое влиятельное философское, экономическое и

Слайд 9Основатели марксизма

Карл Маркс
1818-1881

Фридрих Энгельс
1820-1895

Основатели марксизмаКарл Маркс1818-1881Фридрих Энгельс1820-1895

Слайд 10Формационный подход
Первобытно-общинная ОЭФ
(общественно экономическая формация)


2. Рабовладельческая ОЭФ
(рабовладельцы

- рабы)


3. Феодальная ОЭФ
(феодалы – крестьяне)


4. Капиталистическая ОЭФ
(буржуазия – рабочие)

социализм
5.

Коммунизм
Социализм
Формационный подходПервобытно-общинная ОЭФ (общественно экономическая формация) 2. Рабовладельческая ОЭФ (рабовладельцы - рабы)3. Феодальная ОЭФ(феодалы – крестьяне)4. Капиталистическая

Слайд 11Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества, основывающийся на определенном

способе производства.

Способ производства – понятие, характеризующее определенный вид производства,

осуществляемый в рамках исторически определенных общественных отношений.

Главные из общественных отношений – производственные отношения (экономические) – совокупность отношений , в которые люди вступают по поводу производства, распределения и потребления материальных благ.


Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества, основывающийся на определенном способе производства. Способ производства – понятие, характеризующее

Слайд 12экономический базис
– способ производства
.

Надстройка
Государство, церковь, право, культура

экономический базис – способ производства .НадстройкаГосударство, церковь, право, культура

Слайд 13К. Маркс. К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

«В общественном производстве своей жизни

люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие

отношения —производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» 
К. Маркс. К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их

Слайд 14

Главный вывод:
Если производственные отношения и надстройка не соответствуют

уровню развития производительных сил, то в обществе неизбежны или реформы

или революция.




Марксистский подход =конфликтологический

Главный вывод:Если производственные отношения и надстройка не соответствуют уровню развития производительных сил, то в обществе

Слайд 15Марксизм-ленинизм
– идеология СССР

Марксизм-ленинизм – идеология СССР

Слайд 16постМарксизм в XXI веке
Томас Пикетти
«Капитал в XXI веке»,

2013


Терри Иглтон
«Почему Маркс был прав», 2011

постМарксизм в XXI веке Томас Пикетти «Капитал в XXI веке», 2013 Терри Иглтон «Почему Маркс был прав»,

Слайд 173. Теория модернизации.
Теория сложилась в 1960-е-1970-е гг.
Первоначально: модернизация –

переход от традиционного общества к современному обществу западного типа (вестернизация)
Современная

трактовка: переход от аграрного общества к индустриальному и постиндустриальному с сохранением цивилизационной специфики

3. Теория модернизации. Теория сложилась в 1960-е-1970-е гг.Первоначально: модернизация – переход от традиционного общества к современному обществу

Слайд 18Формационный подход
Первобытно-общинная
ОЭФ

Рабовладельческая ОЭФ

Феодальная ОЭФ
Капиталистическая ОЭФ
Коммунизм
Социализм
Архаичное общество

Традиционное
общество


Индустриальное

общество

Постиндустриальное
общество
Теория модернизации

Формационный подходПервобытно-общинная ОЭФРабовладельческая ОЭФФеодальная ОЭФ Капиталистическая ОЭФ КоммунизмСоциализмАрхаичное обществоТрадиционное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное обществоТеория модернизации

Слайд 224. Цивилизационный подход
Цивилизация – многозначное понятие, обозначающее в различных контекстах
определенный

уровень развития материальной и духовной культуры общества
период развития общества, следующий

за варварством (Морган)
конкретный культурно-исторический тип развития общества
4. Цивилизационный подходЦивилизация – многозначное понятие, обозначающее в различных контекстахопределенный уровень развития материальной и духовной культуры обществапериод

Слайд 24
1869 г.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

1869 г.Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

Слайд 26КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП — самобытная цивилизация. Носителями культурно-исторических типов являются естественные,

т. е. исторически сложившиеся, группы людей. Подобно типам в животном

мире, культурно-исторические типы не имеют общей судьбы, а их самобытность и своеобразие определяются природными, этнографическими факторами. Равноценность этих типов.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП — самобытная цивилизация. Носителями культурно-исторических типов являются естественные, т. е. исторически сложившиеся, группы людей. Подобно

Слайд 27Культурно-исторические типы:
египетский;
китайский;
ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский
индийский;
иранский;
еврейский;
греческий;
римский;

аравийский;
германо-романский, или европейский,
мексиканский (погиб насильственной смертью)
перуанский (погиб

насильственной смертью)
Культурно-исторические типы:египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейскийиндийский; иранский; еврейский; греческий; римский; аравийский; германо-романский, или европейский, мексиканский (погиб насильственной смертью) перуанский

Слайд 28Законы развития культурно-исторических типов
Закон 1. Наличие общего языка или группы

родственных языков
«Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или

группой языков…, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества»

Закон 2. Собственная государственность или политическая независимость
«Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью»

Закон 3. Уникальность культуры, не способность ее передать в полном объеме
«Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций»

Законы развития культурно-исторических типовЗакон 1. Наличие общего языка или группы родственных языков«Всякое племя или семейство народов, характеризуемое

Слайд 29Закон 4. Разнообразие вариантов развития внутри культурно-исторического типа
«Цивилизация, свойственная каждому

культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда

разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.»

Закон 5. Культурно-исторические типы зарождаются и гибнут как живые организмы
«Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.»
Закон 4. Разнообразие вариантов развития внутри культурно-исторического типа«Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия

Слайд 30Освальд Шпенглер ( 1880-1936)
1918

Освальд Шпенглер ( 1880-1936)1918

Слайд 31О. Шпенглер
Мировая история – история отдельных культур
Между культурами нет преемственности


Культура существует 1200 – 1500 лет и проходит 5 стадий

развития: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Любая культура погибнет.
Стадия заката «культуры» называется «цивилизацией»
О. ШпенглерМировая история – история отдельных культурМежду культурами нет преемственности Культура существует 1200 – 1500 лет и

Слайд 328 величайших мировых культур
египетская
Индийская
Вавилонская
китайская
греко-римская (алоллоновская)
византийско-арабская
культура майя
ныне существующая

западноевропейская (фаустовская)

8 величайших мировых культурегипетскаяИндийскаяВавилонскаякитайскаягреко-римская (алоллоновская) византийско-арабская культура майя ныне существующая западноевропейская (фаустовская)

Слайд 33Арнолд Тойнби (1889-1975)

Арнолд Тойнби (1889-1975)

Слайд 34А.Тойнби

13 цивилизаций (западная, арабская, индийская, китайская, японо-корейская, русско-ортодоксальная и

т.д.)
5 фаз развития цивилизации
Рождение
Рост
Стабилизация
Разложение
Гибель

А.Тойнби 13 цивилизаций (западная, арабская, индийская, китайская, японо-корейская, русско-ортодоксальная и т.д.)5 фаз развития цивилизацииРождение РостСтабилизация Разложение Гибель

Слайд 35Основной стимул развития цивилизации

Закон вызова-и-ответа

Ответ на вызов вырабатывает элита.

Если

элита не состоятельна, она удерживает власть только силой.

Такая цивилизация обречена

неудачу.

С утраты элитой потенциала начинается разложение цивилизации.

Критерии развития цивилизации
1. Возрастание власти над окружающей средой
2. Возрастание власти над человеческом окружением

Основной стимул развития цивилизации Закон вызова-и-ответаОтвет на вызов вырабатывает элита.Если элита не состоятельна, она удерживает власть только

Слайд 36Общее в теориях
1. Отрицание общности истории, единой истории человечества нет,

есть лишь история локальных цивилизаций
2. Конечность существования любой цивилизации, отсутствие

веры в прогресс.
Общее в теориях1. Отрицание общности истории, единой истории человечества нет, есть лишь история локальных цивилизаций2. Конечность существования

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика